"Удивительный вулкан"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Богатырева Тамара Валерьевна

Занятие "Удивительный вулкан" знаколит детей подготовительной группы с происхождением вулканов, их свойствах и видах.

Дети превращались в" ученых" и в лаборатории делали опыт с макетом вулкана. В результате извержения, дети познакомились с камнем -пемзой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_vulkan.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

онспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования.

Тема: «Удивительный ВУЛКАН»

Цель: Сформировать первоначальное представление о вулканах.

        Задачи:        

Образовательные:

1 Познакомить с происхождением  и строением  вулканов, с профессией вулканолога.

3 Упражнять детей в чтении схем-моделей;

Развивающие:

1 Стимулировать желание детей экспериментировать.

2 Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

3 Развивать психологические качества: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности.

4 Развивать умение слушать, реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя.

 Воспитательные

1 Воспитывать бережное отношение к природе.

2 Способствовать активности ребенка во время совместной и самостоятельной деятельности ребенка 

Активизация словаря:

 вулкан, лава, кратер, . извержение, пемза, вулканолог .

Интеграция образовательных областей:

 Познание.

 Социализация.

 Коммуникация.

Труд.

Здоровье.

 Безопасность.

Использование следующих технологий

1 Личностно ориентированная технология взаимодействие педагога с детьми: педагогическая поддержка,

  • оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций,
  • опора на субъективный опыт ребенка.

2 Игровые технологии:

  • Игровые задания и упражнения

3 Технология поисковой деятельности:

  • создание проблемной ситуации
  • детское экспериментирование.

4 Здоровьесберегающие технологии:

  • физкультминутка

5 Интерактивные технологии

  • показ презентации

Развивающие:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

развивать умение слушать, реагировать на обращение, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и стремление к  познанию окружающего мира,. . воспитывать бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

Поисковый. Словесный (беседа). Наглядный (просмотр презентации).Практический (проведение опыта)

Материалы и оборудование:

• презентация «Вулканы»;

• ноутбук;

• интерактивная доска;

• макет горы 

• гуашь красного цвета;

• моющее средство для посуды;

• сода;

• уксус;

• стаканчики с водой;

• лупы;

• кусочки пемзы;

• камешки;

• бумажные полотенца.

Предварительная работа.

 Чтение детской энциклопедии «Вулканы».

Рассматривание иллюстраций с изображением гор и вулканов.

 Беседы о видах вулканов.

 Изготовление макета вулкана.

Сбор коллекции камней, игры с камнями.

Совместное рисование на камнях «Каменные шедевры»

Ход непосредственной образовательной деятельности

Восп:- Ребята. Я очень рада видеть вас.

 Давайте поприветствуем гостей. Улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

.А теперь будьте внимательны, послушайте  загадку:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны

Горы. Реки, океаны.

Что это? (Глобус)

Восп- что такое глобус?- модель нашей планеты.

Как называется планета, на которой мы живем? (земля). Предлагаю посмотреть на глобус.

Воспитатель: Посмотрите глобус раскрашен разным цветом . что означают цвета на глобусе? (Дети: Белый – снега, ледники.

Зелёный – равнины с лесами, лугами. Синий – океаны, моря, реки.)

Еще у нашей земли есть каменная одежда. Что это ? (горы)

Кто покажет горы на глобусе?

Из чего образуются горы? (из камней)

Правильно, но камни бывают разные  Посмотрите на экран:

есть камни, которые изготовил человек –как они называются? (искусственные и камни), которые образовались в  природе- они называются натуральные, природные.  

А внизу изображения и натуральных и искусственных камней.

 Давайте  соединим линией искусственные камни и природные.

(работа на интерактивной доске)

Молодцы ребята, а как люди используют камни?(строят дома. Заборы,……)

Правильно, а там где много природных, камней образуются горы.

Сядьте на стульчики ,и давайте полюбуемся ,как красивы и величавы горы.    (горы)

Но на земле есть и необычные горы …….(фото вулкана)

Когда они спят , то почти ничем ни отличаются от других гор.

Но иногда эти горы «просыпаются» Послушайте о них загадку:

Я -плююсь огнем и лавой

Я- опасный великан!

Славен я недоброй славой

Как зовут меня?……..(Вулкан)

Воспит.  А что вы знаете о вулканах?

(……………..)

Есть  действующие вулканы, а есть спящие, так-же вулканы бывают  наземные и подводные……(фото)

Действующие вулканы  извергаются, часто дышат огнем, выбрасывают тучу пепла, расплавленного камня (слайд)  Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, Вулканы могут спать очень долго.. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок…..(Слайд) А скажите, пожалуйста, в нашей стране есть вулканы?

В России они расположены на Дальнем Востоке, особенно их много на Камчатке и Курильских островах (слайд ). А самые мощные вулканы в мире находятся в других странах..

За ними наблюдают ученые,  для того чтобы узнать , когда вулканы могут проснуться и предупредить людей об опасности. Кто знает, как они называются:  (вулканологи)……..(слайд)

С помощью специальных приборов они исследуют вулканы и могут определить когда примерно они могут пробудиться.……..(слайд)

Воспитатель : Ребята. А вы хотите превратиться в ученых вулканологов и разбудить спящий вулкан?  ДА

Воспитатель: но прежде до вулкана нужно дойти.

Физкультминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали

Смело мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет

Дружно мы к нему шагаем

Много нового узнаем.

Воспит:- вот мы  пришли в нашу научную лабораторию «Интересных открытий» где мы будем проводить эксперименты.

Для работы в лаборатории надо надеть специальную одежду ( надевают)

-------Подходят к столу.

А еще надо знать правила поведения, кто мне их назовет? ( вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными, без указаний ничего не трогать )

Воспитатель: это макет вулкана, давайте его рассмотрим

Ребята, посмотрите,  на что он похож, какой он формы. (ответы детей)

- Правильно, вулкан похож на пирамиду, он конусообразной формы.

 Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа? (ответы детей)

- Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку.

Эта часть вулкана называется, кратер давайте все вместе повторим это новое слово. (дети повторяют слово кратер). В кратере вулкана имеется жерло        ( дети повторяют жерло), которое уходит глубоко под землю. по нему поднимается огненная жидкость

Восп- может кто-то знает как она называется?  (лава)

Правильно, а вы знаете что такое лава? ( это расплавленные  жидкие, горячие камни.)

Правильно, по жерлу поднимается огненная жидкость лава, доходит до кратера и выходит на поверхность вулкана.

Воспит:- вы хотите увидеть извержение вулкана?

Предлагаю провести эксперимент, как извергается вулкан. Запомните, этот опыт может проводить только взрослый, поэтому опыт проведу я сама, а вы сделайте шаг назад и будьте внимательны.

Мне понадобится три чайные ложки волшебной смеси, две чайные ложки чудо порошка, а что- бы наш вулкан заработал, добавлю огненную жидкость.

( звучит громкая музыка)

Воспит- кажется наш вулкан «оживает»

Вулкан гремит

Вулкан пыхтит

Как грозен он сейчас на вид

Но вот он начал уставать

Огонь в нем начал угасать

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Вулкан извергает лаву

Воспитатель:

Посмотрите, сколько разных камней после извержения оказалось у подножья нашего  вулкана. Какие они разные.  

Я предлагаю рассмотреть эти камни  поближе, вас ждет

интересная и ответственная работа.

Уважаемые ученые пройдите на свои рабочие места.

Но для начала подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика.

Посчитаем мы сейчас

Где вулканы есть у нас?

Через запад, через юг

Возвращайся, сделав круг

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли..

Воспит- .Посмотрите,  на подносах лежат разные камни. Рассмотрите их.

Среди них есть необычный камень- Кто его заметил? Назовите его ? это застывшая лава кто из вас знает, как он называется?(пемза)

. Какого она цвета? Белого, а еще бывает черного цвета.

И так предлагаю приступить к исследованию пемзы и  других камней.

А поможет нам вот эта схема со знакомыми для вас символами.

1 Посмотрите пожалуйста на первое изображение, что оно обозначает?

 Дети-(узнать какие камни на ощупь)

Потрогайте камни и пемзу. Чем отличаются поверхность у них?)
(камни гладкие. А пемза, шершавая, шероховатая)

2 Предлагаю произвести следующее исследование следуя нашей схеме.

 Возьмите лупу и повнимательнее  рассмотрите сначала обычные камни, а затем пемзу. Что вы можете сказать.(Пемза имеет дырочки, а камни нет)

Восп- такую поверхность как у пемзы называют пористой.

Как вы думаете, дырочки пустые или в них что-то есть? (в дырочках спрятался воздух)

3 Подскажите что мы теперь должны определить следуя нашей таблице.

(определить какие камни по весу)

Дети берут в одну руку пемзу. В другую камень.

 Кто расскажет о результате этого исследования? (пемза легче  чем другие камни)

Почему вы так думаете?

 (В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.)

4.Итак, мы выяснили, что пемза легче обычного камня. Осталось провести последнее исследование. Кто подскажет, какое? Как это можно проверить?  (Ответы детей)

Дети надо опустить камни в воду.  Правильно? А что же может произойти, если мы опустим в воду камни?- ответы детей
Предлагаю опустить  камни в воду. (Делают опыт)
Какое открытие мы сделали? ( Камень утонул, пемза нет, пемза – камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух.  Пемза не тонет.)
Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

И так уважаемые ученые какое заключение мы можем дать по поводу этого необычного камня –пемза.

(Пемза шероховатая, пористая, легкая. в воде не тонет)

Вот какой необычный камень пемза . Она появляется на свет в результате вулканической деятельности.

Воспитатель: Знаете ли вы, где применяют пемзу?(Дети делятся своими мыслями.)
Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, я думаю у каждого из вас, в ванной комнате, есть пемза.  Им же можно делать массаж. Натуральная пемза, как природный  материал используется при строительстве, ею шлифуют дерево, даже металлы. Ее используют и как лечебное средство, из пемзы готовят лечебный порошок. так как в её составе много полезных ископаемых

Вот сколько нового мы узнали про этот необычный природный камень - пемзе.

Молодцы ребята, из вас получились хорошие исследователи.

. Мы провели опыты, познакомились с новым камнем. Как он называется?. Что извергается из вулкана? Как называют людей , занимающихся изучением вулканов?

Молодцы ребята, вы были внимательны, работали аккуратно, и все у вас получилось замечательно.

Давайте подарим нашим гостя сувениры , которые вы приготовили своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Вулкан"

Очень интересный и простой опыт показывает дошкольникам, как действует вулкан....

Действующий вулкан

Образовательная деятельность по теме: «Действующий вулкан»(с детьми старшей группы).Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканом.Материал и оборудование:Минералы вулканического происхождени...

Презентация "Загадки вулканов"

    Представленая мною презентация поможет закрепить основные знания по данной теме....

Познавательное занятие "Вулкан"

Здесь вы найдёте материал по теме "Вулкан"...

Конспект по ОО «Познавательное развитие» познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Этот удивительный вулкан»

Расширять знания детей об окружающем мире, продолжить знакомить с явлением природного мира – извержением вулкана....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Удивительный мир вулкан»

Задачи:1. Образовательные:Обогащать знания детей об окружающем мире, расширять представления о природном объекте - вулкан;расширять и обогащать словарный запас детей: Жерло, кратер, магма, лава...

Конспект открытого занятия "Удивительный мир вулканов"

Актуальность:1. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении направлена на развитие личности ребенка в целом (умение сравнить и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать кра...