Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи.

 

Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

 

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять представления детей о космосе, планетах солнечной системы;

-продолжать умение составлять правильные предложения из деформированного предложения;

-закреплять знания о противоположных словах (антонимах);

-закреплять умение работать с мнемотаблицами;

Коррекционно-развивающие:

-расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему;

-развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать уважительное отношение к празднику;

-прививать желание быть смелыми, сильными и отважными.

Оборудование: картинный материал с изображением планет; мнемотаблица на тему «Космос», магнитная доска, магниты.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами вспомним, какой скоро будет праздник?

Дети: День Космонавтики.

Логопед: Правильно!

 -Кто такой космонавт? (Это человек, совершающий полет в космос для научных экспериментов).

- Каким должен быть космонавт? (Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным).

- А вы знаете, кто был первым космонавтом? Ответы детей.

Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:

«Юрий Гагарин»

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Хорошо, молодцы! А что видит в космосе космонавт? Ответы детей.

II. Основная часть.

Логопед: Мы с вами продолжим говорить о космосе. Давайте вспомним, какие есть планеты в нашей Солнечной системе. (показ презентации и картинок, рассказ про планеты).

1.Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

А за ним уже потом и девятая планета

под названием Плутон.

Логопед: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»:

2.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День -…ночь

Ярко — …темно

Солнце -…луна

Улетать — …прилетать

Логопед: Хорошо! А теперь, давайте соберём предложения.

3.Дидактическая игра «Собери предложение»

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами будем составлять рассказ о Космосе с помощью мнемотаблицы.

4. Знакомство с мнемотаблицей.

План:

  1. Что такое космос?
  2. Что такое галактика?
  3. Солнечная система.
  4. Планеты солнечной системы.
  5. Планета Земля.
  6. Как люди осваивают космос?

5.Составление рассказа.

Космос.

Космос - это огромное пространство, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления звёзд и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают метеориты и кометы. Скопление звёзд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем, называется Млечный путь. В нашей Галактике есть Солнце, а вокруг него вращается девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Земля -  это планета, на которой мы живём мы. У Земли есть спутник-Луна. Люди всегда стремились узнать, тоже есть в космосе. Для этого они строили космические корабли и ракеты. Люди долетели до Луны и даже были на её поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествий к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Вопросы по рассказу:

  1. Что такое космос?
  2. Что есть в космосе?
  3. Как называется наша Галактика?
  4. Что есть в нашей Галактике?
  5. Какие планеты есть в нашей Галактике? Сколько их?
  6. Как называется карликовая планета?
  7. Как называется спутник Земли?
  8. Что строили люди, чтобы узнать космос?
  9. Солнце – это планета или звезда? (Звезда)
  10. Вспомни, какая по счёту от Солнца планета Земля. (Третья)

5. Пересказ рассказа детьми.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

6.Физкультминутка «На ракете мы летим».

На ракете мы летим, (руки вверх домиком).

В невесомости парим. (наклоны в стороны)

Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу)

Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо)

Вдруг пошел метеоритный

Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)

Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)

И ракету опускаем. (присели)

Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)

Мы выходим на планету! (маршируем)

7.  Продолжение пересказов детей.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.            

III.Заключительная часть.

Логопед (подводит итог занятия): Ребята, вы большие молодцы!

Давайте вспомним, как назывался рассказ, который мы сегодня составляли? О чём он? Что вы запомнили?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи.

Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закреплять представления детей о космосе, планетах солнечной системы;

-продолжать умение составлять правильные предложения из деформированного предложения;

-закреплять знания о противоположных словах (антонимах);

-закреплять умение работать с мнемотаблицами;

Коррекционно-развивающие:

-расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему;

-развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику;

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать уважительное отношение к празднику;

-прививать желание быть смелыми, сильными и отважными.

Оборудование: картинный материал с изображением планет; мнемотаблица на тему «Космос», магнитная доска, магниты.

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами вспомним, какой скоро будет праздник?

Дети: День Космонавтики.

Логопед: Правильно!

 -Кто такой космонавт? (Это человек, совершающий полет в космос для научных экспериментов).

- Каким должен быть космонавт? (Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным).

- А вы знаете, кто был первым космонавтом? Ответы детей.

Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А. Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:

«Юрий Гагарин»

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Хорошо, молодцы! А что видит в космосе космонавт? Ответы детей.

II. Основная часть.

Логопед: Мы с вами продолжим говорить о космосе. Давайте вспомним, какие есть планеты в нашей Солнечной системе. (показ презентации и картинок, рассказ про планеты).

1.Пальчиковая гимнастика.

По порядку все планеты назовет любой из нас:

Раз – Меркурий, два – Венера,

Три – Земля, четыре – марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

А за ним уже потом и девятая планета

под названием Плутон.

Логопед: Молодцы! Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»:

2.Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День -…ночь

Ярко — …темно

Солнце -…луна

Улетать — …прилетать

Логопед: Хорошо! А теперь, давайте соберём предложения.

3.Дидактическая игра «Собери предложение»

Луна, это, Земля, спутник.

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.

Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами будем составлять рассказ о Космосе с помощью мнемотаблицы.

4. Знакомство с мнемотаблицей.

План:

  1. Что такое космос?
  2. Что такое галактика?
  3. Солнечная система.
  4. Планеты солнечной системы.
  5. Планета Земля.
  6. Как люди осваивают космос?

5.Составление рассказа.

Космос.

Космос - это огромное пространство, которое окружает нашу планету. В этом пространстве движутся огромные скопления звёзд и отдельные звезды, вокруг них кружатся планеты, летают метеориты и кометы. Скопление звёзд называют галактикой, в космосе очень много галактик. Галактики имеют разную форму и строение. Галактика, в которой мы живем, называется Млечный путь. В нашей Галактике есть Солнце, а вокруг него вращается девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Земля -  это планета, на которой мы живём мы. У Земли есть спутник-Луна. Люди всегда стремились узнать, тоже есть в космосе. Для этого они строили космические корабли и ракеты. Люди долетели до Луны и даже были на её поверхности. Сейчас люди осваивают солнечную систему: запускают космические спутники к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествий к ним. Следующим шагом будут полеты к звездам.

Вопросы по рассказу:

  1. Что такое космос?
  2. Что есть в космосе?
  3. Как называется наша Галактика?
  4. Что есть в нашей Галактике?
  5. Какие планеты есть в нашей Галактике? Сколько их?
  6. Как называется карликовая планета?
  7. Как называется спутник Земли?
  8. Что строили люди, чтобы узнать космос?
  9. Солнце – это планета или звезда? (Звезда) 
  10. Вспомни, какая по счёту от Солнца планета Земля. (Третья)

5. Пересказ рассказа детьми.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

6.Физкультминутка «На ракете мы летим».

На ракете мы летим, (руки вверх домиком). 

В невесомости парим. (наклоны в стороны)

Смотрим все в иллюминатор, (руки ко лбу) 

Ищем для посадки кратер. (повороты влево, вправо) 

Вдруг пошел метеоритный

Дождь космический магнитный. (резко машем кулаками в стороны)

Мы на кнопку нажимаем (имитация нажимания пальцами на кнопки)

И ракету опускаем. (присели)

Повреждений вроде нету, (руки на пояс, повороты туловища)

Мы выходим на планету! (маршируем)

7.  Продолжение пересказов детей.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.            

III.Заключительная часть.

Логопед (подводит итог занятия): Ребята, вы большие молодцы!

Давайте вспомним, как назывался рассказ, который мы сегодня составляли? О чём он? Что вы запомнили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.

Конспект занятияпо развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам Тема занятия:   животные  2-я младшая группа (3-4 года), время занят...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах на основе алгоритма детской деятельности.

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной описательной речи. В основе данного занятия лежит педпроцесс в варианте коммуникативно-деятельностного и ...

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по развитию связной речи Тема: «Составление письма ребятам дошкольного учреждения из другого города»

Представлен конспект по развитию связной речи, в котором описывается  составление письма детьми для детей-дошкольников из другого города....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию лексико-грамматических средств языка на тему: «Космос».

Конспект занятия по лексической теме "Космос", приурочен к дню Космонавтики. Содержит материалы по обогащению активного словаря лексикого-грамматических категорий по теме, в занимательной дл...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цель: формировать у детей у...