Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_trypichnaya_kukla.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте  народа на Руси – через знакомство детей с  образом народной (тряпичной ) куклы.

Задачи:

 Образовательная:

- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно».

Развивающие:

- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

- развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

- развивать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

- воспитывать терпеливость, усидчивость.

Активизация словаря: тряпичная, безликая.

Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве,  чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

Методы и приемы:

-информационно- рецептивный

- словесный

- наглядный

- рассматривание образца воспитателя

- беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя

-художественное слово

-сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей

Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта

- образцы тряпичных кукол

Раздаточный материал:

-лоскут белой ткани – лицо куклы

- пеленка

-лоскут  в виде платка (одеяло)

- лента или шерстяные цветные нитки

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в кабинете появился мини-музей

    - Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может

Кто это?   (кукла)

Или

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять.   (Кукла).

- И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

- Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена. (ответы детей).

- Сегодня я приглашаю вас в музей кукол.  Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

Начинаем нашу экскурсию.

На столе лежат дрова, солома,глина, ласкутки

-Что вы видите перед собой? (ответы детей)

- Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

-Скажите, а детям можно самим разжигать печку?  (ответы детей)

- Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

- Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

- Давным- давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков итд. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.

- А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

-Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено

-А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла-зернушка.

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)

Маленькому малышу мама делала куклу-пеленашку.

Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.

А вот эта кукла «Кубышка-травница»

Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.

«День-Ночь»

Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»

- Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)

- Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы) (тряпок)

- Значит она какая? (Тряпичная)

- Давайте повторим и запомним это слово (Тряпичная)

- Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)

- Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.

- Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)

- Сделать такую куклу очень просто.

- Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей)

- Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика»

- А теперь я покажу, как сделать «куклу пеленашку»

Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

Скатываем лоскуток колбаской ,затем перевязываем ниточками при чем красными .Красный цвет считается обережным.Как бы формируем головку. Покрываем платочком Вот наша кукла пеленашка готова.

Самостоятельная работа детей

- Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости.

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Итог:

  1. Скажите, что нового вы узнали?
  2. Почему народная кукла была безликой?
  3. Почему куклы назывались тряпичными?
  4. Назовите старинные тряпичные куклы?

- Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Родительская любовь»

Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии «Воспитательный диалог», М.В.Телегин...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме "Умный человек"

Представлен опыт работы по использованию инновационной технологии "Воспитательный диалог", М.В. Телегин...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»

Задачи: - познакомить детей со свойствами огня; - обобщить знания детей о разнообразном применение огня для жизнедеятельности человека; - акцентировать внимание на том, что именно человек сделал ог...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лесная история»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы № 01 на тему: «Лесная история» представленного на педсовете № 2 на тему: «Развитие у воспитанников интонацион...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком  Непоседой» с использованием игровой, личностно-ори...