Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД «Речевое развитие» по теме:
«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени
с опорой на картинки – символы».
Тема: Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени по опорным картинкам- символам.
Задачи:
Образовательные: учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-символы, активизировать в речи слова, обозначающие приметы осени, учить правильно располагать детские рисунки, соблюдать пропорции.
Развивающие: развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности.
Воспитывающие: воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться её красотой и желание беречь её.
Материалы и оборудование: картины с изображением ранней, «золотой», поздней осени, картинки-символы, план-схема с рябиновой кистью, картинки на каждого ребенка с изображением снегирей.
Методы и приемы:
Наглядный: рассматривание картины «Поздняя осень».
Словесный: беседа об осени, загадка об осени.
Практический: рисование рябиновой кисти по образцу-схеме.
Игровой: Минута вхождения в день «Нам здороваться не лень», физминутка «Признаки поздней осени», письмо от Незнайки.
НОД
1. Организационный момент. Минутка вхождения в день:
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое.
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй маленький цветок.
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое. Если дождик льется,
Как такое время года у людей зовется? (Осень)
Воспитатель: Верно, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о прекрасной поре – поздней осени.
2. Беседа по вопросам.
Воспитатель: Скажите, как называется первый месяц осени? (Сентябрь).
Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что в сентябре наступает ранняя осень, ранней осенью немного холодает, но еще тепло, солнце ярко светит, дожди идут редко, листья на деревьях только начинают менять окраску. В парках еще цветут цветы.
- А какой же месяц наступает после сентября? (Октябрь).
Воспитатель: В октябре наступает «золотая осень», листья начинают окрашиваться в желтый, красный, коричневый цвет. Можно наблюдать листопад, часто идут дожди, солнце светит не так ярко, цветы на клумбах засыхают и теряют свой цвет.
- Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется? (Ноябрь).
- В ноябре тепло или холодно? (В ноябре становится холодно)
- Солнце светит ярко? (Светит, но не греет)
- Куда улетают птицы? (Птицы улетают в теплые края)
- Дожди идут часто или редко? (Дожди идут часто)
- Можно ли увидеть снег в ноябре? (В ноябре можно увидеть первый снег)
3. Сравнить природу в октябре и ноябре.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какая погода была в октябре, когда мы с вами наблюдали «золотую осень», и расскажем какая погода сейчас, в ноябре, поздней осенью. Я начну предложение, а вы его закончите.
- В октябре было тепло, а сейчас … (холодно)
- В октябре листья начинали падать с деревьев, а сейчас … (опали)
- В октябре птицы улетали на юг, а сейчас … (улетели)
- В октябре редко шли дожди, а сейчас… (часто)
- В октябре снега не было, а сейчас… (можно увидеть первый снег)
Воспитатель: Ноябрь – это последний месяц осени. Он очень холодный, дождливый. Небо хмурое, солнце появляется редко на небе и светит не так ярко.
4. Найди ошибку.
Воспитатель: Знаете, ребята. Прихожу я сегодня утром в нашу группу, а на столе лежит письмо. Как вы думаете. От кого оно? (от Незнайки) Давайте вместе его откроем. Незнайка пишет, что очень любит позднюю осень, и утверждает, что хорошо знает её признаки. Давайте это проверим? Если утверждение верное, вы будете хлопать, если неверное – топать.
- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)
- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)
- В ноябре часто идут дожди (Верно)
- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)
- В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).
- Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)
Воспитатель: Оказывается, Незнайка не очень хорошо знает признаки поздней осени, я ему обязательно отправлю ваши правильные ответы.
4. Физминутка.
Солнышко греет уже еле-еле,
Птицы на юг давно улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
5. Составление описательного рассказа о поздней осени по картинкам- символам.
- Ребята, сегодня мы с вами поучимся составлять описательный рассказ о поздней осени по опорным картинкам- символам. Давайте их рассмотрим.
- Что это за символ? (Солнце). Вам нужно будет рассказать, какое оно поздней осенью.
- А это у нас туча? (Да, туча). Туча будет символизировать небо. Что можно сказать о небе поздней осенью? (Хмурое, серое).
- А что значит солнце и месяц на одной картинке? (День и ночь). Ночи в ноябре становятся длиннее, а день короче.
- Что будет означать зонтик? (Дождь). Правильно, в ноябре часто идут холодные дожди.
- Почему здесь можно использовать символ – снежинку? (В ноябре можно увидеть первый снег).
- Посмотрите на дерево, на нем совсем нет листьев. Почему? (Осыпались).
- Кто изображен на следующей картинке-символе? (Мальчик). В чем он одет? (В теплой одежде, потому что стало холодно).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, как я опишу позднюю осень по опорным картинкам-символам, а потом вы попробуете сделать это самостоятельно.
Наступила поздняя осень. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто идут холодные и моросящие дожди. В ноябре можно увидеть первый снег. Листья с деревьев опали, деревья стоят голые. Люди надели теплую одежду.
- Ребята, кто первый хочет рассказать о поздней осени, опираясь на картинки-символы? (Ответы детей).
6. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: Ребята! Осень – щедрое время года. Оно богато чем? (Овощи, фрукты, орехи, грибы, желуди). Вот и у меня в волшебной коробке её дары. Подойдите, посмотрите, что в ней? (Ягоды рябины). Кисть рябины – главное украшение осени. А кто любит полакомится этими ягодами? (Снегири). Ребята, хотите, чтобы и к вам сейчас прилетели снегири? У вас на столах лежат рисунки с ветками рябины. Давайте сделаем их яркими и красочными, чтобы снегири их увидели, и прилетели к нам в группу.
8. Рефлексия. Дети раскрашивают ветки рябины, под музыку П.И. Чайковского «Ноябрь».
Воспитатель: Посмотрите на свою работу. По-моему, у вас получились очень красивые ветки рябины. Вот и снегири летят! (Воспитатель кладет на рисунок каждого ребенка изображение снегиря). А рисовали мы сегодня под прекрасную музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский, которая называется, как последний месяц осени… (Ноябрь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...
Конспект ООД «Речевое развитие» по теме: «Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».
Представле на публичный отчет детского сада 15 ноября 2016г....
Конспект занятия по обучению составлению описательных рассказов на тему «Овощи» с использованием схемы-опоры (ИКТ) для детей старшей логопедической группы с ТНР.
Данный конспект занятия был разработан для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...
Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....