Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Карамышева Наталья Владимировна

Занятие по созданию мини-музея "Из бабушкиного сундучка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_istoriya_tryapichnoy_kukly_na_rusi.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)

        Программное содержание: формировать представление о традициях, обычаях, быте  народа на Руси – через знакомство детей с  образом народной (тряпичной) куклы.

        Задачи:

 Образовательная:

- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно».

Развивающие:

- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

- развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

- развивать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

- воспитывать терпеливость, усидчивость.

        Активизация словаря: тряпичная, безликая.

        Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве,  чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

        Методы и приемы:

-информационно - рецептивный;

- словесный;

- наглядный;

- рассматривание образца воспитателя;

- беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя;

-художественное слово;

-сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей.

        Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта;

- образцы тряпичных кукол;

-уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол).

        Раздаточный материал:

-березовое поленце (около 30см);

-лоскут белой ткани – лицо куклы;

- пеленка;

-лоскут  в виде платка (одеяло);

- лента или шерстяные цветные нитки.

        Ход НОД:

        Воспитатель: Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали ваши родители и вы. Все мы очень старались.

        Воспитатель: Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат

                                              Глаза смотрят – и все видят

                                              Ноги – руки не мешают

                                              А голова хорошо думает.

        Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может

Кто это?   (кукла)

Или

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять.   (Кукла).

        Воспитатель: И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

        Воспитатель: Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена, (ответы детей).

        Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в музей кукол.  Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

Начинаем нашу экскурсию.

Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.

        Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей)

        Воспитатель: Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

        Воспитатель: Скажите, а детям можно самим разжигать печку?  (ответы детей)

        Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

        Воспитатель: Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

        Воспитатель: Давным - давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т.д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.

        Воспитатель:  А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

        Воспитатель: Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.

        Воспитатель: А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла - «Зернушка».

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)

Маленькому малышу мама делала куклу - «Пеленашку».

Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.

А вот эта кукла «Кубышка-травница»

Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.

«День-Ночь»

Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»

        Воспитатель: Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)

        Воспитатель: Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы детей)

        Воспитатель: Значит она какая? (Тряпичная)

        Воспитатель: Давайте повторим и запомним это слово - Тряпичная.

        Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)

        Воспитатель: Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.

        Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)

        Воспитатель: Сделать такую куклу очень просто.

        Воспитатель: Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей)

        Воспитатель: Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика»

        Воспитатель: А теперь я покажу, как сделать «куклу-полено»

1. На полено наклеить лоскут белой ткани - это будет лицо (вареной картошкой или клейстером)

2. Древесным углем нарисуем глаза, брови, нос, рот.

3. Затем обмотаем полено ветошью или белым ситцем – пеленкой

4. Положить полено на платок и завернуть куклу с головой, как заворачивают детей в одеяло.

5. Перевязать лентой.

        Самостоятельная работа детей

        Воспитатель: Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости. Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

        Итог НОД:

        Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали?

        Воспитатель: Почему народная кукла была безликой?

        Воспитатель: Почему куклы назывались тряпичными?

        Воспитатель: Назовите старинные тряпичные куклы?

        Воспитатель: Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Возьмемся за дело дружно, кукле помочь нам нужно» (бусы для куклы)

Цель: Создание социальной ситуации развития посредством художественно-творческой деятельности детейЗадачи: Создание условий для:- участия в ситуациях речевого общения;- вступления в диалог и участия в...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату).

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: « История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)....

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Скрутим куклу ладную, милую нарядную"

Конспект открытого занятия по развитию духовно-нравственных качеств у старших дошкольников...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Лесная история»

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы № 01 на тему: «Лесная история» представленного на педсовете № 2 на тему: «Развитие у воспитанников интонацион...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Садко».

В процессе данного вида деятельности, направленной на расширение представлений об экономической составляющей жизни общества, развивать у детей интерес к истории своей страны, прививать ценностное отно...