Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

     

    Цель: способствовать знакомству детей с  историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа

     

    Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар,  диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»;  «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

    Составитель: Гусева Л.П

    Орск 2015

    Цель: способствовать знакомству детей с  историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа

    Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар,  диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»;  «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами.

    Организационный момент.

    Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»

    Хозяюшка (воспитатель)

    Здравствуйте, гости дорогие

    Гости званные и желанные.

    Красивые и молодые,

    Застенчивые и боевые.

    Гости на пороге-хозяйке радость.

    Познавательная деятельность.

    Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

    Стоит толстячок,

    Подбоченивши бочок,

    Он шипит и кипит,

    Всем чай пить велит.

    Ответ детей: (Самовар)

    Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.

    Ответ детей: (сам варит)

    Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

    Ответ детей (самый главный на столе)

    Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

    Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.

    Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был  изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

    Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными,   квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). Предложить детям  разместить геометрические  тела под изображением самоваров соответствующей формы.  

    А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
    Самовары искусно украшались.

    -Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).

    Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.

    На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»

    -Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы  (ответы детей).  

    А теперь  нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»

    Несмотря  на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).Дети, а какие российские сувениры вы знаете? (ответы детей)(матрешка).

    Ребята, а еще в Оренбургской области наши мастерицы вяжут теплые пуховые платки. Это гордость нашего края. (предложить детям потрогать на ощупь, подумать и сказать из чего связан).

    Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

         В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

    Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

    Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

    Хозяйка: Что есть у самовара?

    Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран

    Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

    Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)

    Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

    Ответ детей: (чтобы не обжечься)

    Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)

    Предложить детям д\и «Сложи картинку» (самовары двух видов).

    Хозяйка: А для чего нужен самовар?

    Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

    Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

    У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.

    А теперь предлагаю составить рассказ о самоваре по таблице, которую я вам предложу.

    Составление рассказов детей (2-3)

    Хозяюшка:  «делу время, а потехе час». Перед тем, как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселится

    Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли»

    Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говори? Еще чем занимали (составляли рассказы ) ( отметить детей и их работу)

    Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар,

    Кипит наш русский самовар.

    Милости просим на чашку чая!

    Чаепитие с пирогами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

    Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

    Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

    Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

    Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)....

    Нетрадиционное рисование в старшей группе "Русский самовар"

    Занятие способствует развитию познавательной активности и любознательности; развитию мелкой моторики; приобщает детей к истокам народного творчества....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

    Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

    Конспект по развитию речи для младшей группы "Составление детьми описательного рассказа по игрушке"

    Учим детей составлять описательный рассказ об игрушке, пользоваться словами, обозначающие внешний вид и способ передвижения. Закрепить произношение слов со звуком"К".. Воспитывать бережное о...