Проект " Югра- мой край родной"
проект (подготовительная группа)

Югорская земля- это край,удивляющий своей красотой, щедростью и величем. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, распологают к неторапливому повествованию, размышлению о прошлом, настояшем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков этобесценное наследство, сделать его основной новейший истории края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yugra.docx727.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

"Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад"

МАОУ" КСОШ-ДС"

 

ПРОЕКТ

« Югра – мой край родной»

Подготовительная группа

C:\Users\Ёлочка\Desktop\22547_simvol6.jpg

Подготовила

воспитатель:

Уреки В.И.

2019г

Краткая аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность. 

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

          В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, городов Югры,  познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у детей подготовительная  дошкольного возраста знаний о родном городе и крае – ХМАО - Югра.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с понятиями «наш край», «поселок», «тайга» и с названиями городов и округа.

2. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных особенностях жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Юргы.

3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с родным поселком, краем.

4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего края.

5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.

6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление, внимание, память, двигательную активность.

7. Развивать интерес  детей  к подвижным играм коренных народов Югры.

Прогнозируемый результат.

У каждого ребёнка сформируется интерес к жизни родного поселка, народов крайнего севера и природе Югорского края. Он получит знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: сентябрь-май

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

Уголки краеведения «Наш край – Югра»

Перспективный план мероприятий по проекту

Фонотека музыкальных произведений

Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»

Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта:

Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком поселке?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы поселка вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Форма организации:

Беседы с детьми.

Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.

Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком.

Слушание музыкальных и литературных произведений.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»

Конкурс рисунков «Мой край – Югра».

Центр: «Наш край»

C:\Users\связной\Desktop\фото\IMG_2137[1].JPG\

План реализации проекта

Перспективный план мероприятий по проекту

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Октябрь

Отгадывание загадок народов Севера

Приложение

Дидактическая игра «Чьи следы».

Разучивание подвижных игр

Рассматривание презентации

«красная книга Югры»

«Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры»

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Чтение рассказа «Смородинка» Е.Пермяк

Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» «Путешествие в страну нефти» Т. Царенко.

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Консультация «Мир зверей и птиц Югорского края»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Участие родителей в подборке фотографий

Ноябрь

Художественное творчество. Лепка «Баю – бай, засыпай!»

«Экскурсия по музею Ханты –народы Севера в детском саду»

Разучивание подвижных игр

Беседа «Профессии взрослых Югры»

Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Мой край - Югра»

Январь

 «Как белки приспосабливаются к условиям зимы»

Разучивание подвижных игр

 Аппликация «Девочка в малице и кисах»

Консультация  «О любви к родному краю»

Консультация

 «Орнаменты ханты и манси»

Февраль

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

«Путешествие по городам Югры»

Помощь в создании макета «Наш край»

Март

Чтение хантыйской сказки «Идэ»

Дидактическая игра «Найди свой дом»

Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом»

Слайдовая презентация

«Мой край – Югра»

Чтение хантыйской сказки

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

Консультация «Праздники народов ханты и манси»

Апрель

Рисование : «Рекордсмены Югры»

Дидактическая игра «Животные Севера»

Дидактическая игра

«Путешествие по городам Югры»

Май

Слайдовая презентация

«Мой край – Югра»

Ресурсы проекта:

Временные – осень, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные – литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Человеческие (кадровые) – воспитатели,

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией о Югре.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия  народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах «Наш край – Югра»;

- изобразительные материалы

 - наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Участники  проекта: воспитатели групп подготовительного  дошкольного возраста, дети, родители.

Цель проекта  – проект предназначен для детей подготовительного дошкольного возраста. Некоторые элементы проекта можно использовать в начальной школе. Данный проект может быть использован в практике любым воспитателем дошкольного учреждения.

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный, творческий; по количеству создателей проекта – групповой; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности – долгосрочный (сентябрь-май; по профилю знаний – межпредметный; по уровню контактов и уровню организации – на уровне образовательного учреждения.

Ожидаемый  результат:

Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом Пыть-Ях и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть  памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится активный и пассивный словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости  за своих родителей, свой город, край.

Продукты  деятельности детей:

Выставки детского творчества

Результат деятельности педагогов:

Систематизация работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с родным поселком и краем – Югрой.

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   

Продукты  деятельности педагогов и родителей:

Словарь терминов «Азбука Югры»

Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»

План реализации проекта

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Консультации для родителей

Перспективы дальнейшего развития проекта

     Работа над реализацией проекта длилась с сентября по май учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

     В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Литература:

Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980

Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996

Журнал «Стерх», № 1, 1993

Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009

Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008

Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981

Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003

Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004

Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995

Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985

Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010

Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002

Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996

C:\Users\связной\Desktop\фото\IMG_2120.JPGC:\Users\связной\Desktop\фото\IMG_2133.JPG

C:\Users\связной\Desktop\фото\IMG_2123.JPGC:\Users\связной\Desktop\фото\IMG_2119.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

Тема проекта: «Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. ...

Аннотация к проекту "Югра наш край родной"

Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....

Проект -"Югра -мой край родной"

Усвоение экологических знаний в дошкольном возрасте...

Проект на тему:"Югра-мой край родной"

Проект "Югра- мой край родной"- долгосрочный,на 2 года.Цель данного проекта-создание условий для формирования знаний о родном крае!...

Проект " Югра – мой край родной"

Проект " Югра - мой край родной" краткосрочный реализован в ДОУ совместно с родителями и детьми приурочен к день рождению округа....

Педагогический проект "Югра - мой край родной" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном  крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Ура...