Главные вкладки

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    Оберемко Ольга Валериевна

    Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_o_yagodakh.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего возраста с ОНР.

    Направление: «Познавательно-речевое развитие»

    Тема: «Составление  детьми описательных рассказов о ягодах (по муля-жам)»

    Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

    Цель: Расширять и уточнять представления о растениях: о садовых и лесных ягодах, местах их произрастания, отличительных особенностях. Развитие мышления (отгадывание загадок). Упражнять в составлении описательных рассказов о ягодах. Учить детей, составляя описательные рассказы, руководствоваться планом,  предложенным воспитателем, рассказывать интересно и подробно, избегая повторов. Совершенствование грамматического строя речи: умение согласовывать слова в предложениях (прилагательные с существительным); упражнять в образовании относительных прилагательных (сок из малины – малиновый…) упражнять в образовании однокоренных слов (лес - лесные, сад - садовые), упражнять в употреблении простых, сложно-сочинённых предложений. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

    Расширение словаря по теме:  лес, дерево, кустарник, кустик,  сад, садовод,  ягоды: садовые и лесные ( вишня, малина, смородина, земляника, крыжовник,  клюква, черника);  варят:  варенье, джем, компот;  мочёная, толчёная; готовят: мусс, желе, сок;  цвет: красный, оранжевый, зелёный, вишнёвый, чёрный, голубой; форма: круглая, овальная, вытянутая,  «сердечком»;  размер: большая, маленькая; сочная, вкусная, ароматная, спелая,  сладкая, кислая, кисло-сладкая, полезная.

    Оборудование: Персонаж кукольного театра Буратино, конверт, корзинка, муляжи ягод, карточки-схемы с символическим обозначением, отображающие последовательность (план) рассказа, натуральные ягоды.

                                              Ход НОД.

    I.Организационный момент.

         Воспитатель сообщает детям о начале занятия. Дети  садятся на стульчики, которые стоят полукругом напротив воспитателя.  

    Раздаётся стук в дверь, воспитатель встречает гостя. Это Буратино, в руках у него конверт и корзинка, накрытая ярким платочком.

    Буратино:  Здравствуйте, дети, я шёл в школу, но по дороге встретил Старичка -Лесовичка и Садовода, они угостили меня чем-то (показывает корзинку) и сказали что это очень вкусное и полезное, но я не знаю что в ней лежит. Ведь за всю свою короткую жизнь, я съел только луковицу, потому что в доме у бед-ного папы Карло больше ничего не было. А ещё, Старичок - Лесовичок и Садо-вод  дали мне конверт и сказали, что прочитав загадки, отгадав их,  я догадаюсь, что это. А ведь я ещё не умею читать, вот я и пришел к вам за помощью.

    Воспитатель: Дети, мы поможем Буратино?

    Дети: Да!

     Буратино подаёт воспитателю конверт.

    Воспитатель, открывает конверт, достает лист бумаги и говорит детям, что в письме загадки, отгадав которые, дети смогут Буратино сказать, что за уго-щенье  находится в корзинке.

    Воспитатель загадывает детям загадки: 

    • Она бывает разной: чёрной, белой, красной.

    Из неё для ребят готовят мусс и мармелад.                    (Смородина).

    • В алом сарафане куколка-матрёшка.

    Сорвёт её Таня, положит в лукошко.                               (Малина).

    • Что за ягодка лесная, будто небо голубая?                      (Голубика).  

    Ягодка алая в туесок попала, её едят мочёной и с сахаром толчёной. (Брусника).

    • На моховой кочке посреди болот в аленьком платочке ягодка растёт.

    Хоть на вкус она кисла, детям ягодка мила.                     (Клюква)

    • Из него варенье – словно изумруд.  

    Виноградом северным ягоды зовут.                                  (Крыжовник)

    • К земле никнет стебелёк, ягодка, как огонёк.                   (Земляника).

     Дети отгадывают загадки.

    Воспитатель: Дети, как можно назвать, отгаданное одним словом?

    Дети:  Ягоды.

    Воспитатель: Правильно, дети, это ягоды. А кто из вас догадался,  какие ягоды дал Буратино Старичок – Лесовичок?

    Дети: лесные.

    Воспитатель: Правильно. А какие ягоды дал Садовод?

    Дети: Садовые.

    Буратино (грустно): А я всё равно не знаю, что такое ягоды и какие они бывают.

    Воспитатель: Не горюй, Буратино, сейчас дети немного поиграют и всё тебе о ягодах расскажут. (Усаживает Буратино на стульчик)

    Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр, предлагает им встать в круг.  

    Воспитатель: Дети, давайте представим себе, что мы отправились за клюквой.

    Физкультминутка: «По ягоды»

    Мы шли – шли – шли                                  Маршируют по кругу, держат руки на

    на поясе.

    Много клюквы нашли                                 Наклоняются, правой рукой касаются

    носка левой ноги, не сгибая колен.

    Раз, два, три, четыре, пять,                         Опять маршируют по кругу.

    Мы опять идём искать.                                Наклоняются, правой рукой касаются

    носка левой ноги, не сгибая колен.

    II. Составление детьми описательных рассказов о ягодах.

    Воспитатель: Дети, мы отгадали загадки, догадались, что в корзинке у Буратино лесные и садовые ягоды. А теперь давайте посмотрим, какие именно ягоды ле-жат в корзинке  и расскажем о них Буратино.

    Воспитатель по одной достаёт ягоды - муляжи из корзинки, дети называют их.

    Воспитатель: Дети, посмотрите, в корзинке ещё есть карточки (показывает их детям). Это карточки –  схемы,  расставив которые в определённой последова-тельности, мы получим план составления описательного рассказа. План нужен для того,  чтобы описывая ягоды вы рассказали Буратино о них всё, ничего не пропустив.

    Воспитатель расставляет карточки-схемы в определённой последовательности.

     Дети, мы получили план рассказа (показывая на карточки, поясняет вопросы плана).

    1. Как называется ягода?
    2. Где растёт?  (Место произрастания: сад, лес?)
    3. На чём созревает ягода?  (Дерево, кустарник, кустик).
    4. Какого она цвета?
    5. Какого она размера?
    6. Какой она формы?
    7. Какого вкуса?
    8. Что из неё готовят?

    Воспитатель даёт установку: Дети, постарайтесь рассказывать подробно и интересно, избегайте повторов.

     Дети по очереди составляют описательный рассказ о ягодах.  (4-6 рассказов). Буратино и другие дети выбирают, чей рассказ лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.

    III. Дидактическая игра  с мячом: «Назови сок, назови варенье».

    Сок из малины – малиновый; сок из вишни -… ; сок из земляники -… ;  сок из клюквы - …; сок из смородины - …;

    Варенье из малины – малиновое; варенье из вишни - ….; … из клюквы -….;

    …из черники - …;  из крыжовника - …. И т.д.

    IV.Итог.

    Буратино: Спасибо, дети, теперь я тоже знаю какие бывают ягоды, но вот попробовать их на вкус я так и не смог.

    Воспитатель (заглядывает в корзинку): Буратино, дети, а в корзинке для вас угощенье от Старичка – Лесовичка   (достаёт вазочку с ягодами: клюквой и брусникой). Дети и Буратино угощаются ягодами.

    Буратино: Теперь я знаю, какими ягоды бывают на вкус. Спасибо.

    До свидания, дети.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Аквариумные рыбки. Рассматривание и описательное сравнение самца и самки гуппи и меченосца".

    Лексическая тема: "Аквариумные рыбки". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми....

    Методическая разработка. Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.С использованием мнемотехники и презентации. Тема: «Транспорт разный есть на свете»

    Цель: закрепить и систематизировать знания детей о видах транспорта.Задачи:I.Познавательные:1.      Продолжать учить классифицировать транспорт по видам (водный, воздушный, на...

    Презентация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Домашние животные»

    Цель: актуализация словаря детей старшей группы по теме “Домашние животные”Задачи.Коррекционно-образовательные задачи.1.Закрепление представлений о домашних животных.2.Уточнение и расширение слов...

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Мы весело играем, звуки закрепляем»

       Навык чтения – это основа всего обучения, одно из условий успешной учебы в школе.  Процесс чтения очень сложен для детей -  в нем участвуют память, воображение,...

    «Поиграем в профессии» непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий:

    Цель: Создавать условия для расширения представлений детей о профессиях.Задачи.Образовательные: Систематизировать знания о профессиях, пополнять и активизировать словарь на основе углублений знаний о ...

    Презентация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, проводимая с использованием игровых технологий, здоровьесберегающих технологий.

    Презентация опирается на творчество К. Чуковского. Задача данного занятия привить любовь к творчеству и чтению детям старшего возраста с нарушением речи, совершенствовать умение декламировать выразите...