Педагогический проект "Югра - мой край родной" с детьми старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Коннова Галина Александровна

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном  крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Урае и его достопримечательностях.

Задачи проекта: 1.Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о традициях                                            народов «ханты и манси», культуре и природе родного края.

                       2. Развивающие: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

                              3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе ; воспитывать уважение к людям, к их труду; вызвать желание работать сообща, видеть результаты  своего                                        труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yugra_-_moy_kray_rodnoy_konnova_g.a.2019g.docx738.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  дошкольное

образовательное бюджетное

учреждение «Детский сад  № 7 «Антошка»

Проект по ознакомлению старших дошкольников

 с родным краем

« Югра – мой край родной»

                                                                                             

                                                                                         

 Автор: Коннова Г.А.                          

г.Урай 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Аннотация проекта …….……………………………………………...

3

Актуальность проекта ……..…………………………………………...............

3

Цели и задачи проекта………………………………………………………….

4

Основное содержание проекта………………………………………...............

4

План реализации проекта………………………………………………………

5

Ресурсы проекта…………….…………………………………………………..

8

Ожидаемые результаты………………………………………………...............

9

Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………………

10

Литература……………………….......………………………………………….

10

Приложение………………….………………………………………………….

11

Тема проекта: «Югра – мой край родной»

Аннотация проекта.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах  познавательного и художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог - родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: планирование взаимодействия с родителями,  конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность. 

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

      Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины.

     В Конвенции ООН о правах ребенка в ст.29 подчеркивается «…необходимость воспитания уважения к культурной самобытности страны, в которой ребенок проживает, языку, национальным ценностям…»
    В законе РФ «Об образовании» (ст.29 ч.5 и ст.14 ч.4) указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, независимо от национальной и этической принадлежности.

     В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

     В.А.Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

     Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края  связаны с  восприятия мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт) и т.д.

     Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным краем, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

     Данные исследования и определили подход в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников на краеведческом материале. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной.

      Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края - Югры, г.Урая, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Расширять представление детей о своем родном  крае - Югре, о жизни и традициях коренных народов «ханты и манси», природе , его животном и растительном мире, о городе Урае и его достопримечательностях.

Задачи проекта:

1.Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о традициях народов «ханты и манси», культуре и природе родного края.

2.. Развивающие: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

3. Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе ; воспитывать уважение к людям, к их труду; вызвать желание работать сообща, видеть результаты  своего туда.

Прогнозируемый результат.

У  ребенка развивается интерес к родному городу, жизни народов севера, их традициям  и обычаям, природе Югорского края. Формируются знания о природных и культурных особенностях жизни Югры.

Основное содержание проекта.

Срок реализации проекта: февраль - апрель

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта:

  • Уголки краеведения «Наш край – Югра»
  • Перспективный план мероприятий по проекту
  • Фонотека музыкальных произведений
  • Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей «Праздники народов ханты и манси», «Орнаменты народов ханты и манси»
  • Словарь терминов «Азбука Югры»

Работа с детьми перед началом проекта:

  • Беседа на тему: «Город, в котором я живу»

Цель: Выявить знания детей о том, где они живут: В каком городе?  Крае? Стране? Домашний адрес? Какие улицы города вы знаете? Как зовут родителей? Какие звери, птицы живут в нашей тайге? Растения? Коренное население?

2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Цель: организация комплексной работы  по реализации задач проекта

Форма организации:

  • Беседы с детьми.
  • Организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера.
  • Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным поселком.
  • Слушание музыкальных и литературных произведений.
  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

  • Фотовыставка: «Наш город Урай »
  • Встреча в литературной гостиной «Сказки бабушки Анне»
  • Слайдовая презентация «Мои родители работают в Югре»
  • Конкурс рисунков «Мой край – Югра».
  • Макет «Наш край - Югра»
  • Экологическая сказка «Лесная история»
  • КВН «Что мы знаем о Югре»
  • Досуг «Вороний день»
  • Встреча с интересными людьми.

         

План реализации проекта

Срок реализации

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Февраль

I неделя

Беседа на тему: «Город, в котором я живу»

Консультация «История города Урая»

Встреча с  Бабушкой – Загадушкой»

( знакомство с загадками  народов Севера)

Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения

Дидактическая игра «Животные и растения нашего края».

Физминутки «В тундру за ягодой», «Собери листочки к своему дереву».

Февраль

II неделя

НОД «Ознакомление с  культурой и бытом  народов Севера (ханты и манси)

Художественное творчество.

 Рисование «Животные Югры»

Мастер – класс « Игрушка детей народов «ханты и манси» - «Кукла Акань» (совместно с детьми)

Разучивание подвижных игр  «Ловля оленей», «Важенки и оленята», «Олени и пастухи».

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Февраль

III неделя

Рассматривание фотографий

«Мой город», « Города ХМАО»

Участие родителей в подборке фотографий города.

Художественное творчество. Аппликация  «Мой любимый  город».

Встреча с интересными людьми: «Геолог» ( с родителями)

Пригласить семью Жуковой Маши

Дидактическая игра «Узнай профессию».

Сюжетно – ролевая игра «Нефтяники»

Февраль

IV неделя

НОД «Животные Югры»

Д.и.«Отгадай по описанию животных», «Следы животных».

Семейные экскурсии по любимым местам г.Урая. (посещение Музея).

Чтение рассказа Е.Пермяка «Смородинка»  

Игры: «Животные нашего края» с блоками

Дьеныша и палочками Кюизенера.

Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на тему: «Мой город».

Пригласить родителей на «Игротеку»

Март

I неделя

 Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река», «Путешествие в страну нефти».

Составление рассказов, фотовыставка «Мои родители работают в Югре»

Художественное творчество. Лепка «Северный олень»

Художественное творчество. Аппликация «Хантыйский орнамент «Солнце».

Дидактическая игра «Орнаменты Югры»

Пальчиковая гимнастика: «За ягодами», «Здравствуй, солнце золотое!».

Март

II неделя

 Беседа «Профессии взрослых Югры»

Оформление фотовыставки «г.Урай»

Разучивание п. и. «Богатыри»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

 Составление рассказа по картине «Северные олени»

Встреча в литературной гостиной «Сказки бабушки Анне» (Творчество Анны Митрофановна Коньковой)

Театрализованное представление: экологическая сказка «Лесная история»

Март

III неделя

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Конкурс совместных с детьми рисунков на тему «Мой край - Югра»

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Март

IV неделя

Беседа «Природа родного края»

Д.игры :«Сбор ягод», «Лесная лужайка»,  «В тундру мы, друзья, пойдём»..

 

Чтение мансийских  народных сказок «Гордый олень», «Зайчик»

Консультация  «О любви к родному краю»

Психогимнастика: «Осы», «Зайцы и барабан».

Апрель

I неделя

Слайдовая презентация «Прошлое и настоящее города Урая»

 Встреча с кадетами 5 школы. Что мы знаем о пограничнике  А. Яковлеве?

Досуг «Вороний праздник»

Консультация « Писатели народов «ханты и манси».

Художественно творчество. Аппликация «Девочка в малице и кисах»

Апрель

II неделя

ИЗО «Украшение хантыйской утвари орнаментом»

Консультация

 «Орнаменты ханты и манси»

Разучивание п. и.«Ручейки и озера», «Солнце (Хейро)»

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городам Югры»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Дидактическая игра «Флора и фауна».

 Психогимнастика: «Комарик», «Бабочка», «Собака», «Мышка».

Апрель

III неделя

Художественное творчество, Аппликация «Наш город» /коллективная работа/

Чтение хантыйской сказки «Идэ»

Дидактическая игра «Узнай орнамент»

 Сюжетно-ролевая игра: «Нефтяники».

Апрель

IV неделя

Создание макета «Наш край» 

Художественное  творчество.  Аппликация  «Приглашения на КВН «Что мы знаем о Югре?» .

Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала совместно с детьми.

 КВН – «Что мы знаем о Югре?»

Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры»

Презентация  проекта

« Югра – мой край родной»

Привлечь родителей к оформлению презентации.

  Заключительный этап: КВН «Что мы знаем о Югре?», досуг «Вороний день», подведение итогов конкурса детских рисунков «Югра –наш край родной»,  выставка фотоальбомов «Прошлое и настоящее города Урая», презентация «Югра – наш  край родной».

Ресурсы проекта:

Временные – зима, время в режиме дня детского сада и в домашних условиях (самостоятельная работа воспитанников с родителями).

Информационные - литература: детская, учебно-методическая, энциклопедическая; интернет-ресурсы.

Материально-технические – аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, цифровой фотоаппарат, CD-диски с информацией об Югре.

- художественно-изобразительные средства: иллюстрации, фотографии, изделия  народов ханты и манси, альбомы, макеты, рисунки.

- фонотека музыкальных произведений;

- уголки краеведения в группах «Наш край – Югра»;

- изобразительные материалы

 - наборы предметных картинок «Животные Севера», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Ягоды», «Грибы» и др.

- подборка произведений детских писателей, стихи, пословицы, поговорки о сезонных явлениях природы, о животном и растительном мире Югры, родном крае.

Партнеры проекта: Детская библиотека

Ожидаемые результаты

Результат деятельности детей:

Образовательная область «Познание»: Дети познакомятся ближе со своим городом и краем Югрой, с культурой местного населения ханты и манси, научатся узнавать и называть  памятные места поселка, профессии взрослых (жителей Югры), расширят знания о некоторых представителях  животного и растительного мира, смогут отразить свои  впечатления в продуктивных видах деятельности, повысят интерес к окружающему миру своего края.

Образовательная область «Коммуникация»: Расширится и обогатится словарь детей, повысится уровень навыков диалогической и монологической речи.

Образовательная область «Художественное творчество»: Дети научатся отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Образовательная область «Социализация»: Дети будут испытывать чувство гордости  за своих родителей, свой город,  Югорский край.

Продукты  деятельности детей:

  • Макет «Наш  город Урай»
  • Выставки детского творчества

Результат деятельности педагогов:

  • Систематизация работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом и краем – Югрой.
  • Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.   

Продукты  деятельности педагогов и родителей:

  • Словарь терминов «Азбука Югры»
  • Обновление уголков краеведения «Наш край – Югра»
  • План реализации проекта
  • Конспекты НОД
  • Картотека подвижных игр коренных народов Севера
  • Консультации для родителей

Социальный эффект:

     Работа по проекту направлена на формирование интереса к родному краю, развитие уважительного отношения к коренному населению ХМАО-Югры, их традициям и обычаям. Предложенный педагогический опыт дает ребенку возможность коллективного общения во время разных видов деятельности со сверстниками и взрослыми, приобретения коммуникативных навыков, необходимых для успешной адаптации к школе. Сотрудничество с библиотекой города, организация совместных выставок позволит повысить социальную активность детей и их родителей.

     Проект даёт возможность воспитателям: развивать  творческую фантазию   при   оформлении   созданного своими руками продукта, повысить свою компетентность в   выборе   форм   организации взаимодействия с родителями и подборе методического материала.

     Социальная направленность проекта заключается в тесном    взаимодействии    детей,    родителей,    педагогов    дошкольного образовательного учреждения.

Перспективы дальнейшего развития проекта

     Работа над реализацией проекта длилась с февраля по апрель учебного года. Представленный проект технологичен, так, как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми в тесном взаимодействии с родителями..

     В перспективе планируем продолжать совершенствовать систему работы по проекту, представить свой опыт педагогическому сообществу, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приемов в работе с воспитанниками.

Литература:

  1. Бочарников В.А. «Под северным солнышком», 1980
  2. Дудников Н.Ф. «Мой дом Север», 1996
  3. Журнал «Стерх», № 1, 1993
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
  5. Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
  6. Сборник стихов «Не бойся пурги», 1981
  7. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическое сафари по Югорскому краю», 2003
  8. Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. «Экологическая экспедиция на воздушном шаре в заповедные места Югры», 2004
  9. Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
  10. Снегирев Г.Я. «Тунгус и верный», 1985
  11. Царенко Т.М. «Сказка северной тайги», 2010
  12. Царенко Т.М. «Путешествие в страну нефти», 2002
  13. Царенко Т.М. «В некотором царстве, в некотором государстве», 1996

Приложение

                                             Сценарий праздника народов севера «Вороний день»

(старший  дошкольный возраст 5-6 лет)

Цель: приобщение детей к национальным традициям народов Югры -  ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

- воспитание  уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

- воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Предварительная работа: знакомство с традициями народов севера, изготовление  детьми: оригами - вороны, традиционных головных уборов ханты и манси, чтение художественной литературы,  выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование: проектор, ноутбук,  музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Ведущий: Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. 

Ведущий: Наверно вы много знаете о птицах?   Не только о вороне. Но и многих других  которые живут в нашем краю..

                                       Загадки  о   птицах

1. Белая птица над водой кружится.    (Чайка)

 2. Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

    Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос:  (дятел)

 4. На вид неказист, зато голосист.   (Соловей)

 5. Верещунья, белобока, а зовут её ….      (сорока)

 6. Днем сидит она на ветке, а лишь вечер – за разбой:

    Птичек ловит и лягушек, и мышей во тьме ночной.      (Сова)

 7. Забияка и воришка носит серое пальтишко,

    На лету хватает крошки и боится только кошки.   (воробей)

На дворе апрель – середина весны. Давайте вспомним, что происходит в лесу.А поможет нам в этом игра «Закончи фразу».

Ведущий: Я буду начинать фразу,а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как…сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

 (звучит фонограмма «Голоса птиц»)

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Ведущий: Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята,поудобнееи слушайте внимательно.

                                      Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека.  И началась весна!За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют «Вороний день».

Традиция праздновать «Вороний день» появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли.  Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села  на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево  - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

              «Вороний день». (стихотворение рассказывает ребенок)

 Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий:  А что делали дети на празднике? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

                     Игра «Воронье гнездо» 

Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Игра - соревнование (для родителей)  «Хват без перехвата».

Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

                   «Прыжки через нарты».

 Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости.  Описание состязания. Количество  участников не ограничено. По сигналу участники  начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.
Ведущий: Подвижная игра «Хейро» (солнце)

Правила игры: выбрать ведущего солнца; играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» т.е солнце. Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям.

Идэ (хантыйская сказка)

Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.

Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.

«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.

Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:

— Пойдём, Идэ, орешки собирать!

— Пойдём, бабушка!

Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.

День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.

Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.

В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.

Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.

Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.

— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.

Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.

Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.

Закричал Идэ, заплакал:

— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.

Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.

Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:

— Всего съешьте, только голову не троньте!

А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.

Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.

Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!

Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!

Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:

— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:

— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!

Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».

Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.

Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.

Хорошо!

С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.

Так бабушка отучила внука бояться.

Загадки народов Севера

  • Из далёких стран привезённом предмете  не узнать ни головы, ни ног. (Яйцо).
  • Меня не  едят, но без  меня редко обедают. (Соль).
  • Котёл очень  маленький, а похлёбка очень вкусная. (Орех)
  • Хозяин  леса, хозяин Бога. (Медведь).
  • На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка).
  • Вершина  дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи).
  • Белое полотно разворачивается, чёрное полотно свёртывается; белое полотно свёртывается, а чёрное полотно разворачивается. (День и ночь).
  • Один  едет, а следов нет. (Лодка).
  • Живёт золотая божественная девушка, сын Бога играет на музыкальном инструменте, а такой – сякой танцует. (Солнце, ветер, снег).
  • Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встретятся. (Глаза).
  • На вершине  дерева скачет конь без всадника. (Белка)
  • Посредине полноводной Оби ели, лиственницы свёртываются, расстилаются. (Калдан – орудие лова рыбы)
  • По полноводной широкой Оби плывёт город с тысячным населением.  (Пароход).
  • Такой сякой прыгает, скачет, но это не лось, не птица, только быстрее и проворнее их. (Ветер дует).
  • В воде  плавает, но сухая. (Утка).
  • Небесную Божью дочь из дому тысячи людей не выгонят.  Время придёт, сама уйдёт.  (Луч солнца)
  • Вокруг тебя вьётся,  а руками не возьмёшь. (Дым).
  • Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь. (Рыба).
  • Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча).
  • Ни кем не виденное лесное чудище, Божественное чудище дразнится. (Эхо).
  • Чем  больше берёшь из неё, тем она больше становится. (Яма).
  • Дерево обвито множеством нитей. Только эти  нити нельзя намотать в клубок. (Паутина).
  • Свет  Божественной волшебницы всех ослепляет. (Солнце).
  • Живёт волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес)
  • Божественный  волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил. (Дождь).

Словарь терминов «Азбука Югры»

Югра – название в русских источниках XII–XVII вв. Югорской земли, а также хантыйских и мансийских племен.

Ханты (самоназвание хантэ — человек)  народ угорской группы. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, а также в Томской области. Язык - хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные.

Манси (устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.

Остяки – устаревшее название ханты.

Вогулы (вогуличи - гогуличи), устаревшее название манси.

Чувал – пристенный открытый очаг с нависающим над ним прямым дымоходом, распространённый до 20-х — 30-х гг. 20 в. у некоторых народов Сибири (якуты, ханты, манси), Поволжья (башкиры) и др. Очаг сооружался из неотёсанных камней или брёвен, покрытых слоем глины, дымоход — из тонких жердей, обмазанных глиной, сверху заканчивался трубой.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Лабаз - хозяйственный  амбарчик для мяса.

Малица – мальця - мужская одежда ненцев и части ханты и коми (оленеводов): длинная без разреза рубаха с капюшоном из оленьих шкур мехом внутрь.

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

Стойбище – 1. Становище кочевников. 2. Место отдыха пасущегося стада.

Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.

Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни.

Народные художественные промыслы ХМАО-Югры – изделия мастеров традиционного искусства коренных малочисленных народов округа: ханты, манси, лесные ненцы, а также коми-зырян и русских старожилов. Каждый народ в своем историческом бытии формирует и передает из поколения в поколение собственную духовную и материальную культуру, в которой складываются и приобретают устойчивость определенные традиции, этнодифференцирующие признаки, ремесленно-производственные навыки.

 «Совт» или «воньсюп» -  набирушка для ягод.

«Туес» («вота» - манс) – делают их из березовой древесины. Чтобы дно держалось прочнее, снаружи его прижимает к стенкам кольцо бересты. Крышка туеса, плотно пригнанная к горловине, даже слегка распирает стенки.

Облас – это национальная лодка ханты и манси, сделанная из цельного дерева.

Оленеводство – разведение оленей, отрасль животноводства. Различают оленеводства: северное - разведение северных оленей и пантовое - пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Основные районы северного оленеводства в Российской Федерации - тундровые и таежные Европейской части и Сибири; пантового - Алтайский, Красноярский, Приморский края. Северных оленей также разводят в Финляндии, Швеции, Норвегии, Канаде, США (Аляска), пантовых - в Китае, Корее, Монголии, Казахстане.

Тайга – хвойные бореальные леса, тип биома, распространенный в лесной зоне Северного полушария. Занимает ок. 10% суши Земли. В древостое тайги Евразии главным образом ель, пихта (темнохвойная тайга), сосна, лиственница (светлохвойная тайга); подлесок беден, травянисто-кустарничковый ярус однообразный (черника, брусника, кислица, зеленые мхи). Для тайги Сев. Америки характерны ель черная, ель белая, туя. В фауне из лесных млекопитающих - медведь, рысь, соболь, бурундук и др., из птиц - глухарь, клест, дятлы, совы и др. В тайге сосредоточены значительные ресурсы промышленной древесины, пищевого и лекарственного сырья, промысловых животных.

Тундра — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые.

Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

C:\Users\Adm\Desktop\фото из экологической сказки  и мастер класса\Экологическая сказка Лесная история.jpg           C:\Users\Adm\Desktop\фото из экологической сказки  и мастер класса\Сказка Лесная история.jpg

C:\Users\Adm\Desktop\Лесная история- сказка.jpg      C:\Users\Adm\Desktop\Мастер класс 12 группа ноябрь 2019_Moment.jpg        

C:\Users\Adm\Desktop\НОД.jpg       

C:\Users\Adm\Desktop\Экологическая постановка  Случай в лесу.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славный Прикамский край» (непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Целью совместной деятельности было, через обобщение ранне полученных знаний о Перми и Пермском крае познакомить их еще с одним городом – Соликамск и со способом добычи соли через выпаривание. Чт...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"

Конспект совместной  деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....

Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ознакомлению с  природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста...

Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...

ПРОЕКТ по ознакомлению с родным краем с детьми старшего дошкольного возраста «Просторы Ямала»

Данный проект разработан для детей подготовительной к школе группы с цельюформирования представлений о Ямале, воспитания у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем....