Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной,парциальной программой для дошкольныхобразовательных организаций «Белгородоведение» Т. М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О. А. Брыткова, Я. Н. Колесникова, В. В. Лепетюха. Использовались ИКТ, а также здоровьесберегающие и проблемно – поисковые технологии. Во время проведения решались дидактические задачи по реализации принципа интеграции пяти образовательных областей: социально- коммуникативное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие дошкольников, что соответствует федеральным государственным требованиям к построению современной системы дошкольного образования. .Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: • Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей). • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). • Принцип психологической комфортности Цель занятия: Расширить и закрепить знания детей о полезных ископаемых нашей области. Образовательные задачи: Познакомить со свойствами мела; с тем, как и где его добывают и используют. Закреплять умения обследовать мел с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности, делать элементарные выводы. Развивающие задачи:Развивать интерес к историческому прошлому своего края. Добиваться грамматически правильных ответов на вопросы, использования в речи предложений разных видов. Развивать физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к устно-поэтическому творчеству родного края, его природе; чувство гордости за его богатства. Воспитывать бережное отношение к природе.Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmaylova_n.n.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Богатство родного края»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о полезных ископаемых нашей области.

Образовательные задачи: Познакомить со свойствами мела; с тем, как и где его добывают и используют. Закреплять умения  обследовать мел с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментальной работе: учить работать с водой и лупой. Расширять знания детей о профессии геолога. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Развивающие задачи:Развивать интерес к историческому прошлому своего края.   Добиваться грамматически правильных ответов на вопросы, использования в речи предложений разных видов. Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выносливость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание. Способствовать формированию навыков поисковой, исследовательской  деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Воспитательные задачи:   Воспитывать любовь к устно-поэтическому творчеству родного края, его природе; чувство гордости за его богатства. Воспитывать бережное отношение к природе.Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.Способствовать индивидуальному самовыражению, креативных способностей детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Предварительная работа:беседы: «Что такое горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни»; чтение художественной литературы: сказка И. Рыжова «О чем шептались камешки»; сказки П.Бажова «Малахитовая шкатулка», Огневушка-поскакушка», «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце».

Экскурсия к меловому склону.

Активизация словаря:

 Закрепить в речи детей слова: геолог, полезные ископаемые, экспедиция.
Методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка, ситуация выбора элементов для работы, возможность применения личного опыта, поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение, обследование, опыт, художественное слово.

Материалы и оборудование: ноутбук,рюкзак,коллекция камней, иллюстрации с изображением геологов, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка, лупы на каждого ребенка, камни на каждого ребенка,   макет «гора», карта-схема, фонограмма, материал для творчества.

Ход НОД

Вводнаячасть.

  1. Создание мотивации.Дети играют. Воспитатель подходит к столу и начинает собирать рюкзак. Дети начинают подходить к воспитателю, задавая вопросы:  что вы делаете?

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он занимается в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение, называется  коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Ответы детей). (Коллекционирование – это собирание, каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку?(Ответы детей).

Воспитатель достает и показывает камни в мешочке.

  1. Проблемная ситуация.Постановка и принятие детьми цели занятия.

Воспитатель: Да, это действительно камень. А кто знает, как по-другому называют камни?  Ребята, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми. Подумайте, почему «полезные»? (Ответы детей). Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.  Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей). А почему «ископаемые»? (Ответы детей)  Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей.  Людям приходится приложить  немало усилий, чтобы добыть полезные камни. Существует огромное множество камней, которые для людей очень полезны. Я хочу познакомить вас с моей коллекцией камней. Посмотрите сколько камней в моей коллекции. Все они такие разные (Воспитатель показывает коллекцию камней, и дети рассматривают камни). Камней в природе существует очень много, и с ними вы подробно познакомитесь позже. А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.(Просмотр слайда №1).

Воспитатель: Правильно, геологи.  Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!

Основная часть.

  1. Актуализация знаний, проектирование решение проблемной ситуации.

Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию на поиски полезных ископаемых нашей местности?

Воспитатель: Хорошо. Но раз мы хотим отправиться в экспедицию, то должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему) а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, (почему) нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему); не мусорить (почему)). Молодцы,  вы все знаете.

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

  1. Д/И. «Собери рюкзак»

Материал: рюкзак, игрушки, вода в бутылке, пластиковый контейнер, молоточки, лопатки, компас на каждого ребенка. Воспитатель предлагает детям надеть компасы на руку.

Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей -  ДА). А куда же нам идти? О чем мы забыли? Что нам подскажет направление нашего маршрута? (Ответы детей - КАРТА). (Достаю из рюкзака карту). У меня есть вот такая карта, которая нам покажет направление пути. Давайте ее посмотрим.

Дети читают план-схему, определяющую направление маршрута.

  1. Физкультминутка

Воспитатель: Молодцы. Теперь мы с вами знаем направление маршрута нашей экспедиции и можем  отправиться в путь. Будьте внимательны, на нашем пути встретятся препятствия, которые необходимо преодолеть.

(Движение по плану-схеме по фонограмму «Звуки леса)

1. Перешагнуть через упавшее дерево.

2. На пути пригорок – подняться и спуститься с него.

3. Проползти через пещеру (арка).

4. Перейти горную реку по камням.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.

Дети добывают камни в горе.

Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.

Дети садятся на ковер.

  1. Исследовательская деятельность.

                          Белый маленький комочек,

                          Он лежит в моей руке.

                          Им рисуют на асфальте,

                          Пишут буквы на доске,

                          Белят потолки и печки.

                          Растворяется легко:

                          Попадет комочек в речку,

                          Утечет, как молоко.                 (Мел)

   - Да, это мел. И сегодня мы будем исследовать свойства мела.

  • Какогоонцвета? (белый)
  • Он блестящий? (нет, он матовый)
  • Твердый или мягкий? Потрогайте руками.
  • Мел действительно твердый, но когда им пишут по доске, он крошится, сыплется – значит, какой он? (хрупкий)
  • Давайте проверим – порисуем на своей доске. Проведите полоску и скажите, что сделал мел? (оставилслед)
  • А на руках что осталось? (тоже следы мела – он пачкается).

. - Давайте рассмотрим мел под лупой.

Что вы видите? (мелкие дырочки, травинки, следы и т.д.)

Дети проходят  за столы.

- Теперь давайте посмотрим, как поведет себя мел в воде. Осторожно опустите его в воду.

  • Какая была вода? (чистая, прозрачная).
  • Что с ней произошло? (помутнела).
  • Почему? (в ней растворяется мел).

Мел растворяется потому, что это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Это полу затвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, мидий,  и даже кораллы. Это лишний раз доказывает, что здесь очень давно находилось море, а потом вода ушла. Вот мы и живем на бывшем морском дне. И пользуемся дарами, созданными природой.

Мел – это богатство нашего края, полезное ископаемое. Он залегает на разных глубинах. Его можно увидеть на отмелях рек и глубоко под землёй. У нас в Белгородской области добывают мел открытым способом, то есть он находится на поверхности земли, и мы по нему даже ходим в некоторых местах нашего села.(Просмотр презентации  «Подземное царство Белгородчины»)

А как вы думаете, где  используется мел? (Дети берут карточки, рассказывают, составляя мнемотаблицу).    

Верно, мел нужен для рисования, он идёт для изготовления школьных мелков, художественных красок.

Мел используют в сельском хозяйстве – для известкования почв и подкормки животных (курам, свиньям), в промышленности – для производства цемента, извести; при  изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, для получения соды, стекла. С помощью мела сахар очищают от примесей. Очищенный мел используют для изготовления таблеток. Мел – составная часть зубных порошков, паст. Мел из Белгорода отправляют в другие города и заграницу.

Ребята, я очень рада, что вы очень много знаете о свойствах мела. И город наш назван белым из-за мела. А знаете, как очень-очень давно, когда вместо города Белгорода была крепость, мел спас её и всех жителей?

  • Тогда послушайте  легенду об этом.

5. Чтение и обсуждение легенды о том, как мел Белгородскую крепость спас.  Вот так мел помог жителям крепости выстоять, перехитрить врагов, потому что жители Белгородской крепости очень любили свой край.

Мы с вами – жители Белогорья, тоже любим свой край.

Когда по родному я краю иду

И песнями сердце полно,

Берёзок листва и песни слова

Сливаются в чувство одно.

Такие просторы полей и лесов

И небо такой высоты,

И рек синева, лугов всех трава

Всё ты, Белгородчина, ты.

Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и  нам пора возвращаться в детский сад.

  1. Пальчиковая гимнастика

Игра “Гора и камешки”. Звучит музыка.

Стоит гора – старушка-            

До небес макушка,                               Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает,                             Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает.                         Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает –                   Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет.                                Качают головой

И каждый день, и каждую ночь          Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь.    На корточки возле столов.

  7.Творческая мастерская  

Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Сегодня мы познакомились со свойствами мела,  открылись многие его тайны. А вы знаете о том, что в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы  оживим свои  меловые камешки. Дети выполняют художественную деятельность на камнях под музыку.

Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Заключительная часть.

 Скажите, а вам понравилась наша экспедиция? А что понравилось больше всего (Ответы нескольких детей).

Рефлексия.  Дети встают в круг, передавая камушек отвечают на вопросы.

- Где вы сегодня побывали, что делали? Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Тема: «Такая разная вода».

Совершенствование представлений детей о свойствах воды.Формировать у детей представления о солёной и пресной воде, ее характерных признаках.Формировать умения проводить несложные эксперименты, выдвига...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория».

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория». ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию дошкольников «Мы фокусники»

Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности  Задачи:образовательные:-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логи...

Презентаци по деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой родного края

В презентации представлена работа по органиации различных видов деятельности детей для ознакомлении с близкой природой Хабаровского края:с растительным и животным миром....

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Секреты здоровья"

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни и закрепить основные состовляющие здоровья....

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Космическое путешествие"

Познакомить детей с российским праздником День Космонавтики. Расширять знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, о празднике....