Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория».
план-конспект занятия на тему

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию. Тема: «Секретная лаборатория».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekret_laboratoriya_ri.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

     Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                               детский сад №92 комбинированного вида
                               Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

     Непосредственно-образовательная деятельность
           с детьми старшего дошкольного возраста
                 по познавательному развитию.
                 Тема: «Секретная лаборатория».

             Познавательно-исследовательская образовательная технология.

                                                                            Автор составитель:
                                                                                воспитатель:  Коврижко Р.И.

                                    Г. Санкт-Петербург 2016г.        

      Задачи:
             
Обучающие: Продолжить обучать детей думать,
                предполагать, делать выводы, доказывать,
                отстаивать своё мнение.
             
Развивающие: Развивать речь детей,
                активизировать словарь: тонет, плавает,
                растворяется.
             
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при
                 работе с водой, сыпучими материалами.
                 Воспитывать доброжелательность,
                  уважительное отношение к мнениям
                  товарищей.
   
Оборудование и материалы:
      1.
 Прозрачные сосуды с водой.
       
2. Различные предметы для погружения в воду:
                          - деревянные кубики;
                          - пластмассовые детали;
                           - фольга от шоколадки;
                           - металлические предметы;
       
3. Рычажные (школьные) весы с разновесами.
       
4. Задания на карточках по количеству детей (см. в тексте).
       
5. Секретный конверт с кодовым словом (см. в тексте).
       
6. Кукла-профессор или помощник педагог в роли профессора.

                             СЕКРЕТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.

          Воспитатель вносит в группу конверт со  множеством печатей и
        подзывает  детей.

   Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от профессора Кузьмы Петровича,
                          вы помните его? Давайте прочитаем, что он пишет: «СРОЧНО
                          ЖДУ ВАС ВСЕХ В СВОЕЙ ЛАБОРАТОРИИ, НУЖНА
                          ПОМОЩЬ!». Идём?
   Дети:             Да, конечно, скорее!
                           
Дети с воспитателем подходят к «дверям».
   Воспитатель: Но чтобы войти в лабораторию, нужно разгадать секретный код
                           замка. Присаживайтесь за столы и приступайте к расшифровке.
             На столах, по количеству детей, разложены задания-таблички:
                                                                                                                                                     

1

2

4

5

 2

3

4

1

3

5

1

2

4

5

2

3

1

3

4


             
1 – р  2 – т   3 – с  4 – к   5 - е
               Необходимо определить закономерность и заполнить пустые ячейки.
                       Дети заполняют, сверяют, исправляют ошибки.
                       Должно получиться слово «СЕКРЕТ».
   Воспитатель: Прочитайте слово, которое получилось. Давайте сверим его с
                            надписью на конверте профессора.
   
Дети сверяют и убеждаются в правильности или исправляют ошибки.
    Воспитатель: Можем зайти в лабораторию и занять места. Профессор
                             сейчас подойдёт.
   
Профессор: Здравствуйте, ребятки. Я знал, что вы обязательно придёте мне
                         на помощь.  Как вы помните, я строю новые корабли и разные
                         плавательные аппараты из всевозможных предметов. В этот
                         раз у меня появилось много неизвестных предметов, и мне
                         необходимо узнать, будут ли они плавать?
                          Как бы это поскорее узнать?
    Дети:           Предлагают различные варианты, в результате чего профессор
                       предлагает каждому ребёнку выбрать себе предмет и опустить
                       его в сосуд с водой.

   
 Воспитатель: Что же у вас получилось?
     
Дети: По очереди объясняют, что же у них произошло.
     
Пример 1:  Я взял синий  толстый кирпичик. Он тяжёлый. Я думал, что он
                    утонет, но он не утонул, наверное, для воды он не очень тяжёлый.
   
 Пример 2: У меня был небольшой блестящий шарик. Он, наверное, железный
                     и значит утонет. Я положил шарик в воду, а он не тонет. Может,
                    он не железный?
     
Профессор: А почему ты решил, что шарик железный?
      Ребёнок:      Он серый, блестит и тяжёленький.
     
Профессор: Это верно, но мы видели, что шарик не утонул. Значит это не
                           железо.  Да, мне и не важно из чего сделан этот шарик. Главное,
                          что он не тонет. Это подойдёт для строительства корабля.
                          Давайте-ка, все предметы, которые утонут, сложим в красную
                           коробку –  это значит, что они нам не годятся. Все предметы,
                           которые не утонут, оставим плавать – это будет означать, что
                           они нам подходят.
             
Дети по очереди рассказывают о своих экспериментах, делают
                предположения и выводы. Профессор и воспитатель помогают
               правильно сделать вывод.
         Профессор: Вот, спасибо, вам, ребятки. Теперь я вижу сколько предметов
                             мне  подходит. Но есть у меня ещё один очень интересный
                             предмет.
           
Профессор достаёт большую шоколадку, разворачивает её и вынимает
         фантик-фольгу.
         Профессор: Как вы думаете, утонет ли в воде этот фантик?
           Дети:  Да, он же железный.
                      Нет, он тоненький и лёгкий.
         
Профессор выслушивает все предложения детей, а потом предлагает
          проверить. Один из детей опускает фантик в воду – фантик плавает!
        Профессор: А вот посмотрите-ка что я сейчас покажу.
                 Профессор сминает фантик в небольшой, но очень плотный шарик и
               спрашивает детей утонет ли он теперь. Выслушав все предположения,
               профессор предлагает проверить и бросает его в воду. Фантик утонул.
         Профессор: Что же произошло? Почему же фантик утонул?
          Дети:  Он стал тяжёлым.
          Профессор: Давайте проверим, так ли это?
       
 Дети предлагают разные варианты проверок, в результате приходят к
        выводу, что надо взвесить развёрнутый и смятый фантики. С помощью
        аптекарских весов дети взвешивают оба фантика (целый фантик можно
        снять со второй такой же шоколадки) и приходят к выводу, что весят
        они одинаково.
          Профессор: Так что же произошло? Почему же он утонул?

       
Дети выдвигают свои идеи, пытаясь объяснить то , что увидели.
       
Профессор: Многие из вас совершенно верно нашли объяснение. Смятый
                              фантик ста намного плотнее и меньше, чем был. Он уже не
                               может держаться за воду и легко проскальзывает между
                               капельками воды. Вот, теперь объясните-ка мне: почему
                               человек может долго лежать на воде, раскинув руки в стороны
                               и смотреть на небо, а вот стоять на воде не может совсем.
           
Дети объясняют и приходят к выводу, что широкому предмету легче
                                удержаться на воде, чем узкому.
          Профессор: Вы все молодцы, но посмотрите-ка на сосуд, в котором плавают
                               выбранные предметы. Поролоновый-то брусочек утонул. А
                               почему же это так случилось?
                         Дети пробуют объяснить профессору увиденное.
         
Профессор: Вы совершенно правы. Капельки воды проникли в пустые
                                окошечки поролона, и брусочек стал тяжелее, чем был.
                              Вот почему трудно выбраться из воды, если упал туда в одежде.
                              Одежда быстро намокает и становится тяжёлой,
                              неподготовленный человек может даже утонуть.
                             Значит поролоновый  брусочек для моих построек не пригодится.
                             Вот какой он оказался обманчивый. Остальные предметы
                              плавают. Вот их то я и заберу с собой. Спасибо вам всем
                              большое за помощь. Оставляю вам шоколадки, угощайтесь.
                              До свидания, пойду работать дальше.
           
Воспитатель: Я и не знала, что вы так хорошо думаете и рассуждаете,
                                 но нам пора возвращаться. Давайте-ка вспомним секретное
                                  слово, которое открывало дверь лаборатории.
         
Дети вспоминают слово «СЕКРЕТ», называю его хором и «попадают»
          обратно в детский сад. Воспитатель задаёт несколько вопросов на
           закрепление увиденного, и все угощаются шоколадками.
         Вопросы: 1. Чем занимался профессор в секретной лаборатории?
                          2. Почему утонул серебряный шарик из фольги?
                          3. Почему человек переплывая реку снимает с себя одежду?
                         4. Чем опасна мокрая одежа?
                         5. Утонет ли в воде иголочка, если её положить на воду? А если
                            бросить?
                        6. Долго ли будет плавать бумажная лодочка? Почему?
                        7.   Для чего удобно использовать поролоновые губки? Почему?
            Вопросы можно добавить ещё, в зависимости от имеющегося времени
            и степени усталости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста («Познание» и «Коммуникация») Тема: Передача «Удивительные животные».

Занятие давалось в рамках конкурса "Воспитатель года-2013". Планируется как заключительное после изучения темы "Животные"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Как от холода спастись"

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Ведущая  образовательная  область:  «Познавательное развитие» с интеграцие...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Богатство родного края»

Пояснительная записка к конспекту Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» составлено в соответствии с Примерной образовательной программой дошкольного...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов».

Цель: познакомить детей с жизнью растений и животных осенью.Задачи:         1. Образовательные:формировать навыки связных речевых высказываний, правильного звук...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто». (Подготовительная группа) С использовани

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста  по речевому развитию на тему: «Повторение творчества С.Я. Маршака, К.И. Чуковского,...