Из опыта работы «Экологическое воспитание Дошкольников в их повседневной жизни в ДОУ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефименко Луиза Рифгатовна

Нами были поставлены следующие задачи:

1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);

2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);

3. Развивать эстетические чувства (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 394 комбинированного вида»

Из опыта работы «Экологическое воспитание

Дошкольников в их повседневной жизни в ДОУ»

Воспитатель детского сада №394

Ефименко Л. Р.

                                           Казань, 2019г.

Экологическое воспитание дошкольников в их повседневной жизни в ДОУ

Пусть будет в человеке всё прекрасно

И мысли, и поступки, и душа

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И сейчас наступил момент, когда необходимо формирование экологической культуры с самых маленьких лет. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Выбор нами данной темы обусловлен тем, что мы сторонники бережного отношения к природе, и поэтому решили, что необходимо дать детям знания, которые будут способствовать развитию нравственных и духовных качеств.

Нами были поставлены следующие задачи:

1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);

2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);

3. Развивать эстетические чувства (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее).

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы. Промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Чаще отводятся под прогулку на участке: они особенно важны для общения детей с природой ближнего окружения.

На протяжении всего учебного года мы проводим с детьми ежедневный уход за комнатными растениями (полив, рыхление земли, протирание листьев, опрыскивание растений). Дети учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда. Общение с ребёнком строится к доброжелательному к нему отношению, четкому показу, помощи при необходимости, если  ребенок затрудняется. И обязательно при общении мы должны найти возможность похвалить ребёнка, причем не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: вначале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала – поддержка, в конце – главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Чтобы помочь детям настроиться на предстоящий образовательный процесс, в утренние часы хорошо предложить детям различные дидактические игры. В своей группе мы используем дидактические игры экологической направленности, такие как: «Что, сажают в огороде?»; «Найди листок, как на дереве»; «Вершки-корешки»; «Огонь, вода, земля, воздух»; «Знаешь ли ты грибы»; «Узнай и назови»; «Путешествие по лесу» и многие другие.

Развивать положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребёнка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например «Приготовь лекарство», «Построй домик животному» и т.д.

Утром солнышко встаёт,

На зарядку всех зовёт

Каждый новый день, как правило, начинается с утренней гимнастики, она поднимает нам настроение и заряжает энергией на весь день наших воспитанников. Мы стараемся подбирать интересные комплексы утренней гимнастики, так как помимо оздоровительной утренняя гимнастика решает образовательные задачи. Например, мы проводим следующие комплексы, которые также способствуют формированию экологической культуры:

«В гостях у солнышка»,

«В гости к елочке»,

«Ветер дует, ветер стих»

«Птицы прилетели»,

«Белочка» и т.д.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, чтения художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию различных видов деятельности ребёнка.

На занятиях основной нашей задачей являлось раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются, и это способствует развитию интереса у детей. Нами проводятся циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных, знания о растительном мире, знания о не живой природе, знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям, такие как: «Воздух, вода и свет»

                                                          «Насекомые»

                                                          «Лес - многоэтажный дом»

                                                           «Красная книга»

                                                           «Как звери к зиме готовятся и зимуют»

                                       

                                                            «Посадка лука»

                                                            «Весеннее пробуждение природы»

«Космос. Звёзды. Вселенная»

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому регулярно совершаем с воспитанниками целевые прогулки, экскурсии. «Осень в городе»; «Кто живёт на весенней полянке»; «Летний хоровод цветов».  

Прогулка способствует физическому, умственному воспитанию. Во время пребывания на участке дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающим. В ходе прогулок мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам : за цветущими растениями участка и песком в песочнице; за елью; за зимующими птицами на участке; за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе; за пробуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке; за муравьями, за божьей коровкой и т.д. При проведении таких циклов мы заметили, что у детей создаётся прочный фундамент конкретных знаний о природе ближнего окружения, развиваются умения взаимодействовать с ней.

Экскурсии - один из основных видов знаний и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомились растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям мы заметили, что у детей развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Во время экскурсии дети собирали природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы, исследовали растения, почву, воду, камни. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии в природу: «Осенний парк», « Весна - красна», «Золотой луг» и многие другие. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

В своей повседневной работе мы стремимся дать детям не только готовые знания, а предоставляем возможность добыть их самостоятельно. И поэтому большое значение в формировании экологических знаний имеет опытно- экспериментальная деятельность. Опыты мы всегда строили на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В сфере обучения мы обращали внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Детям предоставляется возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Обратите внимание: все сажают лук, а мы в своей работе хотим продемонстрировать детям, не только как изменяется верхняя часть растения, но и что происходит внизу, под землёй. Поэтому у нас есть прозрачный экран, куда мы высаживаем семена растений.

Практическая деятельность детей проявилась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве:

Соберём мусор с матушки земли,

Она щедро вознаградит нас зелёной травой,

Душистыми цветами и красотой.

Всем детям очень понравилось выращивание цветов на участке. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Наши современные дети практически лишены возможности активного труда, остался в такой форме, как труд в природе. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. На территории нашего участка имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят простейшим приемам труда, мы старались объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогали испытывать радость от хорошо выполненной работы. Мы уверены, что дети, занимавшиеся хоть раз посадкой зелёных насаждений, как правило, не ломает их, не рвут впоследствии.

В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Были подобраны комнатные растения контрастные по строению стебля, форме, величине, требующие разнообразных приемов ухаживания. Мы заметили, что при получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Вместе с детьми на прогулках зимой мы всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. Наша группа приняла участие в городской природоохранной акции «Поможем птицам». Целью этого мероприятия явилось формирование гуманного отношения к зимующим птицам, а также воспитание интереса и желания заботиться о них: делать домики, подкармливать.

Большое значение мы придавали работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу- воспитание человека с большой буквы, человека экологического грамотного.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе мы заранее вывешиваем яркое, красочное сообщение о проведении мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остаётся без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.

Были проведены выставки художественного творчества детей и родителей:

«Уж небо осенью дышало…»

«Дары осени».

«Сказочная осень» (аппликация из осенних листьев)

Поделки из бросового материала по сказкам Г. Тукая

Конкурс рисунков «В окно повеяло весною» и т.д.

Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада.

Одна из форм экологического воспитания- праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребёнка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывания загадок на темы природы, сколько включенность в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Нами был проведён праздник, посвященный Дню защиты Земли «Наш дом- Земля», а также «Весенний праздник птиц».

 Наш детский сад сотрудничает с Международной программой «Эко – школа/Зеленый флаг.

Проблемой экологии занимаются на высшем государственном уровне, но активно внедряют в школьное и дошкольное образование. Наш детский сад входит в данную организацию в течение девяти лет.

Внутри детского сада проводятся выставки из бросового материала,

Заключение

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Долг  взрослых- родителей, педагогов - научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребёнка в прекрасный мир, его красоту, необычность.

Помогают сформировать экологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке, элементарная поисковая деятельность. «Труд детей в природе» - это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значительный результат. В труде идёт активный процесс познания и применения полученных знаний.

«Работа в уголке природы» поможет познакомить детей с природой, воспитывать любовь к ней. В процессе  ухода за растениями, находящимися в уголке, дети получают представление о разнообразии растительного и животного мира, о том, как растение развивается и растет, какие условия для них нужно создавать.

«Элементарная поисковая деятельность» помогает развивать наблюдательность, активизирует мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно- следственных связей.

На наш взгляд, эти методы являются наиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируется мыслительная деятельность, психические процессы

(памяти, мысли, воображения и др.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое и интересное.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников

В данном материале я рассказала о большом значении экологического воспитания детей в дошкольном возрасте. Какие методы и приемы я применяла для того чтобы дети лучше усвоили материал.Дидактические игр...

Из опыта работы ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Экологическое воспитание дошкольников...

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"...

Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...

Из опыта работы."Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края."

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве орган...

Доклад из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников».

В этом материале я представила свой опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию дошкольников. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но ви...