Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром «Родина» с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Зинкина Марина Ивановна

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с социальным миром "Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Родина»

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине - Мордовии, своему городу – Саранск.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края; систематизировать знания о символике России, Мордовии, г.Саранска.

Развивающие: Развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов определений.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к своей малой Родине; воспитывать почтение и уважение к истории своего города, бережное отношение ко всему что окружает.

Интеграция образовательных областей:

О. О. «Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова; пополнять литературный багаж стихами о родном городе

О. О. «Физическое развитие»: развитие двигательной активности; формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

О. О. «Социльно - коммуникативное развитие»: создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности, развитие трудовых умений через дежурство на занятии; воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

ОО «Познавательное развитие». «Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с окружающим и социальным миром)»: обогащать представления о видах архитектуры домов, зданий.

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии; игра «Волшебный куб», игра «Собери герб Мордовии», конкурс «Закончи пословицу», сюрпризный момент «Посылка с глобусом», физкультминутка: мордовская народная подвижная игра «Вышивание полотна».

Предварительная работа: Беседы о городе, о родном крае; рассматривание фотографий с видами города; целевые прогулки по улицам города; экскурсии к достопримечательностям города; игра «Путешествие по городу»; игра «Узнай, где я нахожусь»; оформление альбома «Саранск любимый, город мой родной»; творческие задания на развитие фантазии и нестандартного мышления.

Оборудование и материалы:

Почтовая посылка, Глобус, карта Мордовии, символика России, Республики Мордовия, г.Саранска; исторические фото, картинки с изображением города Саранска, кукла в мордовском национальном костюме, дидактическая игра «Сложи герб Мордовии» по кол-ву детей, «Волшебный куб».

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД

Воспитатель: -1,2, 3, 4,5

Все становимся мы в круг,

Я - твой друг, ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована? (Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Лихачева 13 «А», «Детский сад №66, старшая группа №4). Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней? (достают глобус).

Воспитатель: Ребята, что это? (глобус).

Воспитатель: Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе).

Воспитатель: Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Воспитатель:  У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной.

А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой Родине. Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. Мы с вами живем в Республике Мордовия – это наша малая Родина. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.

Воспитатель: Милый край! Мордовия родная!

                       Здесь раздолье рек, лесов, полей.

                       Для меня нет лучше края

                       Он мне всех дороже и милей!

- О чем это стихотворение? (Ответы детей)

Давайте сейчас подойдем к карте Республики Мордовия. Кто мне покажет границы республики Мордовия на карте. (Ребенок показывает на карте)  Самый главный город Мордовии, как называется? Кто скажет? (Ответы детей) Конечно, город Саранск (Ребенок показывает на карте) наша малая Родина (показ), тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Ребенок: Малая Родина - островок земли,

               Под окном - смородина, вишни расцвели.

               Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.

               Ласковая, милая, Родина моя!

               Родина слово большое, большое!

               Пусть не бывает на свете чудес,

               Если сказать это слово с душою,

               Глубже морей оно, выше небес!

               В нем умещается ровно пол мира:

               Мама и папа, соседи, друзья,

               Город родимый, родная квартира,

               Бабушка, садик, котенок и я!

 Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую Родину? Гордитесь своей Родиной.

Воспитатель: Ну, если вы любите свою Родину и гордитесь ею, вы должны знать ее историю.

Воспитатель: У каждой республики есть своя символика. Что входит в символику? (Ответы детей)

Воспитатель: Что можете сказать о флаге России и Мордовии? (Ответы детей).

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о флаге?

Ребенок: Белый цвет – березка,

                Синий неба цвет,

                Красная полоска –

                Солнечный рассвет.

Воспитатель: Что вы знаете о гербе Мордовии? (Ответы детей).

Игра «Собери герб Мордовии».

Воспитатель: Послушайте, какие замечательные строки написал Юрий Макеев про наш родной город:

Ребенок: Мой Саранск, старинная столица.

                Над тобой сияет ясный свет

                Мне ль скажи тобою не гордиться?

                Для меня тебя прекрасней нет.

Воспитатель: Действительно, Саранск один из самых прекрасных городов России. Саранск – столица нашей республики Мордовия, которую мы очень любим, а ещё это место, где вы родились и растёте, где живут самые близкие и родные вам люди, а также ваши друзья.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебный куб». (Достопримечательности г. Саранска). Куб, на гранях которого наклеены фотографии исторических и архитектурных памятников города. Подбрасывая куб, назвать и рассказать о памятниках или зданиях, изображенных на верхней грани куба.

Воспитатель: Народ сложил много пословиц и поговорок о родине, родной земле.

Конкурс «Закончи пословицу»

• В родном краю жизнь (как в раю)

• Человек без Родины, что птица (без гнезда)

• Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду)

• Кто где родился, там (и пригодился)

• Родина - мать, умей за неё (постоять)

• Человек без Родины - что соловей (без песни)

• Без корня трава не растёт, без Родины человек (не живёт)

• Всякому мила своя (сторона)

• Для родины своей ни сил, ни жизни (не жалей)

• Нет в мире краше (Родины нашей)

• Кто умеет трудиться, тот (везде пригодится)
Мордовский народ славится своими промыслами. Какие вы знаете?

Ответы детей: Резьба по дереву, изделия из бересты, керамическая посуда, вышивка.

Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали,
И до нас дошла игра,

Называется она «Вышивание полотна» ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой». Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка»  проходят под их руками. Получается волнообразное движение.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая, третья. Какое красивое полотно получилось  (показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.
Воспитатель: Посмотрим, дети на куклу в мордовском национальном костюме,
- Глядя на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».
У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку). А мордовский народ гордится своим костюмом.
Воспитатель: Рассмотрим, из чего состоит мордовский народный костюм.
Ответы детей: Это рубашка, по- мордовски – панар.

Воспитатель: Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?
Ответы детей: Красная, белая, черная и темно синяя.
Воспитатель: Обратите внимание, где расположена вышивка?

Ответы детей: Вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах панара.
Воспитатель: Какие элемента узора вы видите?
Ответы детей: треугольники, квадраты, ромбы, елочки, галочки, крестики, полоски, восьмиконечную звезду.
Итог:

-Дети, Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

- Что для вас было самым интересным? (Ответы детей).

Воспитатель: Самое прекрасное на свете - Родина. И у каждого она одна, как мама.

                      Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

                       В жизни опора, любовь и судьба.

                       Мокша и эрзя, русские братья.

                       Мы, твои дети, славим тебя.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Родина»

Цель: Способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине - Мордовии, своему городу – Саранск.

Задачи:

Образовательные: Расширить знания детей о родном городе, о его улицах, достопримечательностях, прививать интерес к истории родного края; систематизировать знания о символике России, Мордовии, г.Саранска.

Развивающие: Развивать речь детей, активизировать в речи употребление слов определений.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою страну, воспитывать любовь к своей малой Родине; воспитывать почтение и уважение к истории своего города, бережное отношение ко всему что окружает.

Интеграция образовательных областей:

О. О. «Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова; пополнять литературный багаж стихами о родном городе

О. О. «Физическое развитие»: развитие двигательной активности; формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

О. О. «Социльно - коммуникативное развитие»: создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности, развитие трудовых умений через дежурство на занятии; воспитывать умение работать в коллективе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

ОО «Познавательное развитие». «Ознакомление с окружающим миром (ознакомление с окружающим и социальным миром)»: обогащать представления о видах архитектуры домов, зданий.

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии; игра «Волшебный куб», игра «Собери герб Мордовии», конкурс «Закончи пословицу», сюрпризный момент «Посылка с глобусом», физкультминутка: мордовская народная подвижная игра «Вышивание полотна».

Предварительная работа: Беседы о городе, о родном крае; рассматривание фотографий с видами города; целевые прогулки по улицам города; экскурсии к достопримечательностям города; игра «Путешествие по городу»; игра «Узнай, где я нахожусь»; оформление альбома «Саранск любимый, город мой родной»; творческие задания на развитие фантазии и нестандартного мышления.

Оборудование и материалы:

Почтовая посылка, Глобус, карта Мордовии, символика России, Республики Мордовия, г.Саранска; исторические фото, картинки с изображением города Саранска, кукла в мордовском национальном костюме, дидактическая игра «Сложи герб Мордовии» по кол-ву детей, «Волшебный куб».

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД

Воспитатель: -1,2, 3, 4,5

Все становимся мы в круг,

Я - твой друг, ты - мой друг!

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла посылка. Что же на ней написано? Кому она адресована? (Республика Мордовия, г.Саранск, ул. Лихачева 13 «А», «Детский сад №66, старшая группа №4). Давайте ее откроем и посмотрим, что же в ней? (достают глобус).

Воспитатель: Ребята, что это? (глобус).

Воспитатель: Это наша планета Земля. Посмотрите, как много разных стран на нашей планете. Какие страны знаете вы? (дети называют страны, воспитатель показывает их на глобусе).

Воспитатель: Молодцы, как много стран вы знаете. На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Воспитатель:  У нашей страны удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна - потому что она - наша Родина! Мы гордимся нашей великой Родиной.

А мы, сегодня с вами будем говорить о нашей малой Родине. Ребята, у каждого человека есть Родина - место, где он родился и живет. Мы с вами живем в Республике Мордовия – это наша малая Родина. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы правы! Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва.

Воспитатель: Милый край! Мордовия родная!

                       Здесь раздолье рек, лесов, полей.

                       Для меня нет лучше края

                       Он мне всех дороже и милей!

- О чем это стихотворение? (Ответы детей)

Давайте сейчас подойдем к карте Республики Мордовия. Кто мне покажет границы республики Мордовия на карте. (Ребенок показывает на карте)  Самый главный город Мордовии, как называется? Кто скажет? (Ответы детей) Конечно, город Саранск (Ребенок показывает на карте) наша малая Родина (показ), тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

Ребенок: Малая Родина - островок земли,

               Под окном - смородина, вишни расцвели.

               Яблоня кудрявая, а под ней – скамья.

               Ласковая, милая, Родина моя!

               Родина слово большое, большое!

               Пусть не бывает на свете чудес,

               Если сказать это слово с душою,

               Глубже морей оно, выше небес!

               В нем умещается ровно пол мира:

               Мама и папа, соседи, друзья,

               Город родимый, родная квартира,

               Бабушка, садик, котенок и я!

 Воспитатель: Ребята, а вы любите свою малую Родину? Гордитесь своей Родиной.

Воспитатель: Ну, если вы любите свою Родину и гордитесь ею, вы должны знать ее историю.

Воспитатель: У каждой республики есть своя символика. Что входит в символику? (Ответы детей)

Воспитатель: Что можете сказать о флаге России и Мордовии? (Ответы детей).

Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о флаге?

Ребенок: Белый цвет – березка,

                Синий неба цвет,

                Красная полоска –

                Солнечный рассвет.

Воспитатель: Что вы знаете о гербе Мордовии? (Ответы детей).

Игра «Собери герб Мордовии».

Воспитатель: Послушайте, какие замечательные строки написал Юрий Макеев про наш родной город:

Ребенок: Мой Саранск, старинная столица.

                Над тобой сияет ясный свет

                Мне ль скажи тобою не гордиться?

                Для меня тебя прекрасней нет.

Воспитатель: Действительно, Саранск один из самых прекрасных городов России. Саранск – столица нашей республики Мордовия, которую мы очень любим, а ещё это место, где вы родились и растёте, где живут самые близкие и родные вам люди, а также ваши друзья.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Волшебный куб». (Достопримечательности г. Саранска). Куб, на гранях которого наклеены фотографии исторических и архитектурных памятников города. Подбрасывая куб, назвать и рассказать о памятниках или зданиях, изображенных на верхней грани куба.

Воспитатель: Народ сложил много пословиц и поговорок о родине, родной земле.

Конкурс «Закончи пословицу»

• В родном краю жизнь (как в раю)

• Человек без Родины, что птица (без гнезда)

• Мордва проста с виду, да не даст себя (в обиду)

• Кто где родился, там (и пригодился)

• Родина - мать, умей за неё (постоять)

• Человек без Родины - что соловей (без песни)

• Без корня трава не растёт, без Родины человек (не живёт)

• Всякому мила своя (сторона)

• Для родины своей ни сил, ни жизни (не жалей)

• Нет в мире краше (Родины нашей)

• Кто умеет трудиться, тот (везде пригодится)
Мордовский народ славится своими промыслами. Какие вы знаете?

Ответы детей: Резьба по дереву, изделия из бересты, керамическая посуда, вышивка.

Дружно ткали, вышивали,
Поиграть не забывали,
И до нас дошла игра,

Называется она «Вышивание полотна» ПРАВИЛА ИГРЫ: Выбираются «иголка» и «нитка». Все берутся за руки, образуя круг. «Иголка» с «ниткой» проходят под поднятыми руками детей, произнося при этом песенки. Проходят под Машиной рукой и поют: «Машин холст вышиваем». Так «иголка» с «ниткой» проходят под руками всех детей. Значит, холст вышит. Игра начинается с новыми «иголкой» и «ниткой». Правило: дети поднимают руки только тогда, когда «челнок» и «нитка»  проходят под их руками. Получается волнообразное движение.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, прошла первая нить, вторая, третья. Какое красивое полотно получилось  (показать вышивку). Но не только красивые полотна вышивали мордва, прекрасен и мордовский народный костюм.
Воспитатель: Посмотрим, дети на куклу в мордовском национальном костюме,
- Глядя на наряд, подумаешь: «Какой красивый костюм и как красивы были душой люди, которые создали его».
У каждого народа была своя национальная одежда, свой национальный костюм. У русского народа национальной женской одеждой является: рубашка, сарафан, кокошник. (Показать картинку). А мордовский народ гордится своим костюмом.
Воспитатель: Рассмотрим, из чего состоит мордовский народный костюм.
Ответы детей: Это рубашка, по- мордовски – панар.

Воспитатель: Она украшена вышивкой. Какого цвета вышивка?
Ответы детей: Красная, белая, черная и темно синяя.
Воспитатель: Обратите внимание, где расположена вышивка?

Ответы детей: Вышивка расположена на подоле, горловине и на рукавах панара.
Воспитатель: Какие элемента узора вы видите?
Ответы детей: треугольники, квадраты, ромбы, елочки, галочки, крестики, полоски, восьмиконечную звезду.
Итог:

-Дети, Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

- Что для вас было самым интересным? (Ответы детей).

Воспитатель: Самое прекрасное на свете - Родина. И у каждого она одна, как мама.

                      Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

                       В жизни опора, любовь и судьба.

                       Мокша и эрзя, русские братья.

                       Мы, твои дети, славим тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные зимой»

Тема: «Дикие животные зимой»Составитель - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 Кравченко Е.М.Цель: расширение знаний детей о диких животных средней полосы России.Задачи...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (ООМ) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) по теме: «Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом»

В методической разработке представлен материал по проведению занятия по ознакомлению с окружающим миром. Воспитанники получат возможность узнать о пользе и вреде огня. Так же материал может быть полез...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»...

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный лес эмоций»

Конспект игровой образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста  «Путешествие в волшебный лес эмоций»...

Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие » с детьми старшего дошкольного возраста. На основе интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Знакомимся с финансами»

Мотивация: Здравствуйте ребята. .Ребята, как вы думаете, что это за музыка, - Это волшебная музыка, загадочная. С этой музыки начнется наша игра. У меня есть волшебный мешочек .Давайте посмотрим , что...