ПРОЕКТ «Железногорск-Илимский – город, в котором я живу!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Батурина Анастасия Валерьевна

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zh-i_-_gorod.docx27.25 КБ
Файл proekt_zh-i.pptx735.75 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

администрации Нижнеилимского муниципального района

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лесная сказка»

Батурина Анастасия Валерьевна

ПРОЕКТ

«Железногорск-Илимский – город, в котором я живу!»

г. Железногорск-Илимский

2020г.

Классификация проекта:

• по тематике: социально-исследовательский;

• по срокам реализации: долгосрочный;

• участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Батурина А. В., родители;

• сроки проекта: январь-июнь;

Проблема.

Дети старшего дошкольного возраста не имеют представлений об истории, людях и культуре родного города, владеют поверхностной  информацией о местных достопримечательностях, культурных объектах города.

Цель проекта:

Расширить представление о малой родине через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Познакомиться  с историей возникновения города Железногорск-Илимский;

2. Расширять представления о сферах человеческой деятельности;

3. Систематизировать знания о культурных объектах родного города, людях, прославивших город;

4. Развивать умение искать и выделять необходимую информацию.

Для решения поставленных задач была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Собраны записи музыки и песен. Библиотека наполнена рассказами, стихами о городе, значимых событиях, людях.

Планируемые результаты:

- знания ключевых моментов истории возникновения города Железногорск-Илимский;

- знания о культурных объектах города, людях, прославивших город;

- интерес к жизни города, его будущему, предложения о развитии города Железногорск-Илимский;

- умение организовывать и планировать совместные действия со сверстниками и взрослыми.

Этапы реализации

Подготовительный этап:

• Составление плана работы по реализации проекта.

• Определение уровня знаний.

• Подготовка инструментария и материала для поиска информации (видеофильм, презентации, фотографии, газеты, журналы и др. литература).

Основной этап:

Образовательная деятельность: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Совместная работа детей и родителей в творческих мастерских, в альбомах, поиск  информации, интересных фотографий города и людей.

Итоговый этап:

• Участие в районном конкурсе-выставке детских работ;

• Оформление выставки  по материалам проекта в ДОУ.

• Презентация проекта для родителей и педагогов.

Продукт:

  • Дошкольники имеют представления о малой Родине. Могут рассказать о достопримечательностях, культуре, традициях своего города; о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Предметно-пространственная развивающая среда наполнена в соответствии с тематикой проекта: созданы фотоальбомы о культурных объектах города Железногорск-Илимский, о людях прославивших свою малую Родину, оформлены макеты карьера, мемориала, арки.
  • Разработаны минипроекты «Что бы я хотел изменить в своем городе (квартале)».
  • Составлены конспекты занятий, развлечений, экскурсий.
  • Созданы учебные презентации.

Содержание проекта:

В течение всего проекта

Чтение художественной литературы: «К нашим потомкам по нашим путям…»: Сборник. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательтво, 1997. – 360 с., ил.; «Мой город Железногорск-Илимский», Н.И. Скалатский, 2010, 47с.; «Старый снимок» С. Пивоваров; С.М. Бакаев (рабочий железнодорожного цеха комбината) стихи; В. Лоскутников «Железногорск-Илимский. Сорок пять»; «Никто не забыт» А. Шамарин и др.

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.

Прослушивание песен.

- «Ты славься, край Илимский!»

- «Илимская земля»
автор: Елена Давыденко Дубровина;

Просмотр видеозарисовок о родном городе: Ксенофонтова Ольга и Шестакова Ирина - электронное издание «Город у железной горы».

Тематические беседы: «С чего начиналось наше поселение?», «В каком районе города я живу?», «Мемориал славы в нашем городе», «Что бы я построил в нашем городе?», «Мои дедушка и бабушка молодые», «Кем я хочу стать?».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Знакомые здания», «Парные перевертыши» и др.

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «К нам приехали туристы из другого города! Экскурсия по культурным объектам города», «Спецтехника. Добыча железной руды»

Наполнение тематических альбомов наиболее интересными фактами, картинками, рисунками, фотографиями, рассказами о городе во времена молодости дедушек и бабушек, о профессиях города.

Январь

Цель: приобретение опыта поиска информации о, реализация новых знаний в художественно-эстетической деятельности.

1. Образовательная деятельность «Моя малая Родина. Нижнеилимский район» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность).

2. Экскурсия в краеведческий музей.

3. Взаимодействие с семьями воспитанников: поиск интересных фактов, иллюстраций, фотографий, презентаций, книг о городе.

Февраль

Цель: овладение умением систематизировать полученную информацию через знакомство и поиск интересных фактов истории города Железногорск-Илимский.

1. Образовательная деятельность «Город Железногорск-Илимский – история возникновения» (ФЦКМ).

2. Конструирование «Мой город».

3. Взаимодействие с семьями воспитанников «Мои дедушки и бабушки во время строительства нашего города».

Март

Цель: приобретение опыта деятельности в роли экскурсовода в коммуникативной деятельности.

1. Образовательная деятельность «Культурные объекты города. Чего не хватает в нашем городе по моему мнению?» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность).

2. Образовательная деятельность «Я горжусь!», о людях прославивших город (коммуникативная деятельность).

3. Взаимодействие с семьями: конкурс фотоальбомов ««Железногорск-Илимский – город, в котором я живу!»

Апрель

Цель: систематизировать и дополнить знания о космосе через поиск информации о М.К.Янгеле.

1.  Образовательная деятельность «Человек. Вселенная. Космос» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность)

2. Экскурсия в  историко-художественный музей имени М.К. Янгеля, космический зал.

3. Участие в конкурсе рисунков  «Человек. Вселенная. Космос» (историко-художественный музей имени М.К. Янгеля).

Май

Цель: приобретение первичных представлений о понятии «Великая Отечественная Война» через поисково-исследовательскую деятельность.

1. Экскурсия к Мемориалу Воинской Славы.

2. Образовательная деятельность «Открытка ко Дню Победы» (художественно-эстетическая деятельность).

3. Участие в конкурсе-выставке «Минувших лет святая память», посещение выставки онлайн.

Июнь

Цель: овладение умением анализировать информацию о Коршуновском горно-обогатительном комбинате, преобразование объекта из чувственной формы в модель.

1. Образовательная деятельность «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ФЦКМ).

2. «Коршуновский карьер» (художественно-эстетическая деятельность).

3. Взаимодействие с семьями. Изготовление гербария «Растения Нижнеилимского района» (для продолжения работы по исследованию малой родины).

Литература:

1. https://ljubimaja-rodina.ru/sibirskij-federalnyj-okrug/irkutskaya-oblast/zheleznogorsk-ilimskij.html

2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с

3. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

6. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984. – 272 с

7. https://nsportal.ru/detskiy-sad

8. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789515

9. https://www.youtube.com/watch?v=pQ45MHUh1oc

Анкета для родителей 

Уважаемые, Родители!

В рамках проектной деятельности просим Вас дать ответы на вопросы:

1) Рассказываете ли вы ребенку о родном городе, районе?_________

2) Знает ли Ваш ребенок достопримечательности города? Какие?______________________________________________________________________________________________________________________________

3) Чему уделяете большее внимание на прогулках с ребенком по городу______________________________________________________________________________________________________________________________

4) Рассказывали Вы своему ребенку о людях, прославивших наш город (О ком)? ______________________________________________________________________________________________________________________________    

5) Посещаете ли Вы с ребенком музеи? Какие?_________________________

__________________________________________________________________

6) Должен ли ребенок знать историю своего родного города? Почему?_________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Интересно ли Вам поучаствовать в реализации данного проекта?

________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ «Железногорск-Илимский – город, в котором я живу!» Составила: А.В. Батурина, воспитатель МДОУ «Детский сад «Лесная сказка» Г. Железногорск-Илимский 2020

Слайд 2

Цель: расширить представление о малой родине через поисково-исследовательскую деятельность Задачи: 1. Познакомиться с историей возникновения города Железногорск-Илимский; 2. Расширять представления о сферах человеческой деятельности; 3. Систематизировать знания о культурных объектах родного города, людях, прославивших город; 4. Развивать умение искать и выделять необходимую информацию.

Слайд 3

Содержание проекта : Январь 1. Образовательная деятельность «Моя малая Родина. Нижнеилимский район» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность). 2. Экскурсия в краеведческий музей. 3. Взаимодействие с семьями воспитанников: поиск интересных фактов, иллюстраций, фотографий, презентаций, книг о городе.

Слайд 4

Февраль 1. Образовательная деятельность «Город Железногорск-Илимский – история возникновения» (ФЦКМ). 2. Конструирование «Мой город». 3. Взаимодействие с семьями воспитанников «Мои дедушки и бабушки во время строительства нашего города».

Слайд 5

Март 1. Образовательная деятельность «Культурные объекты города. Чего не хватает в нашем городе по моему мнению?» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность). 2. Образовательная деятельность «Я горжусь!», о людях прославивших город (коммуникативная деятельность). 3. Взаимодействие с семьями: конкурс фотоальбомов ««Железногорск-Илимский – город, в котором я живу!»

Слайд 6

Апрель 1. Образовательная деятельность «Человек. Вселенная. Космос» (ФЦКМ, художественно-эстетическая деятельность) 2. Экскурсия в историко-художественный музей имени М.К. Янгеля , космический зал. 3. Участие в конкурсе рисунков «Человек. Вселенная. Космос» (историко-художественный музей имени М.К. Янгеля ).

Слайд 7

Май 1. Экскурсия к Мемориалу Воинской Славы. 2. Образовательная деятельность «Открытка ко Дню Победы» (художественно-эстетическая деятельность). 3. Участие в конкурсе-выставке «Минувших лет святая память», посещение выставки онлайн .

Слайд 8

Июнь 1. Образовательная деятельность « Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (ФЦКМ). 2. « Коршуновский карьер» (художественно-эстетическая деятельность). 3. Взаимодействие с семьями. Изготовление гербария «Растения Нижнеилимского района».

Слайд 9

Результаты: Имеет представления о малой Родине. Может рассказать о достопримечательностях, культуре, традициях своего города; о замечательных людях, прославивших свой край. Составлены конспекты занятий, развлечений, экскурсий. Созданы учебные презентации. РППС наполнена учебным и игровым материалом.

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект одного дня «Город, в котором я живу» (для детей средней группы)

Краткое описание ресурса: Информационно познавательный проект одного дня  для детей   дошкольного возраста. Включает в себе разные виды деятельности - рисование, конструирование, беседы...

Методическая разработка (Современная образовательная технология: проект) Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»

Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»...

Проект «Усть-Лабинск – город, в котором я живу» подготовительная к школе 

Воспитывать у ребёнка любовь к родному городу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. В ходе реализации проекта дети приобретают знания об истории города, символике, до...

Презентация к проекту по конструированию «Город, в котором я живу»

Проблема формирования интереса к конструированию у детей   дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной   педагогике.Это единственный вид деятельности, в котором результат ...

Краткосрочный проект "Мой любимый город, в котором я живу - Неман"

Краткосрочный проект "Мой любимый город, в котором я живу - Неман"...