Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию Тема: «Лаборатория Почемучки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Каледа Мария Николаевна

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_laboratoriya_pochemuchki_1.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №34» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста  по познавательному развитию

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Тема: «Лаборатория Почемучки»

               Разработала: воспитатель старшей группы №2

М.Н. Каледа

Ачинск 2023

Цель: развитие  интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Продолжать учить детей проводить элементарные опыты, используя необходимые для этого оборудование и материалы.
  2. Развивать умение формулировать задачи, анализировать, делать выводы, фиксировать результаты.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности.

Участники: дети старшей группы №1 – 4  ребёнка, воспитатель; старшая группа №2- 4 ребенка, воспитатель.

Предварительная работа:

Вечером за два дня до НОД воспитатели прикрепляют на входные в группы (старшая №1, старшая №2) двери конверты с письмами. Утром дети с родителями обнаруживают конверт. На утреннем круге каждый воспитатель в группе с детьми пытаются разгадать загадку письма (в конверте лежит белый, чистый лист бумаги). Внимательнее осмотрев конверт, дети находят в нем маленькую записочку:

«Ничему не удивляйтесь!

Я решил с Вами поиграть.

Мой секрет – в письме, а письмо секретное.

Сумеете его прочитать, тогда узнаете кто я. Удачи!»

В зависимости от предложений детей проводиться обследование письма

Не отгадав загадку письма (написанного молоком), воспитатель побуждает детей вспомнить способы получения информации (карточки).

В зависимости от решений детей они обращаются к детям соседних групп, родителям.

Встретившись, с детьми двух групп, и не найдя способа прочтения письма, дети с воспитателем решают записать  и отправить видеообращение родителям (в группу в Вайбере).

Родители отвечают детям после дневного сна и предлагают попробовать провести по листу горячим утюгом. Воспитатель (соблюдая технику безопасности) предлагает  детям сесть вокруг стола, на котором воспитатель проводит по листу горячим утюгом. Дети внимательно наблюдают и видят, как начинают появляться текст письма:

«Здравствуйте ребята!

Меня зовут профессор Почемучкин.

Если Вы читаете это письмо – значит, вы разгадали загадку моего секретного письма. И теперь знаете, какими секретными чернилами я пользовался!

Приглашаю вас в свою лабораторию. Мне очень нужна помощь таких умных и смекалистых ребят!

Жду вас! Ваш профессор Почемучкин».

Дети решают отправиться в лабораторию Почемучкина, но поскольку время вечернее, скоро придут родители, путешествие отложили на утро следующего дня.

Форма организации:  подгрупповая, индивидуальная. 

Образовательная среда:

Демонстрационное оборудование – 2 ширмы, имитирующие мини-лаборатории (на ширме картинки: колбочки, микроскоп, лупа и т.д.)

Раздаточное оборудование –

Ход НОД:

Дети с воспитателем заходят в группу здороваются с гостями, обращают внимание на стоящие ширмы (на ширме картинки: колбочки, микроскоп, лупа и т.д.)

Воспитатель: Что это такое, ребята? (ответы детей)

Дети с воспитателем проходят, открывают ширму и видят

профессора Почемучкина

Профессор: Здравствуйте ребята! Вы наверняка ребята из детского сад №34? (ответы детей)

- Ну, если вы здесь, значит, письмо мое вы прочли! (ответы) Как же вам удалось? (ответы детей)

- Молодцы! Прочитать мое зашифрованное письмо могли только самые любознательные, умные дети!

Воспитатель: А зачем же вы нас позвали, уважаемый профессор Почемучкин?

Профессор: А позвал я вас, ребята, для того чтобы вы мне помогла, т.к. скопилось много работы. Вы согласны, мне помочь? (ответы детей)

- Ну, что ж тогда приглашаю вас в свою лабораторию, а чтобы в неё войти, что нужно сделать? (ответы детей)

- Правильно я как раз приготовил для вас халаты и колпачки, одевайтесь пожалуйста.

- А у вас в группах есть лаборатории?  (ответы детей) Наверняка, там есть и правила? (ответы детей) У меня в лаборатории тоже есть правила и я вам сейчас их расскажу. Слушайте внимательно!

Профессор: Ну что ж, ребята, вот сейчас все готовы! И я приглашаю вас в лабораторию профессора Почемучкина!

Воспитатель: Профессор, а чем вы занимаетесь в своей лаборатории?

Профессор: О, моя работа очень сложная и важная! Ко мне приходит много писем с просьбами о помощи. В своей лаборатории, я провожу эксперименты и помогаю тем, кто обращается ко мне.

Профессор: У меня, как раз к вашему приходу скопились письма и  даже «пришла», одна посылка. Одно письмо и одна посылка пришли почтой России, а так же пришло видеописьмо. Очень интересно, приступим!?

Профессор: Ребята, с чего начнём с писем или посылки? (предложения детей)

Детям предоставляется право выбора, они предлагают, с каким посланием познакомиться первым. Исходя заданного послания выбранного детьми, воспитатель и профессор предлагают детям провести соответствующий опыт (оборудование и материалы, для проведения опытов заранее подготовлены на столах за ширмами)

Опыт №1 «Определи, что в мешочке»

Из просмотренного видеописьма дети узнают, что в детский сад привезли продукты, но на трёх мешках нет надписей. По накладным в одном из мешков сахар, во втором соль, в третьем лимонная кислота.  Повар просит определить, в каком мешке, что находится?

Профессор: Как же быть ребята, как же помочь повару детского сада? (ответы детей)

Профессор приглашает детей в мини - лабораторию по исследованию продуктов питания.

Профессор: Вы говорили (например), ребята:

  1. рассмотреть лупой (дети выполняют, данное действие);
  2. понюхать (дети выполняют, данное действие);
  3. попробовать (на столе стоят три ёмкости под номерами, в них сахар, соль, лимонная кислота.  Пронумерованные  (1, 2, 3) стаканчики с водой и мерные ложечки. С помощью мерных ложечек дети кладут в стаканчики с водой исследуемые материалы и пробуют на вкус. Высказывают свои предположения, что находится в емкости под №1, №2, №3)

Профессор: Я согласен с вашим выводом. С этим заданиям мы справились! Молодцы!

Профессор: Ребята, позвольте, мне выбрать, какое послание мы откроем следующее? (ответы детей) Спасибо, тогда я выбираю, письмо из почтового ящика? (Профессор, просит кого – нибудь из детей достать из ящика письмо, профессор его читает)

Профессор: Слушайте внимательно ребята! Здравствуйте,  профессор Почемучкин, пишу вам я Незнайка. Мой друг Знайка, задал мне очень сложную задачку, нужно разложить карточки развития яблони и развития человека. У меня ничего не получается, помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ребята, для выполнения этого задания, разделимся  на команды. Ой, а как разделимся? (ответы детей)

Если дети предложат разделиться по реальным возможностям, то делимся. А если нет, то воспитатель предлагают разделиться по цвету шапочек на головах детей. Командам раздаются карточки (их большее количество, чем нужно) дети преступают к выполнению. По окончании детям предлагается проверить себя самостоятельно по книжкам -  подсказкам.

Профессор: Ребята, вы молодцы! А мы все задания выполнили, все послания прочитали? (ответы детей) Ой, я совсем забыл про посылку! (профессор предлагает ребёнку принести посылку, открывают, читают послание)

Профессор: Здравствуйте, уважаемый профессор Почемучкин. Пишет вам лесничий Ачинских  угодий, Фёдор Степанович.  Наша река Чулым стала очень загрязнена. С разных заводов в реку по трубам стекается грязная вода.  Из – за этого река Чулым гибнет и всё живое: рыбы,  водоплавающие птицы. Помогите!!! SOS! Как очистить воду и сделать так, чтобы грязная вода больше не стекала в реку!? Шлю с письмом фото и образец  грязной воды.

Профессор: Ой, ой, ой! Вот это да! Ребята, как же нам очистить воду!!! Как помочь!? (ответы детей)

Профессор приглашает в мини – лабораторию по очистке воды(логотип на ширме. На столах: вата, ватные диски, бинты, ватные палочки, сито, стаканы по 2, воронки. Дети экспериментируют и делают вывод.

Профессор: Молодцы ребята и с этим заданиям вы тоже справились. На сегодня посланий больше нет, вы хорошо потрудились.  Я обязательно, сегодня вечером оправлю всем ответы. Ребята, спасибо, вам за помощь!

Воспитатель: Ребята,  а вам ничего не напоминают ваши цветные шапочки? (ответы детей)  Я  вам предлагаю, поиграть в нашу игру « Магнитные полюса» и Вас профессор Почемучкин,  мы тоже приглашаем отдохнуть. (дети пока звучит музыка хаотично передвигаются по группе, как только музыка замолкает, дети по  сигналу воспитателя  «притянуться» друг к другу: синяя шапочка с красной; либо «оттолкнуться» друг от друга: синяя шапочка от синей, красная шапочка от красной.

Профессор: Какая весёлая и поучительная игра, спасибо ребята, до свидания! (дети прощаются и выходят из группы)

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное  развитие+речевое развитие )...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему : « Будем в армии служить»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье».Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литератур...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Зима. Признаки зимы. Месяца».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности  для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему:  «Зима. Признаки зимы. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для младшего дошкольного возраста. Познавательное развитие. на тему: «Наш дом - Земля»

непосредственной образовательной деятельностидля младшего дошкольного возраста.Познавательное развитие.на тему:«Наш дом - Земля»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...