Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fedorenko_m.v.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 218 компенсирующего вида» г. Красноярска
Образовательный проект по теме «Город, в котором я живу»
Разработала: Федоренко Марина Викторовна,
воспитатель МБДОУ №218
Оглавление
Пояснительная записка | 3 |
1. Портфолио образовательного проекта по теме «Город, в котором я живу» | |
1.1. Описание проекта | 5 |
1.2. Описание деятельности по реализации проекта. Этапы образовательного проекта | 7 |
2. Рефлексивный анализ реализации проекта | 12 |
Литература | 13 |
Пояснительная записка
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены стратегические ориентиры воспитания «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет целостной системы, отражающей всю полноту данной проблемы с учетом территориальных особенностей того или иного региона.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. [11]
1. Портфолио образовательного проекта по теме «Город, в котором я живу»
1.1. Описание проекта
Срок реализации проекта: краткосрочный ( 1 неделя).
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели и родители.
Цель образовательного проекта: воспитание патриотических чувств (чувства любви к родному городу) на основе углубления представлений о городе и формирования нравственного и эстетического отношения детей к малой родине городу Красноярску.
Задачи:
Образовательная:
-формирование познавательного интереса к достопримечательностям города, ознакомление с названиями улиц, разными видами зданий, городским транспортом.
-продолжать ознакомление детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
Воспитательная:
-воспитание эстетического отношения к городской и природной среде города; чувства гордости за достижения, уважения к знаменитым землякам, прославившим город;
-пропаганда безопасного образа жизни в сфере дорожного движения среди детей.
Развивающая: развитие детского творчества, желания передавать образ города в рисунках, конструктивных постройках и т.д., поэзии (чтение и заучивание стихов); развивать память, мышление, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность.
-обогащение словарного запаса, расширение кругозора детей.
Продукт проекта:
- рисунки детей «Дорожные знаки города Красноярска»;
- лепка «Мой дом»;
- стенгазета «Наши любимые места отдыха»;
- разработка дидактических пособий: «Чудо-Куб» и «ПДД».
Итоговое спортивно-познавательное мероприятие «Мой любимый Красноярск».
1.2. Описание деятельности по реализации проекта. Этапы образовательного проекта1 этап вводно-мотивационный. Обратить внимание детей на появление в группе репродукций картин художников о Красноярске, значков достопримечательностей города Красноярска.
Воспитатель: догадались, о чем мы будем говорить? Что нарисовано на картинах? Слушание аудиозаписи песни «Мой Красноярск»
2 этап практико - деятельностный
День недели/ дата | Совместная деятельность взрослого и детей | Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Понедельник | 1.Физкультура Задачи: - закрепление техники бросания мяча в цель двумя руками; - развитие ловкости. Бросание мяча в цель после отбивания его об пол. Осваивание элементов игры в городки. .2. Рисование ( по подгруппам) «Дорожные знаки города Красноярска» Конспект НОД. Тема: «Путешествие по городу дорожных знаков» (см. приложение 4) | Утренний сбор. Введение детей в тему недели «Город, в котором я живу - мой любимый Красноярск» (разговор с детьми на тему недели). Совместное планирование проживания темы (кто, что хотел бы сделать?). Прогулка. Наблюдение за природными изменениями Дидактические игры на классификацию транспорта. Ознакомление с дорожными знаками, правила безопасного поведения на дорогах. Подвижная игра. «Ловишки с ленточкой». Индивидуальные трудовые поручения. | Строительно-конструктивная игра «Машины на улицах нашего города» Игры с развивающим ковриком «ПДД» (см. приложение 1). Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности* Выставка детских творческих работ. | Наглядно-текстовая информация «Правила безопасного поведения на дорогах». Размещение информации для родителей о начале работы по теме проекта «Город, в котором я живу» (объявление для родителей) Сделать совместное фото детей с родителями на фоне достопримечательностей города Красноярска для оформления стенгазеты «Наши любимые места отдыха», |
Вторник | 1. ФЭМП ( по подгруппам) Дидактические игры и упражнения с математическим содержанием. (см приложение 2). 2. Музыка Разучивание песен: «Мама - солнышко мое!», «Маме будем помогать». Игра на ложках. | Совместная с детьми подготовка к презентации результатов проекта и оформление творческих работ – выставка поделок, рисунков. Оформление альбома «Мой любимый Красноярск» Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи. Трудовые поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями (индивидуальная работа). Прогулка Наблюдения на участке детского сада Подвижные игры… Труд… | Творческие сюжетно-ролевые игры «Семья», «Строители»; Самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности. Игры с сенсорной игрушкой «Чудо-Куб» (см. приложение 2). Выносной материал на прогулку | |
Среда | 1. Чтение художественной литературы РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Зимовье зверей» Конспект НОД. Чтение сказки «Зимовье зверей» (см. приложение 3) 2. Физкультура Задачи: - закрепление техники бросания мяча в цель двумя руками; - развитие ловкости. Бросание мяча в цель после отбивания его об пол. Осваивание элементов игры в городки | Беседа о сезонных изменениях в живой - неживой природе зимой. Прогулка Наблюдение за солнцем. Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, формировать интерес к неживым объектам природы. Подвижные игры «Ловишки», «Бездомный заяц». Цели: упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость. Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи. | Внесение и рассматривание иллюстрации, репродукций картин художников с изображением города Красноярска. Рассматривание альбома красноярского заповедника «Столбы» Открытки с достопримечательностями города. Игры и деятельность по инициативе детей в центрах активности. | |
Четверг | 1. Плавание 2. Познавательная беседа «Это мой город». «Дома на нашей улице» Задачи: воспитание эмоционально-ценностного отношения к городу; ознакомление с особенностями города (чем отличается город-село), отдельными достопримечательностями, основателем города. | Беседа: вспомнить названия улиц, на которых живут дети Рассматривание различных построек: жилые дома многоэтажные кирпичные, панельные, одноэтажные деревянные, строения (офисы, театры, музеи и т.д.). При рассматривании обращать внимание на архитектурные особенности зданий. Прогулка Рассматривание домов, оформление дворов, деревья в городе, их название. Закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице. Подвижные игры: «Извилистая тропинка». Цель: учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги. Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи. | Строительно-конструктивный материал. Иллюстрации, фотографии строений (домов, зданий культурного назначения, общественного) в городе Красноярске.
Игры по инициативе детей (творческие, с правилами, дидактические)* | Выбрать с родителями места или дома, которые большего всего нравятся, и рассказать почему. |
Пятница | 1. Лепка в технике пластилинография «Мой дом» 2. Музыка Разучивание песен: «Мама - солнышко мое!», «Маме будем помогать». Игра на ложках. | Дидактические игры на развитие словаря и на развитие звуковой культуры речи. Внесение и рассматривание иллюстрации, репродукций картин художников с изображением города Красноярска. Открытки с достопримечательностями города. Трудовые поручения в уголке природы. Уход за комнатными растениями (индивидуальная работа). Подвижная игра. « Ловишки с ленточкой». Итоговое мероприятие - развлечение | Ноутбук, презентация, экран, проектор Игры и самостоятельная деятельность по инициативе детей в центрах активности. Иллюстрации, фотографии строений (домов, зданий культурного назначения, общественного) в городе Красноярске. | Приглашение родителей на презентацию выставки и итоговое мероприятие по теме «Мой любимый Красноярск» |
3 этап заключительный (презентационный).
Заключительным мероприятием по проекту было спортивно-познавательное мероприятие «Мой любимый Красноярск», на котором ребята закрепляли представления о символах и достопримечательностях города Красноярска, общее эмоциональное настроение ребят было очень хорошее, все остались довольны.
2. Рефлексивный анализ реализации проекта
Я реализовала образовательный проект «Город, я котором я живу». В ходе проекта провела следующие виды деятельности: беседы, игры, развлечение, разговоры с детьми о Красноярске.
По итогам реализации образовательного проекта была выпущена стенгазета «Наши любимые места отдыха», которую мы делали с детьми и их родителями.
Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что у детей сформировался интерес к своему городу, местному краю, с его достопримечательностями. Дети с желанием стали замечать красоту родного края, изменения в природе. Обогатился и активизировался словарь детей. Они стали более любознательными и наблюдательными. Ребята стали гордиться своей малой Родиной.
Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, испытывать гордость и уважение к знаменитым землякам, прославившим город, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Литература
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом.- М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2007.
- Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.//Дошкольное воспитание.-2005.-№3.-стр.6-13
- Программа «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. -СПб.: Акцидент, 2011.
- Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Родной край: Пособие для воспитателей дет. сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова / Под ред. С.А. Козловой.- М.: Просвещение, 1985.
- Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание.-2003.-№6.-стр.45-50.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
- Проект как форма планирования образовательного процесса в дошкольном учреждении/ А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева/ Детский сад: теория и практика, 2012, № 9.
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М.: Академия, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»
Познание (формирование целостной картины мира) на тему: «Город в котором я живу»...
План-конспект совместно-образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по патриотическому воспитанию. Тема: « Город в котором я живу».
Тема: « Город в котором я живу». Цель: Закреплять и углублять знания детей о родном городе, закрепить в памяти основные символы города Санкт-Петербурга: гимн, флаг, герб.Задачи: Расширение предст...
Технологическая карта НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Город, в котором мы живем" Средняя группа.
НОД на тему "Город, в котором мы живем" по образовательной области "Познавательное развитие" представлен в виде технологической карты, в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ГРУППЕ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ». С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Цель: Формировать у детей представление о родном городе посредством использования ИКТ - технологий .Задачи: Расширять представления детей о родном городе; Развивать умение дополнять изо...
Проект образовательной деятельности по теме: "Дом в котором мы живем"
Проект на тему "Дом в котором мы живем"...
Планирование воспитательно-образовательной работы на тему "Город, в котором я живу!"
Планирование воспитательно-образовательной работы на тему "Город, в котором я живу!"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Город, в котором я живу» «Родному Ейску – 170 лет»
За основу непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по познавательному развитию взята тема «Город в котором я живу». Сюжет способствует...