Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

ЕЛЕНА БОРИСОВНА СЕЛИВЕРСТОВА

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Занятие проходит интересно, оживленно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_занятия.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида №8 «Белоснежка»

Сценарий занятия по речевому развитию

для детей 4-5 лет

«СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО

РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ

С ОПОРОЙ НА МНЕМОТАБЛИЦУ»

                                                       

                                                     Воспитатель:

                                                                    СЕЛИВЕРСТОВА Е. Б.

г. Мегион – 2010

Программное содержание:

Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания о природе родного края, использовать их при составлении рассказа. Продолжить учить звуковому анализу слов, определению места звука в слове и умения отражать это в схеме.

Развивать монологическую речь, умение говорить внятно, в среднем темпе. Развивать фонематический слух, память, мышление.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес и любовь к природе родного края.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Природа нашего края», беседы о животных, чтение рассказов о медведе, отгадывание загадок, дидактическая игра «Цепочка из слов».

Оснащение занятия:

Медвежонок (кукла би-ба-бо),  мнемотаблица для составления рассказа о медведе, предметные картинки (слова со звуком «С»), карточки-схемы для обозначения места звука в слове, белая доска, фломастер, магниты, учебная доска.

Ход занятия:

Дети рассаживаются на стульчики расставленные полукругом. Воспитатель (В.) вносит игрушечного медвежонка (М), сообщает о том, что он пришел к детям за помощью. М. (игрушку озвучивает сам воспитатель) рассказывает, что он очень хочет познакомиться со своим братом - бурым медведем, но не может его найти. В. спрашивает у детей, где можно найти бурого медведя? Выслушивает ответы детей. М. рассказывает, что побывал везде, но его не встретил.

В.: «А в лесу ты был? И там не нашел?! Странно…Дети, а как вы думаете, почему М. не встретил в лесу медведя?» (выслушать предположения).

Если дети выскажут предположение о том, что сейчас зима и медведи спят, то воспитатель поддерживает их, если нет – задает наводящие вопросы и подводит их к этой версии.

М.: «А я и не знал, что они спят зимой, я вообще о них ничего не знаю!».

В. утешает М. и предлагает детям рассказать все что они знают о бурых медведях.

В.: «Вы будете рассказывать, а я вам помогу. Я буду рисовать картинки-подсказки.».

В. рисует мнемоквадраты, а дети поочередно рассказывают:

-  где живут медведи;

-  как они выглядят;

-  чем питаются;

-  о том, что они спят всю зиму до весны.

М.: «Ой вы так много мне рассказали, я, наверное не запомню!».

В. успокаивает М. и предлагает посмотреть на мнемотаблицу, где зарисовано все , о чем рассказывали дети.

В.: «Дети расскажут тебе еще раз, а ты внимательно слушай и запоминай!».

Заслушивается рассказ одного ребенка, который прерывается на середине и продолжается другим ребенком. Если дети не устали, можно заслушать еще один рассказ.

Выслушав рассказы детей, М. благодарит их и предлагает немного размяться.

ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖЕНОК».

Вышел мишка из берлоги,

Потянулся на пороге,

Влево, вправо повернулся,

Раз - нагнулся, разогнулся.

И пошел себе гулять,

Мед на завтрак добывать.

М. хвалит детей, восхищается их эрудицией, а В. подхватывает похвалу и говорит о том, что дети не только рассказы умеют составлять, они еще и звуки умеют различать, предлагает поиграть в « Прятки со звуками».

В.: «Мы будем искать в словах звук «С». Я буду называть слова, если в слове есть этот звук, вы хлопнете в ладоши».

В. перечисляет слова – САНКИ, ГОРКА, СНЕГ и т.д.

М. хвалит детей и просит предложить еще одну игру.

ИГРА «ГДЕ ЖИВЕТ КАРТИНКА?».

На учебной доске три домика, на крыше схема слова с обозначением звука в начале, в середине и в конце слова. На столе предметные  картинки (по количеству детей + одна для М.) , их нужно расселить в домики, в зависимости от того, где в слове-названии предмета находится звук «С».

М. выполняет задание первым, затрудняется, дети помогают ему, затем каждый берет картинку и «поселяет» ее в домик. М. предлагают проверить правильность выполнения задания. В. с помощью М. анализирует выполнение задания.

 

М. хвалит детей и вспоминает, что ему пора уходить, его ждут друзья, он спешит рассказать им о том, что  узнал о своем брате. В. беспокоится, не забудет ли он рассказ детей? Спрашивает мнение детей и их предложения по поводу того, что поможет вспомнить М. рассказ. В. выслушивает мнение ребят и подводит их к решению подарить М. картинки - подсказки.

Дети прощаются с М., занятие закончено.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

Справка (открытое занятие) "Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу"

Справка (открытое занятие) "Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу"...

Конспект занятия по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.

Занятие по обучению составления описательных рассказов с использованием схемы-опоры для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР....

Составление описательного рассказа о транспорте с опорой на мнемотаблицу

Цель: создавать условия для совершенствования навыка составления описательных  рассказов об автомобилях, используя схему-модель.Задачи:1. Продолжать закреплять знания детей о транспорте: виды, на...