Конспект занятия по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Мемикова Дарья Викторовна

 

Конспект занятия
по развитию связной речи посредством составления описательного рассказа по опорным схемам
 
Тема занятия:   животные 
 2-я младшая группа (3-4 года), время занятия 25 минут
 
Цель: 
Развитие  связной речи посредством  составления рассказов по опорным схемам у детей младшего дошкольного возраста
 
Задачи:  
1. закреплять  знания о диких и домашних животных;
2. развивать умение составлять предложения, рассказ по опорным схемам;
3. учить согласовывать слова в предложении
4. прививать правила хорошего тона, выслушивая, ответы друг друга,  не  перебивая;
5. воспитывать любовь к животным;
 
 
Оборудование: 
ПК, проектор, экран, слайдовая презентация, карточки со схемами.
Игрушка Буратино, мягкие игрушки – лиса, медведь, ёж, кот, корова, поросенок, собака, белка, олень, лошадь; мяч,  декорации леса и деревенского домика, ткань для имитации  сугроба. 
 
Вводная часть занятия
2 мин
 
1. Психогимнастика
помогает детям настроиться на занятие, вспомнить диких и домашних животных.  Дотрагиваюсь до плеча каждого ребенка,  «превращая»   в животного.
 
Игру начинаю и в животных детей превращаю.
Ты – ласковый котенок,         (ребенок ласкается)
Шаловливый жеребенок,        (делает подскоки)
Пес зевает очень сладко,        (зевает)
Заяц дремлет чуть дыша,        (приседает на корточки, закрывает глаза)
Ты – хитрющая лиса,              (глядит по сторонам, делая плавные движения руками)
Белочка грызет орех,               (держит руки перед лицом, цокает)
Ты – медведь, сильнее всех,    (широко расставляет ноги, делает грозное лицо)
Ты – сердитый поросенок,       (визжит, трясёт руками)
Еж иголки выпускает,              (широко растопыренные пальцы держит над головой)
И олень меня бодает.               (приставляет руки – рога к голове, «бодается»)
 
Основная часть
20 мин            
(кукла Буратино, мяч, карточки с опорными схемами, проектор, ПК, экран, слайдовая презентация, мягкая игрушка Лиса)
 
1. Игровой момент –  дети учат  куклу Буратино составлять  предложения и рассказы  по опорным схемам.  Цель:  мотивация  детей к  передаче  своего опыта другим.
 
1.1 Игра  «Передай мяч и назови животное»  для соотнесения  текста  стихотворений о диких и домашних животных с движениями рук. 
 
 
Я сейчас вам назову,
Кто живет в густом лесу,
Зайцы, белки, барсуки,
Волк, медведи и ежи.
-Как одним словом назвать этих животных?
-Я в деревне отдыхаю
Всех животных называю:
Кролик, лошадь и коза.
Кот, корова и свинья,
А ещё баран с овцой,
Бык да пес – помощник мой.
 
2. Сюрпризный момент –  дети находят игрушки  животных. Игрушки необходимы для работы по составлению предложений и рассказов по опорным  схемам.
 
3. Работа со схемами – простыми и сложными: 
- Расскажите  Буратино про животных.  Составьте одно предложение про свое животное.  Помогут вам в этом схемы (раздать схемы детям).
 
 
Простые:
                                                                                                                                 
 
  У лисы пушистый (рыжий) хвост.                 У белки бельчата.  
 
 
                     
 
 
Корова жует (видит, щиплет) траву.
 
 
 
 
 
Сложные:
 
        
               
Медведь ест (ловит) рыбу, а лиса ловит (ест) зайца.
 
-Посадите домашних животных  - к домику, диких  - к ёлочкам (дети рассаживают животных).
-Посмотрите на экран. Проверим, правильно ли вы поселили животных
 (на экране идет показ слайдов – дикие животные на фоне леса, домашние – на фоне деревенского домика).
 
4. Физминутка в стихотворной форме с  имитацией  способа передвижения каждого животного.
 1-2 мин
 
-Кошка ходит по-кошачьи, ходит крадучись она,
А собака по-собачьи ходит гордости полна.
По-утиному утенок чуть вразвалочку идет.
По - козлиному козленок скачет рожками вперед,
По - лосиному красиво ходит лось в лесу густом,
По - мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
По - слоновьи ходит слон, тяжело ступает он.
По - медвежьи ходит мишка, косолап он с детских лет,
И по-заячьи зайчишка все спешит запутать след.
По-гусиному гусята важно шествуют гуськом,
А по улице ребята – кто вприпрыжку, кто шажком. (В.Степанов)
 
5. Составление  описательного рассказа о лисе по опорной схеме.
1.1 Загадка о  лисе:
Хитрая хозяйка в курятник пришла,
Всех кур пересчитала,
Домой унесла.
 
1.2 Каждый ребенок составляет по одному предложению по опорной схеме.  2 – 3 ребенка проговаривают  весь  рассказ:
А)          
    Это лиса. Она рыжая.
    У неё есть голова, туловище, лапы, хвост.
   Лиса большая.
.    У лисы пушистый мех.
   Она питается мышами, зайцами и другими животными, поэтому, лиса – хищник.
   Живет лиса в лесу в норе, она дикое животное.
Б)   2 – 3 ребенка рассказывают весть рассказ полностью.
 
Это лиса. Она рыжая. У неё есть голова, туловище, лапы, хвост. Лиса большая. У лисы пушистый мех. Она питается мышами, зайцами и другими животными, поэтому, лиса – хищник. Живет лиса в лесу в норе, она дикое животное (на экране появляется слайд с изображением лисы)
 
Подведение итога занятия 
1-2 мин
 
Примечание:
На следующем занятии дети рисуют животных для Буратино. 
Оформляется выставка работ.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspektzanyatiya.doc2.69 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект.Развитие связной монологической речи у детей с общим недоразвитие речи дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей.

Целью данного проекта является развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи  дошкольного возраста посредством составления описательных рассказов с помощью схем – моделей. В проектной ...

Проект «Развитие связной монологической речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста посредством составления описательного рассказа с использованием схем-моделей»

Цель  проекта – внедрение метода развития связной речи у детей-дошкольников с ОНР III уровня с помощью составления описательных рассказов на основе визуальных схем-моделей...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе "Рассказ по собственному опыту «Моя мама. Мой папа»."

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт. Закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.Развивать понимание логико-грамматических...

«Формирование связной речи посредством составления описательных рассказов»

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок ст...

Формирование связной речи посредством составления описательных рассказов

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается умение ребенка осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок ст...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа с помощью мнемотаблицы «Космос». Цель: развитие связной речи ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по развитию связной речи. Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Цель: формировать у детей у...