Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
методическая разработка (старшая группа)

Рябцева Маргарита Альбертовна

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина" у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки.

Нам, взрослым, необходимо помочь ребенку приобщиться к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_kray_moy_sev._persp.planirovanie.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад № 11 «Белоснежка» г. Тынды Амурской области

Перспективное тематическое планирование :

«Край мой северный – край родной»

( в рамках краеведческой деятельности

 с детьми старшего дошкольного возраста)

Автор: Рябцева Маргарита Альбертовна, воспитатель МДОБУ ДС № 11 г. Тында,

первой квалификационной категории

Тында, 2019

СЕНТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Адаптация детей после летнего отдыха. Обследование.

Обследование знаний детей о нашей Родине, городе, крае.

Беседа « Как я провел лето?» ( Где дети отдыхали, как они добирались, что было рядом- лес, море, горы). Итог-наша страна большая и красивая. Вспомнить, как называется наша страна, город, область.

Вторая неделя

Целевая прогулка по территории

детского сада

Обратить внимание детей на  те изменения, которые произошли на территории детского сада за лето.

Рассматривание поделок на своем участке, участках др. групп.

Обследование поделок на Поляне сказок. Что за поделки. Из какого материала изготовлены?

Д.И. « Из какой сказки герой?»

Третья неделя

Моя семья

Уточнить знания детей о семье, о трудовых обязанностях членов семьи ( на работе и дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им.

Рассматривание фотоальбома « Моя семья». Беседа о составе семьи. Имя, отчество родителей. Где работают? Обязанности членов семьи по дому.

Д.И. « Какой, какая, какие?»

Четвертая неделя

Мой дом

Познакомить детей с понятием

 « биосфера». Объяснить, что человек – это ее маленькая часть. Рассказать, что человек должен сохранять наш общий дом- Землю и свое жилье. Воспитывать любовь к родительскому дому.

Понятие биосфера. Рассматривание картинок по теме.

Д.И. « Что есть в каждой квартире?»

Загадки о доме, частях дома. Чтение стихотворения М.Пляцковского « В родных местах».

Разучивание пословиц о родном доме.

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Осень на территории детского сада

Развивать у детей интерес к родной природе, ее красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними. Передавать в высказываниях свое отношение к природе.

Целевая прогулка по территории детского сада.

Рассматривание осенних пейзажей.

Чтение стихотворений об осени.

Д.И. « Что растет на грядке?»

« Сложи картинку»

« Когда это бывает?»

Вторая неделя

Целевая прогулка по улицам города

Закрепить название улиц, учреждений города, для чего они предназначены.Отметить изменения в природе, погодных условиях в осеннее время.

Целевая прогулка по городу.

Д.и. « Узнай по описанию».

Рассказывание « Почему я люблю свой город».

Заучивание пословиц о Родине.

Чтение стихотворений о Тынде.

Третья неделя

Экскурсия в осенний лес

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Сделать акцент на красоте богатстве русского леса, его обитателях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними, передавать и высказывать свое отношение к природе. Закрепить правила безопасного поведения в лесу.

Целевая прогулка в лес. Рассматривание растений. Вспомнить их названия.

Д.И. « Угадай по описанию»

« К дереву беги»

« Найди сходства и отличия»

«  Как избежать неприятностей?»

« У кого какой домик?»

Четвертая неделя

Осенние заботы животных и птиц

Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед  долгой зимой; воспитывать бережное отношение к животным и птицам родного края.

Чтение отрывка из рассказа Г.Скребицкого

 « Четыре художника».

Беседа о животных и птицах:

 « Впереди зима».

Рассматривание иллюстраций:

« Перелетные и зимующие птицы».

Д.и. « Кто где живет?», « Чьи припасы».

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Целевая прогулка по улицам города. Дорожные знаки.

Закрепить правила перехода, движения по улицам нашего города. Уточнить знания о сигналах светофора, дорожных знаках. Воспитывать умение ориентироваться в сложных ситуациях на улицах города.

Целевая прогулка улицам города.

Наблюдение « Что изменилось в природе?»

Рассматривание осенних пейзажей. Проблемная ситуация « Почему мало видно птиц?».

Наблюдение за работой светофора. Правила перехода улиц. Движение по улицам без тротуара.

Вторая неделя

Тайны птичьего мира.

Развивать интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы нашего края; продолжать активизировать познавательные способности детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Рассматривание слайдов « Птицы нашего города», Рассказ воспитателя о повадках, условиях обитания наших птиц.

Д.И. « Составь целое из частей».

Пословицы и поговорки о птицах.

Третья неделя

Животные нашего края.

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе. Закрепить знания о животных родного края, пополнить имеющиеся знания об образ жизни знакомых животных; воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь.

Рассматривание изображений животных.

Рассказ воспитателя о способах выживания и среде обитания животных наших лесов.

Д.И. « Кто лишний?»

Пальчиковая гимнастика « Звери».

Чтение отрывка из наблюдения В. Кораблинова « Чудеса в лесу».

Загадки о животных.

Четвертая неделя

Нелюбимые животные

Воспитывать у детей  гуманные чувства к нелюбимым и незаслуженно преследуемым людьми животным; раскрывать необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила  поведения с этими животными.

Беседа « Нелюбимые животные». Рассматривание иллюстраций.

Д.И. « Вредно или полезно».

Роль нелюбимых животных для человека.

( мыши, жабы, крысы, мухи, пауки ).

Чтение стих. Б.Заходер « Про всех на свете».

ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Зима на участке детского сада

Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить признаки зимы, формировать умение восхищаться красотой родной природы зимой.

Целевая прогулка  по участкам детского сада. Наблюдение за птицами, деревьями.

Чтение стихотворений о зиме.

Загадки о снежных явлениях.

Рисование « Наш участок зимой».

Вторая неделя

Приметы зимы. Зима в родном городе.

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к нашим суровым зимам. Пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы.

Рассматривание иллюстраций зимних пейзажей нашего города.

 Д.и. « Какой, какая, какие?», « Что надеть зимой?»,

 « Назови зимние игры».

Физкультминутка « С неба падают снежинки».

Рассказывание « Почему я люблю зиму?»

Рисование « Узоры деда Мороза»

Третья неделя

Покормите птиц зимой.

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах нашего города; развивать познавательный интерес  к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам. Желание помогать им  в трудных зимних условиях.

Экскурсия по территории детского сада. Наблюдение за птицами.

Чтение стихотворения Н. Грибачева « Ну, морозы…»

Кормление птиц. Правила ухода за птицами зимой.

Чтение стих. А.Яшина « Покормите птиц зимой»

Четвертая неделя

Новый год у ворот.

Расширять кругозор детей о народных традициях, праздновании Нового года, учить заботливо относиться к праздникам русского народа и своим близким.

Рассказ воспитателя об обычае празднования нового года в России. Просмотр сказки « Снегурочка».

Чтение стихотворений о новом годе.

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Промежуточная диагностика  знаний детей.

Обследование детей на выявление знаний по программе за полгода.

Беседы. Диагностика.

Вторая неделя

Достопримечательности родного города.

Закрепить название родного города, области, рек. Формировать патриотические чувства. Познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с отдыхом горожан.

Рассматривание иллюстраций , фото с видами родного города.

Составление рассказов « Куда я люблю ходить с родителями ?»

Рисование « Карусель».

Третья неделя

Труд  взрослых в родном городе.

Закрепить знания детей с профессиями и содержанием труда взрослых нашего города; формировать уважение к труду людей, направленного на благо родного города, формировать первичное понимание слова « Родина».

Рассматривание иллюстраций по теме: « Профессии взрослых».

Составление рассказа на тему « Мои родители на работе».

Пословицы, поговорки о труде взрослых, Родине.

Д.и. « Кому что нужно для работы?».

Рисование « Кем я хочу стать?»

ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Транспорт родного города.

Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства к родному городу.

Целевая прогулка  по улице Октябрьская. Наблюдение за разными видами транспорта. Для чего предназначены машины, какие грузы возят, виды машин.

Рассказывание детьми:» Что интересного видел я на улицах города?».

Закрепление правил перехода улиц, пешеходного перехода, значение сигналов светофора.

Вторая неделя

Люди, прославившие наш город.

Познакомить детей с гордостью нашего города-поэтами, художниками, героями труда; воспитывать чувство уважения к талантливым тындинцам; побуждать стремление учиться так, чтобы прославить свой город.

Чтение стихотворений о Тынде. Рассматривание иллюстраций, фото известных поэтов.

Рассматривание картин о Тынде, строительстве БАМ.

Итог. Пословицы о труде.

Третья неделя

День защитников Отечества.

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Чтение стихотворений к празднику.

Рассматривание иллюстраций « НАША АРМИЯ».

Беседа о родах войск.

Пословицы об Армии.

Четвертая неделя

Никто не хотел умирать.

Познакомить детей с героями- воинами, которые прославили наш город в мирное время. Воспитывать мужественность и желание защищать свой город и родную страну.

Рассказ воспитателя о героях воинах, мужественно выполнявших свой долг в армии. Рассматривание фото.

Пословицы об Армии.

МАРТ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Знакомство с жизнью народов Севера.

Закрепить знания детей о своеобразии жизни народов севера( природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Рассматривание картины « Дети севера» из серии

« Наши маленькие друзья» ( автор л.А.Пеньевская).

Рассматривание картин, фото с изображением чума, предметов быта народов севера. Беседа по иллюстрациям.

Чтение ненецкой сказки « Кукушка»

Вторая неделя

Государственные символы города Тында.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах нашего города( флаге, гербе, гимне, показать связь госуд. символики города с его местоположением, родом деятельности людей.

Рассматривание иллюстраций герба и флага Тынды, рассказ воспитателя о значении цветов, символов на них.

Аппликация « Флаг нашего города».

Прослушивание гимна города.

Третья неделя

Моя Родина – Россия.

Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название « Россия», познакомить с государственным флагом.

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Чтение стихотворений о Родине.

Пословицы и поговорки о Родине.

Четвертая неделя

Государственные символы России.

Познакомить детей с государственными символом России – флаге, что означают цвета флага, формировать положительное отношение к флагу России, воспитывать чувство гордости за свою страну.

Рассказ воспитателя о государственном флаге России, значении его цветов, для чего он необходим.

Рассматривание флагов других стран. Д.И. « Узнай свой флаг».

Рисование флага России.

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

Государственные символы России – герб, гимн нашей страны.

Закрепить и обобщить знания детей о государственном гербе и гимне России, сформировать уважительное отношение к гербу, познакомить с символическим значением герба РФ, с государственным гимном, воспитывать уважительное отношение к гимну как официальному музыкальному символу. Формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна. Объяснить, в каких случаях исполняется государственный гимн РФ.

Рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание на монетах, на документах. Дидактическая игра « Узнай наш герб».

Прослушивание государственного гимна РФ.

Рисование « Улица « Красная Пресня».

Вторая неделя

Москва – столица нашего Отечества.

Дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России- Москвой; познакомить с историческим прошлым Москвы.

Рассматривание картин из серии « Москва – столица нашей Родины».Беседа об увиденном.

Чтение стих. Ф.И. Глинки « Москва».

Рассказ воспитателя об истории возникновения Москвы.

Пословицы о Москве.

Третья неделя

Мир на всей планете.

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов, воспитывать уважительное отношение к людям различных национальностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира.

Беседа о странах. Какие страны дети знают? Рассматривание глобуса.

Д.и. « Кто где живет?»

Прослушивание музыки зар. исполнителей.

Чтение стих. о мире.

Четвертая неделя

Весна в нашем городе.

Расширять кругозор детей о весенних изменениях в природе нашего города, закрепить признаки весны. Названия перелетных птиц.

Экскурсия по улицам города. Беседа: « Что изменилось в природе и жизни людей с приходом весны?».Чтение стихов о весне. Наблюдение за птицами. Опытно-экспериментальная деятельность, пускание корабликов.

МАЙ

ДАТА

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАМНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Первая неделя

«Первоцветы».

Уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны, учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, воспитывать бережное отношение к природе родного города.

Наблюдение за цветущими цветами.

Рассматривание весенних цветов.

Д.и. « Весенние цветы на клумбах».

Чтение стихотворений о весенних цветах.

Загадки ( Одуванчик, мать и мачеха, лютик и др.).

Правила поведения в природе в весеннее время.

Вторая неделя

« Насекомые».

Продолжать знакомство детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым нашего края, желание узнать о них что-нибудь новое.

Рассматривание насекомых на участке детского сада.

Загадки о насекомых.

Беседа « Чем полезны насекомые?»

Чтение стихотворений о насекомых: « Муравейник», « Пчела», « Шмель», «Стрекоза», « Мотылек», « Муха».

Рисование «Стрекоза и муравей».

Третья неделя-

Четвертая неделя

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе.

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Беседы с детьми.

Д.и. « Когда это бывает?»

«Узнай профессию»

« Что где растет?», « Кто где живет?»

«Домашний адрес», « Узнай наш флаг», « На чем поедем в гости», « Летает не летает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме:"Скульптура родного края"

Конспект совместной  деятельности с детьми старшей группы по теме скульптура....

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

Конспект игрового занятия в рамках кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Веселые посиделки"

В данной методической разработке представлен опыт работы педагога по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятель...

Презентаци по деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края

В презентации представлена работа по органиации различных видов деятельности детей для ознакомлении с близкой природой Хабаровского края:с растительным и животным миром....

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»

Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного...