Составление описательного рассказа о транспорте с опорой на мнемотаблицу
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фролова Светлана Владимировна

Цель: создавать условия для совершенствования навыка составления описательных  рассказов об автомобилях, используя схему-модель.

Задачи:

1. Продолжать закреплять знания детей о транспорте: виды, назначение, уточнить названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание память, воображение.

3. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в общественных местах и в транспотре.

Оборудование: мнемотаблица, картинки с изображением транспорта, схема звуко-слогового анализа, машинки, сухой бассейн, ножницы, листы бумаги на каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа о транспорте с опорой на мнемотаблицу»

Цель: создавать условия для совершенствования навыка составления описательных  рассказов об автомобилях, используя схему-модель.

Задачи:

1. Продолжать закреплять знания детей о транспорте: виды, назначение, уточнить названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями.

2. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание память, воображение.

3. Воспитывать умение соблюдать правила поведения в общественных местах и в транспотре.

Оборудование: мнемотаблица, картинки с изображением транспорта, схема звуко-слогового анализа, машинки, сухой бассейн, ножницы, листы бумаги на каждого ребенка.

Ход НОД:

1. Организационный момент: игра «Сухой бассейн»

Дети, у меня на столе стоит «сухой бассейн», а что там спрятано я не знаю. Вы должны выйти, вытащить по одной вещи, и сказать, что это.

Что это? Какая машина? Легковая или грузовая? Чего больше легковых или грузовых машин? Почему? Как одним словом назвать эти игрушки? (транспорт).

2. Сообщение темы:

Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? Мы продолжим говорить о транспорте.

3. Беседа о видах транспорта

Давайте расскажем о видах транспорта, которые мы знаем. Какой бывает вид транспорта? (воздушный, водный, наземный, подземный). Почему они так называются? Для чего транспорт нужен людям? (перевозить грузы, людей, убирать улицы). Как называется транспорт для перевозки людей? (пассажирский). Встаньте те, у кого на столах лежит пассажирский вид транспорта … А как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой). Встаньте те, у кого на столах лежит грузовой вид транспорта. Вы видели на дорогах города поливочные и снегоуборочные машины, мусоровозы, молоковозы, автокраны – это специальные автомобили.

Встаньте те, у кого этот вид транспорта. Пожарная машина, «скорая» - как этот транспорт называется? (оперативный: это скорая, быстрая помощь для людей и машины).

4. Игра с мячом «Составь предложение»

Я бросаю вам мяч и говорю любой вид транспорта, а вы придумывайте предложение с этим словом:

Самолёт  - Высоко в небе летит самолёт, Автобус - …, Скорая помощь - …, Мотоцикл - …, Вертолёт - …,Корабль - …, Экскаватор - …, Поезд -…, Троллейбус - ….

5. Дидактическая игра «Назови профессию»

Показываю картинку, задаю вопросы:

- Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофёр).

- Кто летает на самолёте? (смелый лётчик).

- Кто управляет поездом? (зоркий машинист).

- Кто управляет кораблём? (добросовестный капитан).

- Кто ездит на мотоцикле? (храбрый мотоциклист).

- Кто ездит на велосипеде? (дисциплинированный велосипедист).

- Кто летает на вертолёте? (ответственный лётчик).

6. Чем приводится в движение транспорт.

Без чего автомобиль не поедет? Чем его заправляют водители? (бензином).

Машина передвигается с помощью топлива или с помощью топлива или с помощью электричества (электропоезд, поезд, метро, троллейбус, трамвай).

7. Игра «Что есть у автомобиля?» (проблемная ситуация)

Какие детали есть у автомобиля: кабина, кузов, колесо, бензобак, фары, сиденья, руль …

Сейчас вы попробуете сделать автомобиль, для этого нам понадобится детали – это кузов и колеса. Вам нужно из листа бумаги вырезать заготовки так, чтобы их хватило на 2 машины.

8. Физминутка

Сели на машину, налили бензину.

На машине ехали, до реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот, на реке пароход.

Пароходом плыли, до горы доплыли.

Надо сесть в самолёт.

Самолёт летит, в нём мотор гудит:

У-у-у…!

9. Составление описательного рассказа логопедом по мнемотаблице. Объясняю каждый раздел мнемотаблицы.

1. Что это?

2. Из каких частей состоит?

3. Чем приводится в движение?

4. Где движется этот транспорт?

5. Для чего используется?

6. Кто управляет этим видом транспорта?

10. Описательные рассказы детей как вместе, так и индивидуально.

11. Итог занятия: О чём говорили на занятии? Какие виды транспорта вы знаете? Какой машиной вы хотели бы управлять? Молодцы! Вы все отлично справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О МЕДВЕДЕ (с опорой на мнемотаблицу)"

Используя прием моделирования , при обучении детей составлению описательных рассказов, воспитатель повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Дети без затруднения составляют рассказы. Зан...

Составление описательного рассказа о животном с опорой на схему.

Данный материал содержит конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи старшей логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи на тему "Составление оп...

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу » Цель: способствовать знакомству детей...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу»...

Справка (открытое занятие) "Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу"

Справка (открытое занятие) "Составление описательного рассказа об одежде с опорой на мнемотаблицу"...