Конспект занятия «Добрым быть не просто» Старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrota.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

 

                                     

Конспект занятия

«Добрым быть не просто»

Старшая группа

                                                                                     

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

Региональный этап

                                                                                                              XIV Всероссийского конкурса

                                                                                                              в области педагогики, воспитания

                                                                                                              и работ с детьми и молодёжью

                                                                                                             «За нравственный подвиг учителя»

                                                                                                              Номинация: Лучшая методическая

                                                                                                              «Основы духовно-нравственной

                                                                                                              культуры народов России»  

                                         

                                                  г.о. Электрогорск

2019г

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»-развитие общения, нравственное воспитание; «Познавательное развитие»-развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с социальным миром; «Художественно-эстетическое развитие» конструктивно-модельная деятельность; «Физическое развитие» формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.          

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструирование, музыкальная, двигательная.                                 

Цель: Расширение представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека

Задачи:                                                                         

Образовательные:

1.Обобщать и расширять знания детей о таких понятиях как друг, дружба, доброта.

2.Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарища, высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей.

Развивающие:

1.Развивать общечеловеческие ценности и осознание собственной внутренней позиции.

2.Развивать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботится о них

3. Развивать кругозор детей, умение мыслить, рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

1.Воспитывать нравственные чувства; вызвать у детей желание совершать добрые поступки.

2.Воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и

дружбы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: дети имеют представления о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, умеют выслушивать товарища, высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей. Владеют дружескими взаимоотношениями, желанием поддерживать друзей, заботится о них

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, поговорок о добре, рассматривание иллюстраций, плакатов с различными ситуациями.

Материалы и оборудование:                                                                        

-демонстрационный: аудио- запись «Что такое доброта», «Когда мои друзья со мной»(Диск №36),видеоролик «Мы разные», мяч, платок, бутылка с водой, йод, половинка лимона, куклы в национальных костюмах..                                                          

-раздаточный: лучики с изображением хороших и плохих поступков, клей, салфетки.

Содержание образовательной деятельности

Занятие проводилось в компьютерном классе

Звучит аудиозапись песни «Что такое доброта?» в исполнении группы Барбарики.

(Воспитатель предлагает внимательно послушать слова этой песни, о чём в ней поётся.)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю всем взяться за руки, встать в круг и улыбнуться друг другу. 

Раз, два, три, четыре, пять

Будем вместе мы играть,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте все улыбнёмся и подарим тепло и улыбку друг другу.

Вы прослушали весёлую песню. Скажите, о чём она?

Ответы детей.(о доброте, о дружбе)

Воспитатель: Правильно, она о доброте, о дружбе, о любви. А что же такое доброта? Что значит быть добрым?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы. Доброта – это когда человек хочет сделать что-то хорошее. Проявляет заботу о людях, животных, птицах, природе. Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно. В таких случаях нужно помочь своим близким, друзьям.

Ребята, а какими словами можно выразить доброту?

Ответы детей: (добрыми, ласковыми, вежливыми.)

 (Дети  читают стихотворение Н. Красильникова).

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Я думаю вы знаете ещё много вежливых слов, а что бы это проверить я предлагаю вам поиграть в игру.

«Закончи предложение». Я начну, а вы закончите:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого? (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит? (Добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать? (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду? (помоги ему)

Решай споры словами, а не? (кулаками)

Где б мы ни были, на прощание говорим всем? (до свидания)

Воспитатель: Молодцы, вы знаете много добрых слов. А можно ли доброту почувствовать? Как вы думаете, как это можно сделать?

 (предположения детей).

Воспитатель: А можно ли доброту увидеть?

Ответы детей: (В поступках, действиях, чувствах в делах человека).

Воспитатель: Мы говорим: «добрый человек» - значит какой?

Ответы детей. (Внимательный, отзывчивый, любящий, заботливый, щедрый, ласковый).

Воспитатель: А что значит внимательный, отзывчивый, любящий, заботливый, щедрый, ласковый?

(предположения детей)

Воспитатель: А если мы говорим не добрый, значит какой?

Ответы детей. (Злой, жадный, равнодушный).

Воспитатель: А что значит злой, жадный, равнодушный?

(предположения детей)

Воспитатель: А легко ли быть просто добрым человеком?

Ответы детей.

Женя А.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник не конфета,

Если доброта как солнце светит-

Радуются взрослые и дети.

Физкультминутка

Ну-ка, дружно встали вместе, 
Повернулись на месте, 
Громко хлопнули три раза, 
Подмигнули правым глазом, 
Левой топнули ногой! 
А потом еще другой! 
Закричали все “Ура”! 
А теперь и сесть пора.

Воспитатель: Ребята, скажите, дети каких национальностей посещают наш детский сад?

Ответы детей: (русские, украинцы, молдаване, армяне, азербайджанцы, чуваши, мордва)

(воспитатель обращает внимание детей на кукол в национальных костюмах)

Воспитатель: А чем же отличаются друг от друга дети разных национальностей?

Ответы детей: (разным цветом волос, глаз и кожи)

Воспитатель: Но несмотря на эти отличия есть что-то, что нас объединяет. Что же это?

Ответы детей:(Мы вместе отмечаем праздники, любим мороженое и конфеты, вместе играем, рисуем, лепим. общаемся. Все мы живём в одной стране. Мы разные, но мы вместе).

Видеоролик «Мы- разные» (видеоролик составлен из рисунков детей)

На огромном белом свете

Очень разные есть дети,

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки

Молчуны и хохотушки,

   Кто-то ростом невелик,

   Кто-то слабый ученик,

   У одних- большие ушки,

   У других- кругом веснушки,

   Кто-то рыж, а кто-то бел,

   Кто-то в играх неумел,

Ни над кем нельзя смеяться,

Никого нельзя дразнить,

Нужно очень постараться,

Словно братьев, всех любить,

И тогда на белом свете,

Так чудесно будет жить.   (Хрестоматия 3 стр.29)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можем ли мы с вами распознать доброе и злое? Конечно же можем, ведь каждому из нас дан помощник- совесть. Совесть помогает нам стыдится плохих злых поступков и поправлять плохие поступки хорошими.

Например, ты получил новогодний подарок со многими конфетами. Совесть подсказывает: не жадничай- поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился- хорошо. Ну а если ты чувствуешь: жалко- съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься- ладно, попозже сделаю? А ещё, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей и старших, обзываешься плохими словами, дерёшься с кем то из ребят?

Если ты спрашиваешь у своей совести: хорошо ли я делаю, совесть обязательно даёт ответ. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пройдёт зря. А если человек забывает спрашивать совесть, он начинает совершать плохие поступки: обманывать, обзываться плохими словами, обижать товарищей, лениться.

(отрывок Хрестомития 2 стр.6,7)

Воспитатель: Ребята, скажите, а если вы кому-то сделали плохо. Может кого-то обидели или поругались с кем-то. Как вы думаете, что вам может подсказать совесть?

Ответы детей:(Совесть подсказывает нам помириться, исправить что сделал плохо, попросить прощения).

Воспитатель: Если мы не будем обращать внимание что нам подсказывает совесть. Мы перестанем отличать добро от зла, хорошее от плохого. Светлый огонёк нашей души потускнеет и наступит темнота.

Я вам предлагаю посмотреть, как это происходит.

(на столе стоит пластиковая бутылка с чистой водой, йод, половинка лимона.)  

Воспитатель: Чистая вода в бутылке, это чистые, светлые мысли, добрые поступки. Если мы будем плохо думать, совершать плохие поступки, как вы думаете что может произойти?

(воспитатель капает в бутылку с чистой водой несколько капель йода)

Воспитатель: Что произошло с водой?

Ответы детей. (вода стала грязной, коричневой)

Воспитатель: Правильно, так происходит и с нами, наша душа становится грязной, мы становимся злыми.

Воспитатель: А можно ли всё исправить? Как это можно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно нужно извиняться, подумать, как исправить свои плохие поступки. Если ты извинился, исправился, попросил прощения, совершил хороший поступок, ваша душа опять станет чистой, вы станете добрыми, отзывчивыми людьми.

(воспитатель выжимает сок половинки лимона в бутылку, вода становится прозрачной)

Посмотрите, что происходит с водой, также и ваша душа очищается от всего плохого.  

Воспитатель: Давайте попробуем почувствовать добро. Скажите кому-то последнее время в нашей группе было грустно?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать добрыми, отзывчивыми детьми и поиграть в игру 

«Узнай по голосу». 

(имя ребенка) встанет в середину круга, с завязанными глазами Вы по очереди будете подходить к водящему, гладить его по спине и называть ласково по имени и говорить ласковые слова. (имя ребенка) нужно отгадать имя того, кто говорил ласковые слова.

(После игры дети делятся впечатлениями, говорят, что они чувствовали, было ли им приятно слушать ласковые слова).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы умеете говорить ласковые слова и можете сочувствовать и поддержать друг друга в трудную минуту.

Доброта проявляется в наших с вами поступках, в действиях, чувствах.

А вы совершаете добрые поступки?

Ответы детей.

(воспитатель предлагает детям поиграть)

Упражнение «Добрые дела»

Дети передают мяч по кругу и каждый у кого окажется мяч рассказывает о своих добрых делах. Сначала рассказывает один ребёнок, передаёт мяч рядом стоящему, и он рассказывает о себе, и так, пока мяч не обойдёт круг. (Например, я помогаю маме мыть посуду; я играю с младшим братом; я делюсь игрушками и т. д.)

Воспитатель: А для чего нужны добрые поступки?

Ответы детей. (Чтобы помочь другим, сделать приятное своим близким, друзьям, чтобы крепче стала дружба, и появились новые друзья).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить.

Если делать людям добро, то человек сам становится добрым. Добро всегда побеждает зло. Доброта – это солнце. Солнце нас согревает и мы с помощью доброты дарим своё тепло. В каждом из нас есть маленькое солнце – это солнце – доброта.

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем символ доброты – солнышко. Каждый из вас даст частичку своего тепла – лучик солнца, мы соберём все лучики вместе, и у нас получится солнышко.

Аппликация-конструирование «Добрый поступок».
(На доске солнышко, но оно без лучиков. У каждого ребёнка на столе лучики с изображением хороших и плохих поступков. Детям предлагается выбрать лучик с добрым поступком и приклеить его к солнышку, аргументируя свой выбор)

Воспитатель: Ребята, а чтобы солнышко нас согревало своим теплом, лучики с какими поступками нам нужно приклеить к солнышку?

Ответы детей: (с хорошими)

Воспитатель: Правильно, а если мы с вами наклеим лучики с плохими поступками, что может солнышко с нами сделать?

Ответы детей: (сжечь, потому что оно будет злым)

Воспитатель: Ребята, давайте лучики с плохими поступками мы сложим в коробку и позднее разберём ситуации, почему нельзя так поступать.

(Дети наклеивают лучики с хорошими поступками)

Воспитатель: Молодцы! Правильно оценили поступки. Я уверена, что вы будете совершать только добрые поступки, дарить добро друг другу и всем окружающим. Добрые дела – красят человека.

У нас получилось весёлое доброе солнышко, которое будет висеть в групповой комнате как символ доброты и согревать своим теплом.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, а просто ли быть добрым?

Ответы детей.

Воспитатель: А считаете ли вы себя добрыми детьми?

Ответы детей.

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней, 
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один...

                            (Л. Полякова)

Да ребята, чем больше в мире доброты, тем счастливее все вы.

(Звучит песня «Когда мои друзья со мной» Диск «Добрый мир» №36)

Список используемой литературы:

1. Л.Л.Шевченко ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо-плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. –М.. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 96 с.  

2. Л.Л.Шевченко ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н.Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. –М.. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 96 с.  

3.Румия Калинина «Прикоснись к душе ребенка». – СПб.; Речь; М.; Сфера, 2011. – 160 с.

4.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

                         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)

Занятие по развитию речи в старшей группе «Добро» (социально-коммуникативная область)Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состоянием они соответ...

конспект занятия по валеологии для детей старшей группы "Чтобы нам здоровым быть"

в данном занятии дети в игровой форме узнают о здоровье и здоровом образе жизни....

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами»

Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений);Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии ...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе «Мы учимся быть актерами»

Данный материал создан с целью побудить детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, движений), воспитывать любовь к театру и культуру общения....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорились" ;Н. ДУРОВОЙ "Две подружки"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений. "Доброе слово лечит, а худое калечит" (пи произведениям:Э. Машковой "Я маму свою обидел" А. Кузнецовой "Поссорил...

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «В гостях у Феи Добра»

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «В гостях у Феи Добра»Задачи 1.  Формировать элементарные правила вежливости, представления о хороших и плохих посту...