Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах на основе алгоритма детской деятельности.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Денисова Ольга Вячеславовна

Целью данного занятия является совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной описательной речи. В основе данного занятия лежит педпроцесс в варианте коммуникативно-деятельностного и коррекционно-развивающего характера обучения, взаимодействие логопеда с ребёнком на основе сотрудничества Построение работы на основе алгоритма  детской деятельности даёт гарантированный результат.Усвоение детьми обобщённых моделей признаков объектов позволяет самостоятельно соствлять описательные рассказы о любых объектах окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Овощи-фрукты. Сад-огород»

Конспект коррекционного занятия для детей 5-6 лет с ОНР.

Вид занятия: Совершенствование лексико-грамматического строя языка и связной речи 

Тема: Составление сравнительного описательного рассказа об овоще и фрукте на основе алгоритма деятельности.

Алгоритм деятельности

1.Выполнение детьми заданий на группировку объектов (картинок) по заданным логопедом основаниям (признакам объектов): на группы, по месту произрастания, по цвету, по форме, по количеству, по размеру.

2.Называние  детьми признака объектов.

3.Изготовление  (нахождение) обобщённой модели выделенного детьми признака и размещение на панно.

4.Составление рассказа-описания по выявленным признакам объектов.

Задачи: 

Продолжать учить выделять признаки объектов (название, группа, место, цвет, форма, размер, количество, действия) и находить («считывать»)  нужную модель признака. Продолжать учить составлять описательные рассказы от первого лица с опорой на модели признаков объектов. Продолжать расширять предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме: упражнять в подборе слов-действий к объекту. Закрепить обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи». Продолжать совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов во фразе в роде,  числе, падеже; в согласовании числительных с существительными мужского, женского и среднего рода. Развивать мышление.

Материал: обобщённые модели признаков для составления описания, панно, картинки с изображением овощей и фруктов, жетоны за правильные ответы.

Понятия: овощи и фрукты, название овощей, фруктов; признаки: красный, жёлтый, зелёный, треугольный, круглый, овальный; глаголы: таскать, срезать, копать, мыть, чистить, резать, тереть, сажать, поливать, подкармливать, рыхлить и т.д.)

Ход занятия:

1ч. Организационный момент. «Путешествие» (около доски)

Задание логопеда: - Я отправляюсь в путешествие и беру с собой помидор и грушу. Кто со мной?  (Дети соотносят названные объекты с определённой группой, отбирают себе картинки и составляют свою фразу: А я беру с собой огурец и банан. И т.д.)

Рефлексия: - Что мы взяли? (овощи  и фрукты)

-По какому признаку мы объединили объекты? (по признаку «группа»)

(Логопед предлагает детям найти модель признака «группа», поставить на панно: это круг с точками)

Рефлексия: - Что мы называли? (названия овощей и фруктов)

(Логопед предлагает детям найти модель признака «название» и поставить на панно: это знак вопроса)

2ч. Задание «Что где растёт?» (дети стоят вокруг стола).

Логопед предлагает детям положить все картинки в центр стола.

Задание: - Разложите фрукты и овощи по месту произрастания, что где растёт?

Дети раскладывают овощи и фрукты на две группы, отвечая, где они растут: сад-огород.  

Рефлексия: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «место»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «место» и поставить на панно: дом и дерево)

Задание: - Разложите фрукты и овощи по цвету.

Дети раскладывают овощи и фрукты по цвету: жёлтые, зелёные, красные…  

Рефлексия: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «цвет»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «цвет» и поставить на панно:

семицветик)

Задание: - Разложите фрукты и овощи по форме.  

 Дети раскладывают овощи и фрукты по форме: овальные, круглые, треугольные…  

Рефлексия: - По какому признаку мы разделили объекты? (по признаку «форма»).  

(Логопед предлагает детям найти модель признака «форма» и поставить на панно:

фигуры)

3ч. Упражнение «Сосчитай».

Задание: Посчитайте объекты.

(одно фруктовое дерево, два фруктовых дерева, …пять фруктовых деревьев, один красный помидор, два красных помидора,…..пять красных помидоров … и т.д.

Рефлексия: С каким признаком играли? (С количеством).

(Логопед предлагает детям найти модель признака «количество» и поставить на панно: кольца и стержень пирамидки)

4ч. Упражнение «Большой-маленький».

Задание: Разложите овощи и фрукты в большую и маленькую тарелки.

Рефлексия: С каким признаком играли? (С размером).

(Логопед предлагает детям найти модель признака «размер» и поставить на панно: большой и маленький шарик)

5ч. Физпауза «Урожай».

В огород пойдём, урожай соберём.     Идут по кругу, взявшись за руки,

Мы морковки натаскаем                        «Таскают»

И картошки накопаем,                        «Копают»

Срежем мы кочан капусты,                        «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,           Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвём немножко                        «Рвут»

И вернёмся по дорожке.                       Идут по кругу, взявшись за руки

6ч. Упражнение «Кто что делает?».

Задание, расскажи:-Что делает повар с овощами? (моет, чистит, режет, трёт на тёрке и т.д.)

Задание, расскажи:-Что делает огородник? (сажает, поливает, подкармливает, рыхлит и т.д.)

Рефлексия: - По какому признаку мы рассказываем об овощах? (что делает с ними человек)

(Логопед предлагает детям найти модель признака «действия человека» и поставить на панно: человек)

7ч. Игра «Теремок». Составление сравнительного рассказа о помидоре и груше с опорой на обобщённые модели признаков. (См. фото Модели признаков для описания объектов)

(В теремке заселяется ребёнок-помидор, а к нему в гости идёт ребёнок-груша):

Ребёнок-груша: -Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в не высоком живёт?

Ребёнок-помидор: - Я-помидор, а ты кто?

Ребёнок-груша: - А я – груша, пусти меня к себе жить.

Ребёнок-помидор: - Пущу, только скажи, чем ты на меня не похож и похож?

1.Название        (Тебя зовут помидор, а меня- груша)

2.Группа        (Ты – это овощ, а я–фрукт)

3.Место        (Ты растёшь на огороде, на грядке, на кустике.         А я расту на грушевом дереве)

4.Цвет                (Ты весь красный, а я-жёлто-зелёная)

5.Форма         (Ты по форме круглый, а я- треугольная)

6.Размер (в сравнении)         (Ты по размеру меньше, чем я)

7.Количество (Ты-одна и я - одна.) Этим мы похожи.

8.Что из них делает человек?        (Из тебя можно приготовить сок, салат, добавить в суп, есть сырым. Из меня сок, компот..…)

Ребёнок-помидор: - Заходи, всё про меня знаешь.

(Ребёнок-груша заходит в теремок)

10ч. Рефлексия: Логопед:- Что нам помогло хорошо составить рассказ?  (признаки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»

Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие».Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.Материалы и оборудование:- стихотворение Юлиана Тувима «О...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ"

Вашему вниманию представляется конспект занятия по развитию речи по составлению описательного рассказа об овощах и фруктах....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ОБ ОВОЩАХ И ФРУКТАХ»

консект составлен в соответствии с психоречевым развитием детей среднего дошкольного возраста с ТНР, с использованием интерактивной панели и говорящей куклы Маши. В содержании конспекта включены задан...

Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»

Конспект занятия по окружающему миру.Тема: «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»Цели:Учить детей составлять описательные рассказ об овощах (фруктах), определять последов...

Конспект занятия по экологии в средней группе "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах"

Конспект занятия по экологии в средней группе  "Составление описательных рассказов об овощах и фруктах"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...