«Славный Прикамский край» (непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Целью совместной деятельности было, через обобщение ранне полученных знаний о Перми и Пермском крае познакомить их еще с одним городом – Соликамск и со способом добычи соли через выпаривание. Чтобы заинтересовать детей и вызвать желание участвовать в совместной деятельности я  выбрала  форму путешествие. Такая форма нравится детям.

Я постаралась через интегрирование связать все образовательные области и решить задачи патриотического, речевого, трудового воспитания. Мы окунулись и в познавательно-иссследовательскую деятельность. Я хотела расширить кругозор детей и думаю, мне это удалось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavnyy__prikamskiy_kray.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Славный  Прикамский край»

(НОД с детьми старшего дошкольного  возраста)

                                                                                  МАДОУ«ЦРР – д/с № 47», Пермь

                                                                      Бурылова Татьяна Сергеевна, воспитатель

                                                                       высшая квалификационная категория

Тема Сказания:  «Славный  Прикамский край»

Этапы обучения: основной

Цель: содействовать  познавательному  развитию дошкольника  в процессе знакомства с прошлым и настоящим Пермского края                  

Задачи:

1. Формировать представления о том, чем богат  родной край.

2.Содействать развитию познавательной активности детей, через создание проблемных ситуаций

4.Содействать развитию кругозора детей, мыслительной активности, познавательного интереса к окружающему

5. Содействовать доказательной речи дошкольников

6. Совершенствовать стиль партнерских отношений

7. Формировать гражданскую принадлежность, чувства гордости за свою малую Родину

Тип занятия: комбинированный

Используемые методы, технологии обучения:

  1. Метод получения новых знаний: сказание, объяснение, беседа
  2. Метод выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: практическая работа
  3. Метод организации взаимодействия и накопления социального опыта: временная работа в группах, умение оценивать свою работу и работу товарищей
  4. Метод эмоционального стимулирования:  поощрение, использование игр

Оборудование:

* В развивающую  среду группы  добавлен региональный компонент  «Мир Прикамья» (изделия из уральского камня, кунгурская глина,  изделия суксунских мастеров, наборы открыток, дидактические игры, альбомы, фотографии)

* Оборудование для экспериментирования

*Грамзапись

Предварительная  работа: работа с картой; беседы о городах Прикамья; рассматривание альбомов, буклетов.

Ход занятия. I часть -  Путешестие по городам Прикамья.

В. О  чем мы хотели сегодня поговорить? (ответы детей)

 Что хотели узнать?  (ответы детей)

Ну,  а для этого я вас хочу пригласить в путешествие.

Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш родной дом, наша родная земля.  Чудесна природа края: лесистые горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она и сказочно богата.

Куда мы отправимся, куда наш путь лежит?   (беседа по карте)

В. А мы-то с вами живем в городе (ответ детей), где он у нас на карте. Вот он – Пермь.  И  поэтому нас иногда называют… (ответы детей).  

 В. Славный наш город Пермь.  Чем же он славится?  (ответы).            

В. Первая остановка город Кунгур. Старинный город России. Ему более 500 лет.

А кто из вас был в Кунгуре? (ответы). Знаменит и Ледяной пещерой – неповторимый памятник природы.

А еще там живут замечательные  мастера-камнерезы. Вспоминайте, Павла Бажова? (ответы детей)

Смотрите у хозяйки медной горы и малахит, нефрит, селенит, а Данила мастер такую красоту сделал. И это все у нас в Пермской крае – такому богатству  любой позавидует!

А еще славится Кунгур и  своими гончарами. Вы знаете кто такие гончары? (ответы детей). Это люди, которые делают такую замечательную посуду не из стекла из глины.

В. А дальше наш путь лежит на юг. В  город Суксун.

Догадались чем славиться этот  город? Молодцы какие, славится он своими самоварами.   Этот город называют «столицей самовара». А еще когда люди приезжают в город на экскурсию их ведут к единственному  памятнику в России – самовару. 

Посмотрите, какие они разные самовары.  А такой маленький самовар брали гости на добрую память.

А еще  город  знаменит колоколами. Здесь отливают колокола звон которых слышен по всей России. (аудиозапись звона колоколов)

В. Ну что  теперь отправимся дальше на север края. Город Соликамск.

На горизонте соляные горы. 
И церкви над Усолкой встали в ряд  
Бескрайние таёжные просторы. 
Мой древний, соляной Уральский град. 
А в народе говорили «Без соли и хлеб не естся и стол кривой».

Придешь в гости, тебя хлебом солью встречают. А на столе стоит большая солонка.   Чем больше солонка. Тем богаче хозяин.  Знаете, раньше соль ценилась на вес золота. Купцы привозили ее из-за границы.

А где взять много соли? (ответы детей)

И вдруг в землях Прикамья на речке Усолка обнаружили много соленой воды. Так появилось первое поселенье Усолка Камская и там открыли соляной промысел. А потом назвали Соль Камская, а сейчас – Соли камск. Теперь это уже не поселок, теперь это огромный город. (пауза)

2часть - экспериментирование

 В. Нашли много соленой воды…, а соль то откуда появилась (показать солонку) (ответы детей).

Ну, это надо доказать. Прошу вас в лабораторию

Какая она на вкус? (ответы детей)

 А нашли соленую…  А мы можем сделать так, чтобы наша вода стала соленой? (ответы) А как? И что произойдет с солью?  Ну что тогда за работу. (дети подходят к столу, проводят эксперимент с солью)

В. У вас уже готовы результаты? (ответы детей)

Что произошло с твоей водой? (ответ ребенка)

А у тебя какая вода в стаканчике? (ответ ребенка)

Какой вкус теперь у воды? (ответы детей)

А ты говорила, что насыпала соль, а она куда делась?

В. Да, соль растворилась в воде, вода стала соленой, такая как в землях Прикамья.

Если соль растворилась в воде, откуда же тогда взялась эта соль? (показать солонку)

В. Хотите узнать? Я вас приглашаю в свою лабораторию.

Мы  сейчас попробую повторить  работу природы  (опыт показывает воспитатель - выпаривание)

В. Посмотрите, соли мы с вами выпарили чуть-чуть.  Трудно представить жизнь людей без соли. Как  много надо людям, а добывать-то ее ох, какой тяжелый труд.

В старые времена рабочие   соль мешками таскали.  На спину закидывают. Высыпалась соль на голову, на спину, уши солью покрывались. Вот с тех пор то  и называют нас … пермяки соленые уши.

 Даже памятник такой у нас есть!

А на Усолке для добычи соли строили солеварни.

Как варили соль в Соликамске мы с вами посмотрим фильм. (просмотр фильма «Как соль варили» в любое удобное время)

(любование кристаллами соли) А вы знаете, что кристаллы соли имеют кубическую форму. И кристаллы можно выращивать. (если дети предложат вырастить кристаллы, предложит сделать позднее)

 Мы сегодня с вами высвобождали соль  из воды. Как называется этот процесс – выпаривание.

3 часть – заключительная.

Мы сегодня побывали во многих городах Прикамья, где живут замечательные люди,  которые прославили наш край.

Кунгур (ответы детей), Суксун (ответы), Соликамск (ответы детей)

А мы с вами земляки этим замечательным людям.

 «Минутка шалости»

Воспитатель. Приглашаем всех спеть песню и потанцевать (звучит фонограмма - «Пермяки-земляки»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе « Люблю тебя, мой край родной»

План - конспект  непосредственно  образовательной  деятельностив  старшей группе« Люблю  тебя,  мой  край  родной»  Подготовила: воспитатель  Абр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы «Край мой родной и любимый»

Почему нужно знать историю, традиции и обычаи своего края? Это далеко не праздный вопрос. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родн...

"Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему "Цветик - разноцветик".

quot;Педагогическая находка". Методическая разработка образовательной деятельности с детьми. Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему &qu...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Дикие животные нашего края зимой»

Самоанализнепосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленностидля детей с ТНР по теме «Дикие животные нашего края зимой...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Расскажем гостю о родном крае»

В настоящее время одной из главных задач в дошкольной образовательной организации является нравственно-патриотическое воспитание. Актуальность заключается в необходимости решения проблемы духовно-нрав...