Огород на окошке. Проектная деятельность.
проект по окружающему миру (средняя группа)

Крылова Елена Александровна

Дети дошкольного возраста по своей природе все исследователи. Но в силу того, что в наше время большинство детей растет в городе, дети не имеют представления как происходит рождение и рост любого из растений, какие условия необходимы для развития и роста растений, как нужно ухаживать за растениями.

Рассказав детям, о том что растение можно вырастить из маленького зернышка или семечки, вызвала у детей интерес познавательно-исследовательской деятельности. Совместно с детьми решили опытным путем выяснить наиболее благоприятные условия для развития растения. В ходе проекта дети научатся вести наблюдения и делать выводы.

Дети совместно с родителями приняли активное участие в создании «Огорода на окошке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okoshke.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 215 "Детский сад комбинированного вида"

Огород на окошке.

/проектная деятельность/

Крылова Елена Александровна

воспитатель

Кемерово 2019

Вид проекта: долгосрочный, групповой,  исследовательский  проект.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта – 2 месяца.

Актуальность проблемы: Дети дошкольного возраста по своей природе все исследователи. Но в силу того, что в наше время большинство детей растет в городе, дети не имеют представления как происходит рождение и рост любого из растений, какие условия необходимы для развития и роста растений, как нужно ухаживать за растениями.

Рассказав детям, о том что растение можно вырастить из маленького зернышка или семечки, вызвала у детей интерес познавательно-исследовательской деятельности. Совместно с детьми решили опытным путем выяснить наиболее благоприятные условия для развития растения. В ходе проекта дети научатся вести наблюдения и делать выводы. 

Дети совместно с родителями приняли активное участие в создании «Огорода на окошке».

Цель: расширить представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление об их выращивание в комнатных условиях.

Задачи:

  1. Расширить и обогатить знания и представления детей о культурных растениях;
  2. Сформировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
  3. Сформировать представления детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  4. Познакомить детей с тем, как создать мини-огород;
  5. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, салат, базилик, мята);
  6. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
  7. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
  8. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
  9. Развивать познавательные и творческие способности.

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ячейки с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки, пульверизатор.

Ожидаемые результаты

  • формирование у детей знаний об овощных культурах;
  • выявление детьми многообразия и разнообразия посевного материала;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков,  навыков взаимодействия и  сотрудничества.

Реализация проекта включает три этапа.

  1. Подготовительный:
  • Определение цели и задач проекта;
  • Сбор информации необходимой для реализации проекта;
  • Беседы с детьми и их родителями (выявление уровня знаний о необходимых условиях для роста растения, о видах культурных растений, о степени взаимодействия с природой);
  • Составление плана работы над проектом;
  • Организация предметно – развивающей среды по теме проекта;
  • Изготовить с детьми таблички - указатели с названиями растений для наших грядок;
  • Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах;
  • Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки, подготовка оборудования и материалов для посева и ухода за растениями.
  1. Основной (или этап реализации проекта): на данном этапе происходит реализация запланированных мероприятий (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
  2. Заключительный: подводятся итоги, итоговая беседа.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап

Месяц, неделя

Мероприятие

Задачи мероприятия

Форма и место проведения

Март, 3-я неделя

Беседа с родителями

«Огород на окошке»

Обсудить цели и задачи проекта с родителями. Сформировать интерес у родителей по оказании помощи в создании условий для реализации проекта.

Групповая комната.

Беседа.

Март, 3-я неделя

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окошке».

Групповая комната.

Март, 3-я неделя

Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Вызвать интерес к росту растений, из чего появляется растение, желание заботиться о них.

Групповая комната.

Беседа, рассматривание картинок.

Март, 3-я неделя – апрель, 1-я неделя

Трудовая деятельность «Огород на окошке»

Подготовить огород на окошке (место где будут размещаться формы с растениями).

Групповая комната.

Март, 3-я неделя

Трудовая деятельность «Уход за комнатным растением» [5, с.20]

Углублять знания детей об условиях роста растений.

Групповая комната.

Беседа, посещение ботанического сада.

  1. Основной.

Месяц, неделя

Мероприятие

Задачи мероприятия

Форма и место проведения

Март,

4-я неделя

Беседа «Культурные растения»

Сформировать представление о культурных растениях.

Групповая комната.

Беседа.

Март, 4-я неделя

Творческая игра «Семена – где спрятана жизнь».

С помощью лупы рассмотреть семена разных растений. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.

Групповая комната.

Рассматривание через лупу семян растений.

Март, 4-я неделя

Трудовая деятельность «Посадка семян».

Сформировать представления детей о выращивании растений.

Сформировать представления детей об условиях необходимых для успешного развития растений.

Обогащать         личный трудовой опыт        во время работы (посев семян).

Воспитывать у    детей бережное отношение к природе.

Групповая комната.

Посев семян салата, лука, мяты, укропа, базилика.

Март, 4-я неделя – май, 1-я неделя

Практическая деятельность: выращивание культурных растений из семян (лук, укроп, мята, базилик, салат)

Сформировать представление о том, что из одной семечки может появиться только одно растение, а при соблюдении необходимых условий растение быстрее растет.

Групповая комната. Наблюдение за ростом культурных растений.

Апрель, 1-я неделя

Трудовая деятельность «Посадка лука (севок)»

Групповая комната.

Посев семян лука (севок).

Апрель, 1-я неделя – май, 1-я неделя

Опыт - наблюдение за ростом растений (лук-севок).

Оформление дневника наблюдений.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у луковиц. Сформировать представление того, что растения живые: нуждаются тепле, свете, воде.  Несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло).

Групповая комната.

Наблюдение за ростом лука. Занесение результатов в дневник.

Апрель, 1-я неделя – май 1-я неделя

Чтение художественной литературы

  • Заучивание стихотворения «Овощи» [1, с.194];
  • Сказка «Репка»
  • Сказка «Вершки и корешки»
  • Стихотворения об овощах [1, с.197]
  • Загадки [1, с.195]
  • Пальчиковая гимнастика «У лариски – две редиски» [1, с.194]

Групповая комната.

Чтение, заучивание.

Апрель, 4-я неделя

Рисование «Наш лук»

Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения.

Групповая комната.

Изобразительная деятельность «Зеленый лучок»

Май, 1-я неделя

Итоговая беседа «Огород на окошке»

Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода.

Групповая комната.

Май, 2-я неделя.

Итоговое занятие по пересадке рассады.

С помощью родителей перенести рассаду и пересадить, соблюдая все условия.

Прогулочный участок.

3 этап – заключительный.

Месяц, неделя

Мероприятие

Задачи мероприятия

Форма и место проведения

Май, 3-я неделя

Праздник «Как хорош наш огород»

Анализ результативности.

Подведение итогов и поощрение всех участников проекта.

Прогулочный участок.

Выводы:

  1. Дети активно участвовали в проектной деятельности, дети проявили большой интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Детям стали понятны условия которые необходимы для выращивания растений (растение без воды может засохнуть и т. п.)
  3. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
  4. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов.
  1. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окошке».

Литература:

  1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2018.
  2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2018.
  3. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель, 2018.
  4. Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д. и др. Хрестоматия. Младшая группа детского сада. – М.: РОСМЭН, 2018.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Приложение №1.

Опыт - наблюдение за ростом растений (лук-севок).

№ п/п

Цель работы

Содержание опыта

1.

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать луковицы в сухой банке и в банке с водой.

2.

Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить: одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3.

Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное.

4.

Подвести детей к выводу о зависимости растения от солнечного освещения.

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в темное место, другое – на солнечной стороне.

5.

Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений.

На одной части грядки не пропалывать и не прореживать растения, на другой пропалывать.

6.

Доказать, что растения «пьют» воду.

Полить одну грядку подкрашенной водой. Через некоторое врем стебли окрасятся.

7.

Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва.

Взять три баночки: с почвой, глиной, песком. Посадить в каждую лук; наблюдать.

Приложение №2.

Оформление дневника наблюдений за ростом лука (севок).

Дата

Вид растения (лука)

Высота, см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

Проектная деятельность "Огород на окошке"

Проектная деятельность в старшей группе №2Тема: «Огород на окошке»Цели:Закрепить знание детей о свойствах лука; научить сажать лукавицы в землю и воду.Задачи:Обучающие:Уточнить знания детей о том, из ...

Проектная образовательная деятельность "Чудо - огород на окошке растет" подготовительная к школе группа

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...

Проектно-исследовательская деятельность "Огород на окошке"

Проектно- исследовательская деятельность во второй младшей группе «Огород на окошке»Тип проекта:• Исследовательский, творческий, познавательный• Групповой, с привлечением родител...

«Огород на окне» проектная деятельность в смешанной дошкольной группе

Этот проект обьединил всю группу детей, педагогов и родителей, увлек и весной мы посадили настоящий огород...