Доклад из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников».
материал

В этом материале я представила свой опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию дошкольников. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_po_ekologii.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников».

Выполнил педагог 2 младшей группы: Кивенко Е.А.

Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой является создание предметно-развивающей среды.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Стараюсь с детьми регулярно фиксировать погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней.

В нашей группе создан природный уголок с комнатными растениями. Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности, дидактические игры, природный материал для поделок, много наглядного материала и художественной литературы. Создана картотека, включающая подборку экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе, презентаций, песен.

Использование художественной литературы в сочетании с малыми формами фольклора вызывает у детей гамму чувств – переживание, восхищение, нежность, восторг. Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа. Дети как будто сами вступают с ними в контакт. Потешки используем во время умывания, одевания, кормления, во время игр, как пальчиковую гимнастику и т.п. Например :
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Чтение сказок должно быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовлены мини-макеты: «Морское дно», «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из целей моей работы является, развитие умений и навыков детей наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организую при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.

Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего в дидактических играх. Дидактические игры, использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Именно на прогулке дети могут знакомиться со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения " Найди по описанию", "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мыши и кот», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Труд в природе также является неотъемлемой частью воспитания экологически грамотного дошкольника. Ведь только в труде ребенок может испытать всю ответственность и гордость за посаженное дерево, за птиц, накормленных зимой или приведенный в порядок участок после осеннего листопада. На нашем участке имеется огород. Дети не только наблюдают за растениями, но и принимают непосредственное участие в поливе, прополке, рыхлении. Особую радость у детей вызывает сбор урожая, выращенного совместным трудом.

В своей работе использую опытно-исследовательскую деятельность. Дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Опытно-исследовательскую деятельность включаю в игры, занятия, она может быть связана с трудом детей в уголке природы и на огороде.

Также в своей работе по экологическому воспитанию я использую продуктивную деятельность - изготовление поделок из природного материала. В процессе работы дошкольники знакомятся с разнообразным природным материалом, техникой его обработки, учатся видеть красоту в изогнутой веточке или отломанном сучке.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Я считаю, что проектная деятельность - это уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. В этом году я реализую долгосрочный проект «Малышам о природе».

Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека экологически грамотного. В основном это: консультации, папки-передвижки, беседы, анкетирование, выставки. Очень важно привлечь родителей к участию в выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Проводятся выставки: «Дары осени», «Лучшая кормушка» и другие.

Ну а самое главное в экологическом воспитании –умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы «Подготовка руки дошкольника к письму».

Подробное описание того, как развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка....

Доклад «Значение развивающих занятий с элементами опытов в экологическом воспитании дошкольников»

Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения школьников и дошкол...

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Экологическое воспитание дошкольников"...

Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...

Из опыта работы."Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края."

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве орган...

Из опыта работы «Экологическое воспитание Дошкольников в их повседневной жизни в ДОУ»

Нами были поставлены следующие задачи:1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);2. Воспитывать бережное отношение к природе, умение заботиться ...

Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников"

Доклад из опыта работы "Цифровая социализация дошкольников". В докладе отражаются плюсы и минусы внедрения цифровых технологий в дошкольное образование. Так же раскрывается понятие " Цифровизация" в ц...