Главные вкладки

    Сценарий опытно - экспериментальной деятельности в лаборатории.
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Селиванова Лариса Константиновна

    Сценарий ОД опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории для детей старшего дошкольного возраста.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории  

    Составила:   Селиванова Лариса Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности  №1», г. Сосновоборск, Красноярский край.

    Тема: «Воздух»

    Направление: познавательное развитие.

    Группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

    Возраст: 6 лет.        

    Цель:        Закрепление  представлений у  детей о роли воздуха через опыты.

    задачи:

    Обучающие. Расширять представление о воздухе как о природном объекте. Понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья человека.

    Развивающие. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности.

    Воспитательные. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха.

    Словарная работа: невидимый, бесцветный, прозрачный, термометр, духовые инструменты: саксофон, кларнет, тромбон.

    Оборудование: экран, проектор, компьютер, снежинка (для зрительной гимнастики), соломинки (по количеству детей), пластиковые стаканчики  (по 4 шт. на каждого ребенка), сахар (по кусочку на каждого ребенка), карточки для описания результатов опытов, фломастеры, белые нитки.

    Этап

    время

    Образовательная область

    Ход

    Примечание

    1. Орг. момент  

    Игра на сплочение «Друзья»

    1 мин

    Социально-коммуникативное развитие

    Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями.  

    Собрались все дети в круг,

    Ты – мой друг и я – твой друг!

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    Дети стоят  в кругу.  

    2. Вводная часть

    Постановка проблемной задачи, мотивация

    1мин

    Речевое развитие

    Сегодня мы с вами ученые и в нашей лаборатории будем кое - что изучать.

    Отгадайте загадку:

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, и все же

    Без него мы жить не можем. (Воздух)

    Верно, сегодня мы будем изучать воздух

    Дети стоят в кругу.  

    3. Основная часть.

     1. Беседа

    2 мин

    Познавательно-речевое развитие

    Как вы думаете:

    - для чего нужен воздух?

    - Через какой орган люди дышат?

    - Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

    - Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса?

    - Кто-нибудь видит сейчас воздух?

    - Какого он цвета?

    Вывод: воздух невидим, бесцветный, не имеет вкуса и запаха.

    Давайте попробуем это доказать! Пойдемте в нашу лабораторию.

    дети стоят в кругу

    Переходят к столам для проведения опытов.

    4. Эксперименты: Опыт 1

    Опыт 2.

    Опыт  3

    Опыт 4.

    10 мин

    Познание

    Воспитатель. Сейчас мы с вами докажем, можно ли увидеть воздух? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

    Выходит, в воде есть воздух? Конечно, есть, только он невидимый.

    Воспитатель. Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух? (Ответы.) Проверить это легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут? (Ответы.) Значит, внутри сахара был воздух.

    Воспитатель. Что у меня в руках? (Стакан.) А что внутри стакана? (Ничего.) Вы уверены, что там ничего нет? Может, что-то есть? (Ответы.)  Как вы думаете, что мы будем делать этим стаканом? (Ответы.). Верно! Перевернутый стакан погрузим его в емкость с водой. Глубже, глубже... Достиг дна!

    А теперь осторожно поднимем его на поверхность и проверим сухой стакан внутри или мокрый. (Сухой) Как вы думаете, почему вода не проникла внутрь перевернутого   стакана?    (Ответы). Правильно, в стакане был воздух, он-то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух? (Ответы.) Конечно,  воздух невидим, вот вы его не заметили. Вы обратили  внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять его  сухим. Теперь попробуйте  сами сделать этот опыт.

    Воспитатель.  Возьмем стакан с газированной водой и опустим в него кусочек пластилина.

    Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.

    Вывод: воздух легче, чем вода.

    Воспитатель.  Когда ученые проводят опыты, то они записывают  результаты опытов. Мы тоже будем отмечать результаты опытов, но только вот такими карточками. 

    Дети дуют в трубочки.

    Дети бросают сахар в стакан с водой.

    Дети опускают пустой стакан в емкость с водой.

    Дети опускают пластилин в стакан с газированной водой.

    Дети проходят к доске и отмечают карточками результаты опытов (воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, цвета, легче воды)

    5. Эксперимент.

    5 мин

    Познавательно-речевое развитие

    А как вы думаете: воздух можно услышать? (ответы детей) Что делает артист, играющий на духовых инструментах?(ответы детей)

    Он дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

    А сейчас мы с вами послушаем некоторые музыкальные инструменты.

    Кларнет. 

    Саксофон

    Свирель

    Тромбон

    Слайд 1

    Слайд 2

    Слайд 3

    Слайд 3

    Слайд 4

    Дети сидят на стульчиках

    6. Представление жизненного опыта

    2 мин

    Социально-коммуникативное развитие

    А как мы в играх используем воздух? (ответы детей)

    Где работает воздух? (Воздух помогает кораблю плыть по морю, воздушному шару подниматься в небо, парашютисту спускаться на землю, высушивать мокрые волосы, убираться в доме).

    Воздух это среда обитания живых существ: птиц, насекомых, животных.

    Растения – это легкие земли. Питаясь, они насыщают воздух  кислородом.

    Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, рыбы, насекомые, люди и сами растения.

    Слайд 5

    Слайд 6

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Как вы думаете: какой воздух полезен для здоровья? Чистый или загрязненный?(ответы детей)

    Загрязненный воздух очень вреден для здоровья. Давайте помнить, что нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, заводов, мусорных свалок.

    В каком городе хотели бы вы жить? Смотрите на картинки.(ответы детей)

    Давайте с вами беречь планету

    Другой такой на свете нету.

    Развеем над нею пожары и дым,

    В обиду ее не дадим.

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    8. Гимнастика для глаз

    «Снежинка»

    9. Физминутка «Пришло время отдохнуть!»

    1 мин

    2 мин

    Физическое развитие

    Воспитатель проводит зрительную гимнастику.

    Воспитатель:  На зарядку, на зарядку,

    На зарядку становись!

    Начинаем бег на месте,

    Финиш - метров через двести!

    Хватит, хватит, прибежали,

    Потянулись, подышали.

    Руки вверх, руки вниз,

    На носочки потянись.

    Руки ставим на бочок,

    На носочках скок, скок, скок.

    А затем вприсядку,

    Чтоб не мерзли пятки.

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс наклонились.

    Дети стоят возле стульчиков, следят глазами за снежинкой.

    Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

    Продуктивная деятельность:

    1.Пальчиковая гимнастика

    1 мин

    1 мин

    Физическое развитие

      Воспитатель. Скажите мне: воздух зимой  и летом на улице одинаковый?(ответы детей) Зимой он какой?(ответы детей) А летом?(ответы детей) А зимой на улице и в комнате воздух одинаковый?(ответы детей) На улице он какой? (ответы детей) А в комнате?(ответы детей)  Ребята, а  температуру воздуха можно измерить?(ответы детей)  А как называется этот прибор? (термометр). Вот мы с вами сейчас и будем делать термометры.

    Дети стоят в кругу.

    Дети проходят за столы, садятся на стульчики.

    ШАРИК

    Надуваем быстро шарик.

    Он становится большой.

    Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

    Стал он тонкий и худой.

    Все пальчики обеих рук — в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

    Дети выполняют инструкцию.

    2.  Изготовление термометра

    5 мин

    Этапы работы:

     

    Дети выполняют инструкцию.

    Заключительная часть.

    2 мин

    Воспитатель. Так для чего нам нужен термометр? (ответы детей)

    Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? (ответы детей)

    Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)

    А что-нибудь еще хотели бы узнать что-то интересное про воздух? (ответы детей)

    И я бы тоже хотела. Давайте вы  сегодня расскажете родителям, чем мы занимались, узнаете у них что-нибудь новенькое, а завтра мне расскажете. Договорились?

    Литература:

             4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь!  – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009

              5. Сайт http. \\ viki. rdf. ru\


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Лаборатория

    Слайд 2

    На Луне

    Слайд 3

    Кларнет

    Слайд 4

    Саксофон

    Слайд 5

    Свирель

    Слайд 6

    Тромбон

    Слайд 7

    Игры

    Слайд 8

    Где работает воздух?

    Слайд 9

    Воздух – среда обитания живых существ

    Слайд 10

    Растения – «легкие» Земли.

    Слайд 11

    Кто дышит кислородом

    Слайд 12

    Помни!

    Слайд 13

    В каком городе вы хотите жить?

    Слайд 14

    Давайте с вами беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею пожары и дым, В обиду ее не дадим.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно - образовательной поисково-экспериментальной деятельности "Волшебная лаборатория"

    Старший лаборант приглашает детей к себе в лабораторию. Вместе проводят опыты с водой, воздухом, магнитом. Выявляют их свойства, делают выводы....

    Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» в средней группе

    laquo;Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группеСовременные образовательные технологии:- Пальчиковая гимнастика- ...

    Конспект экспериментальной деятельности "Снежная лаборатория"

    Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( льда) и соли.Задачи:развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать вывод, развивать творческое...

    Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория»

    Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делат...

    НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория звуков» для детей подготовительной группы

    Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих цел...

    Открытая ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы.

    ООД по опытно-экспериментальной деятельности  «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы. Занятие направленное на изчение мира вокруг нас, в данном случае на ...