Проект "Формирование представлений детей о природном богатстве Урала"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Козьякова Маргарита Рафитовна

Данный материал поможет педагогам и родителям познакомить детей с природными богатствами родного края, сформировать представления о нём.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

« Формирование представлений детей о природном богатстве Урала»

Вид проекта: Познавательно - исследовательский

Участники: воспитатель, музыкальный руководитель, дети старшей группы (возраст 5-6 лет, родители воспитанников, сотрудники детской библиотеки

Продолжительность: средней продолжительности.

Цель: формирование представлений детей о природном богатстве Урала, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

- обогатить и уточнить имеющиеся у ребенка знания о природном богатстве Урала о природе родного края;

- формировать представления о географическом положении, рельефе (равнины и горы), об особенностях  рек и озер Урала;

- формировать представления о полезных ископаемых: строительных (мрамор, гранит); драгоценных (золото, изумруд, алмаз); поделочные (малахит, родонит, яшма, агат); о рудах (железные - бурый железняк, медные - пирит, алюминиевые - боксит);

- обогащать представления детей о флоре (хвойные - лиственница, ель, кедр, сосна, пихта; различие деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишек; лиственные - осина, ольха, лиственница) и фауне (лось, куница, росомаха, барсук, бобр, рысь);

- развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование символами, обращение к различным источникам информации), развивать целеполагание, познавательные интересы (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи);

- воспитывать гражданственность через ощущение принадлежности изучаемых природных красот стране, в которой мы живем; любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Актуальность.

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.

Д.С.Лихачёв писал:  «Любовь к Отчизне начинается  с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству». Очень важно знакомить детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Суть нашего  проекта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к природным богатствам Урала, к природе родного края,  к родному дому, к истории, культуре страны.

Ожидаемый результат:

Повышение уровня знаний детей о природных богатствах Северного Урала;

Формирование осознанной потребности в общении с природой родного края;

Создание художественно – эстетической среды;

Расширение знаний детей об окружающей природной среде (природных ресурсах, растительном и животном мире региона) и позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Северного Урала;

Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе родного края, отображать свои впечатления в творческой деятельности;

Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.

Взаимодействие участников проекта.

Этапы работы над проектом.

Этапы: Деятельность педагогов. Деятельность детей. Деятельность родителей.

Подготовительный.  Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой (стихами, загадками, сказами, легендами), участвуют в играх, наблюдениях. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.

Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему, активизируя интерес к ней, вызывая стремление решить ее: «Если не мы, то кто же нам поможет Северный Урал полюбить и узнать. Как важно – не опоздать!»

Входят в проблему, принимают задачи.

2 этап Практическая деятельность.

Образовательные области

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Организация деятельности в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу»

«На природе»

Игровые упражнения:

 «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?»

Физическое развитие

Подвижные игры на площадке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов»

Подвижные игры на площадке.

Образовательные области

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности

Организация деятельности в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Социально- коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Экскурсии по Уралу» «На природе»

Игровые упражнения: «Лес шумит». «Хочу быть птичкой». «Кто живет в лесу?»

Физическое развитие

Подвижные игры на участке: «У медведя во бору» «Медведь и пчелы» «Лягушка» «Гори, гори ясно» «Птицелов»

Подвижные игры на участке.

Познавательное

развитие

НОД

« Физическая карта Урала»

«Реки Урала»

«Животный мир Урала»

«Подземные сокровища Урала»

Познавательные беседы

«Мой край родной»

« Я живу на Урале»

Дидактические игры

«Природа Урала»

«Кто где живет?»

 «Природа Урала»

«Кто где живет?»

Игра – викторина:

«Что мы знаем об Урале»

Конструирование

«Пихта» - оригами.

Экспериментальная

деятельность:

 «Живая, неживая природа»

«Годичные кольца»

Презентация        результатов

проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная презентация)

Рассматривание альбомов

«Красная книга Урала»

« Северный Урал»

Рассматривание иллюстраций Е.И.Чарушина о животных

Просмотр видеофильмов

«Северный Урал»

«Животные Урала»

«Полезные ископаемые Урала»

Дидактические игры

«Узнай, с какого дерева листок»

«Узнай и назови»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про животный мир Урала

Чтение познавательной литературы

«Каменный пояс России. Путешествие по Уралу с детскими писателями»

"Урал. Кладовая земли"

Настольно – печатные игры:

 «Разрезные картинки»

«Зоологическое лото»

Лото «Животные»,

 «Птицы», «Растения»

Знакомство с природными

памятниками Урала (Гора Конжаковский камень, Серебрянский камень, хребет Кваркуш)

Рассматривание фотоальбомов

 «Природа Урала, «Природные достопримечательности Урала»,

 «Урал – наш край родной»

( составленные родителями и детьми во время путешествий)

Рассматривание

энциклопедий

Составление альбомов

«Горы Урала»

«Полезные ископаемые Урала»

«Растительный мир Урала»

«Животный мир Урала»

Рассматривание коллекций минералов

Модели строения растений

Модели строения животных

Речевое развитие

Беседы: «Что такое природа», «Деревья нашего края» Составление описательных рассказов  с помощью схем – алгоритмов «Расскажи – ка» о растительном и животном мире родного края.

Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем

Придумывание загадок детьми

Отгадывание загадок. Рассматривание картин уральских художников

Рассматривание альбома «Загадочный Урал»

Художественно - эстетическое развитие

Рисование: «Лось в ельнике».

Лепка « Малахитовая шкатулка»

Аппликация « Царство диких зверей» Слушание песен об Урале. Слушание звуков природы. Проведение игр

«Узнай по голосу»,

 «Кто как кричит», «Подбери музыкальный инструмент к звучанию звукам природы»

Составление композиции: Гора Конжаковский камень» (коллективная работа) Лепка «Животные и птицы Урала» Прослушивание музыкальных произведений по теме

Лепка животных по схемам Лепка птиц из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание. Раскрашивание силуэтов животных в тематическом альбоме Аудиозаписи с голосами птиц и животных Урала

Взаимодействие с родителями

Беседы и консультации по теме проекта Экскурсии в природу, наблюдения за птицами, животными в природе Совместное создание альбомов Участие в выставках, конкурсах

Презентация проекта «Природные богатства Урала». Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Принимают участие в подготовке новых проектов.

Полученный результат:

В ходе работы над проектом  «Формирование представлений о природных богатствах Урала»

• у детей возрос интерес к природе родного края;

• закрепились и уточнились знания о растительном и животном мире родного края;

• появилось желание больше узнать о природе родного края;

• сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;

• возросла умственная и речевая активность;

Заключительный этап. 

• дети научились самостоятельно делать выводы;

• сформировался эстетический вкус;

• знания и впечатления они использовали на практике и изо - деятельности;

• родители принимали активное участие в работе над проектом.

Используемая литература:

1. Д. Астон, С.Лонг «У камня своя история», серия «Арт – энциклопедия», издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2015

2. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007

3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб:

Издательский Дом «Литера», 2007.

4. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006

5. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009

6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

7. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

 8. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010

10. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010

11. Соболева И. «Любить малую родину»,  Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54

12. Шуман В. «Мир камня», издательство «Мир», 1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие" Богатство Урала"

Цель: Вызвать у детей  активный интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание организовывать групповые мероприятия.Задачи:1.     Систематизировать и закреплять зн...

Использование нетрадиционной техники рисования в реализации проекта "Богатства Урала" "Камнерезное искусство Урала"

Использование нетрадиционной техники рисования в реализации проекта "Богатства Урала" "Камнерезное искусство". Рисование по пене для бритья. Мастер-класс для педагогов....

Природная сокровищница! Какие природные богатства мы можем собрать в лесу ?

Гуляя в лесу, в парке или на улице, мы даже не задумываемся, что у нас подногами лежит целая "сокровищница". И именно сейчас пора запасаться этими материалами для творчества и развития детей...

Интерактивная игра для занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Природные богатства Кузбасса»

acute;Цель игры.´Сформировать представление детей о богатствах родной земли.´Задачи.´Закрепления знаний детей о полезных ископаемых родного края;´Обогащение представлений дете...

Экологический проект для детей старшего дошкольного возраста "Вода - природное богатство Москвы"

В современном педагогическом пространстве проектная деятельность является одним из приоритетных направлений. У меня был интересный опыт создания и проведения экологического проекта с дошкольниками ста...

Статья "Природные богатства Среднего Урала"

Статья "Природные богатства Среднего Урала"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Природные богатства Кузбасса» для детей 6 - 7 лет.

Конспект познавательного занятия по ознакомлению детей с природными богатствами Кузбасса....