Конспект НОД по ознакомлению с природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект НОД по ознакомлению с  природой родного края «Уголь» с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект непосредственно - образовательной

деятельности по ознакомлению с  природой родного края «Уголь»

 с детьми старшего дошкольного возраста

               

Цель: Формирование у детей представления о полезном ископаемом - угле.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами угля.

2. Развивать у детей любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.

3. Расширять знания детей об использовании угля человеком.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к Земле, её богатству.

5. Привлечь к работе над проектом «Мини – музей: полезные ископаемые Воркуты»

 

Материалы:

Кусочки каменного угля, камни с отпечатками листьев древних растений, увеличительные стёкла, письмо от Незнайки, фото крупных кусков каменного угля, книга С.Гарина «Уголёк», энциклопедия «Почемучка»

Ход занятия:

   Ребята, к нам в группу сегодня принесли письмо. Интересно узнать, что же в нём? «Здравствуйте, ребята! Наши весёлые человечки решили узнать всё о полезных ископаемых. Мне дали задание собрать информацию об угле. Но я, к сожалению, ничего не смог узнать. Я знаю, что вы живёте в городе, где много шахт. Помогите мне, пожалуйста. Незнайка.»

   Ребята, мы сможем помочь Незнайке? Что нам надо сделать, чтобы помочь? А где мы можем получить нужную информацию? Правильно – можно прочитать книгу или энциклопедию, посмотреть передачу по телевизору, спросить у других людей.

   А кто знает, что такое полезные ископаемые?

   Давайте составим план работы. Что мы должны узнать? Какими свойствами обладает уголь? Как он появился? Как его добывают? Как его используют? Тогда начнём наши исследования. Где удобнее проводить исследования? Давайте пройдём в лабораторию.

   Рассмотрите уголь. Какого он цвета? Твёрдый или мягкий? Если кусочек сжать между пальцами, что произойдёт? А теперь посмотрите на свои руки. Что с ними случилось? Почему? А попробуйте порисовать углём по бумаге. Что вы видите? Какие свойства угля мы узнали? Ваши руки запачкались, протрите их и мы продолжим исследования. Чтобы хорошо рассмотреть кусочки угля мы возьмём лупы. Работать с ними надо очень аккуратно, потому что они могут разбиться. Рассмотрите вот эти кусочки угля. Что вы видите? На что это похоже? Правильно, на веточки деревьев.

   Давайте мы с вами подойдём к телевизору и включим его. В нашем городском краеведческом музее хранятся очень крупные куски угля. Посмотрите внимательно на экран – что мы видим на отпечатках этих камней? А эти камни на что похожи? Вот ещё один камень. Как вы думаете, на что похожи эти круги? Вы хотите узнать, почему куски угля так похожи на деревья?

   Вот на этом столе у нас лежит много книг и ответ на этот вопрос мы узнаем из них. (Читаю отрывок из книги «Уголёк» С.Гарина.) Так почему же куски угля так похожи на деревья? Правильно – это и есть окаменевшие деревья. Есть ещё одно сходство: и дрова и уголь хорошо горят и дают много тепла. Поэтому уголь используют для обогрева помещений. Как же люди догадались, что уголь может гореть?

   Произошло это много лет назад. Шли по берегу реки Воркуты охотники. Они очень устали, проголодались и решили разложить костёр, чтобы приготовить пищу. Костёр они обложили чёрными камнями. Вдруг камни загорелись и от них пошло такое тепло, что охотники быстро приготовили еду и согрелись. Они набрали полные рюкзаки камней и принесли их домой. Весть о чудо – камнях очень быстро разнеслась по всей округе. А вскоре уголь стали добывать и из под земли – стоить шахты. И сейчас в шахтах работают очень мужественные и трудолюбивые люди – шахтёры. Конечно, им помогает современная техника, но без участия людей уголь пока добывать нельзя. Посмотрите, как выглядит шахта внутри. Когда вы вырастете кто – то из вас тоже может стать шахтёром.

   А как вы думаете, может ли уголь образоваться сейчас? Почему? Запасы угля не бесконечны, поэтому человек должен беречь его запасы и разумно пользоваться кладовой Земли.

   Очень часто уголь называют «чёрное золото». Кто может сказать почему? Как вы думаете, уголь нужен только для отопления? Может не стоит с таким трудом добывать уголь? Топить печи можно и дровами. А хотите узнать, что случилось однажды в волшебном царстве? Тогда слушайте сказку. (Читаю сказку «В волшебном царстве, в сказочном государстве» из книги «Почемучка») О чём вы узнали из этой сказки?

   В нашем музее мы можем увидеть, что ещё можно делать из угля. Посмотрите на этот стенд. Даже не верится. Оказывается из угля делаются многие знакомые нам вещи: таблетки, нафталин, искусственный мех, различные ткани, резиновый мяч, автомобильные шины, пластмассовые пуговицы, разноцветные краски, духи, сиропы для конфет и пирожных, стекло, бензин, керосин, масло для машин, витамины, удобрения, кокс для доменных печей. Конечно не из самого угля, а из угольного газа. Чего только не делают! Всего и не перечислишь.

   Ребята, мы узнали все, о чём нас просил Незнайка? Перед тем, как ответить ему мы вспомним, о чём мы говорили. А вы сами узнали что – то новое? Что вам было трудным, что запомнилось? Как мы ответим Незнайке?

   Полезных ископаемых очень много. Сегодня мы узнали об угле. А вы хотите сделать в группе музей полезных ископаемых Воркуты? Мы с вами начинаем большую исследовательскую работу, которая называется проект мини – музей в группе. Но, чтобы сделать его, нам надо изучить и другие полезные ископаемые.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственного образовательной деятельности по приобщению к традициям, обычаям и культуре родного края « Берещенье» для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Конспект развлечения по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весёлые путешественники»

Цель: формирование знаний детей о ПДД Задачи: 1.   Воспитывать осознанную позицию пешехода и безопасности дорожного движения.2.   Закрепить представление о транспорте (наземны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Родина» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным миром "Родина"...