Сценарий опытно - экспериментальной деятельности в лаборатории.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Селиванова Лариса Константиновна

Сценарий ОД опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории для детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории  

Составила:   Селиванова Лариса Константиновна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад комбинированной направленности  №1», г. Сосновоборск, Красноярский край.

Тема: «Воздух»

Направление: познавательное развитие.

Группа: подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Возраст: 6 лет.        

Цель:        Закрепление  представлений у  детей о роли воздуха через опыты.

задачи:

Обучающие. Расширять представление о воздухе как о природном объекте. Понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья человека.

Развивающие. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности.

Воспитательные. Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха.

Словарная работа: невидимый, бесцветный, прозрачный, термометр, духовые инструменты: саксофон, кларнет, тромбон.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, снежинка (для зрительной гимнастики), соломинки (по количеству детей), пластиковые стаканчики  (по 4 шт. на каждого ребенка), сахар (по кусочку на каждого ребенка), карточки для описания результатов опытов, фломастеры, белые нитки.

Этап

время

Образовательная область

Ход

Примечание

1. Орг. момент  

Игра на сплочение «Друзья»

1 мин

Социально-коммуникативное развитие

Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями.  

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети стоят  в кругу.  

2. Вводная часть

Постановка проблемной задачи, мотивация

1мин

Речевое развитие

Сегодня мы с вами ученые и в нашей лаборатории будем кое - что изучать.

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Верно, сегодня мы будем изучать воздух

Дети стоят в кругу.  

3. Основная часть.

 1. Беседа

2 мин

Познавательно-речевое развитие

Как вы думаете:

- для чего нужен воздух?

- Через какой орган люди дышат?

- Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

- Вдохните воздух ртом. Какого он вкуса?

- Кто-нибудь видит сейчас воздух?

- Какого он цвета?

Вывод: воздух невидим, бесцветный, не имеет вкуса и запаха.

Давайте попробуем это доказать! Пойдемте в нашу лабораторию.

дети стоят в кругу

Переходят к столам для проведения опытов.

4. Эксперименты: Опыт 1

Опыт 2.

Опыт  3

Опыт 4.

10 мин

Познание

Воспитатель. Сейчас мы с вами докажем, можно ли увидеть воздух? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Выходит, в воде есть воздух? Конечно, есть, только он невидимый.

Воспитатель. Как вы думаете, а в этом кусочке сахара есть воздух? (Ответы.) Проверить это легко. Опустите кусочек сахара в стакан воды. Что происходит? Что за пузырьки бегут? (Ответы.) Значит, внутри сахара был воздух.

Воспитатель. Что у меня в руках? (Стакан.) А что внутри стакана? (Ничего.) Вы уверены, что там ничего нет? Может, что-то есть? (Ответы.)  Как вы думаете, что мы будем делать этим стаканом? (Ответы.). Верно! Перевернутый стакан погрузим его в емкость с водой. Глубже, глубже... Достиг дна!

А теперь осторожно поднимем его на поверхность и проверим сухой стакан внутри или мокрый. (Сухой) Как вы думаете, почему вода не проникла внутрь перевернутого   стакана?    (Ответы). Правильно, в стакане был воздух, он-то и не впустил воду. А почему вы сразу не сказали, что в стакане был воздух? (Ответы.) Конечно,  воздух невидим, вот вы его не заметили. Вы обратили  внимание, что стакан я держала очень ровно. Только так можно опустить и поднять его  сухим. Теперь попробуйте  сами сделать этот опыт.

Воспитатель.  Возьмем стакан с газированной водой и опустим в него кусочек пластилина.

Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает.

Вывод: воздух легче, чем вода.

Воспитатель.  Когда ученые проводят опыты, то они записывают  результаты опытов. Мы тоже будем отмечать результаты опытов, но только вот такими карточками. 

Дети дуют в трубочки.

Дети бросают сахар в стакан с водой.

Дети опускают пустой стакан в емкость с водой.

Дети опускают пластилин в стакан с газированной водой.

Дети проходят к доске и отмечают карточками результаты опытов (воздух прозрачный, не имеет вкуса, запаха, цвета, легче воды)

5. Эксперимент.

5 мин

Познавательно-речевое развитие

А как вы думаете: воздух можно услышать? (ответы детей) Что делает артист, играющий на духовых инструментах?(ответы детей)

Он дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.

А сейчас мы с вами послушаем некоторые музыкальные инструменты.

Кларнет. 

Саксофон

Свирель

Тромбон

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 4

Дети сидят на стульчиках

6. Представление жизненного опыта

2 мин

Социально-коммуникативное развитие

А как мы в играх используем воздух? (ответы детей)

Где работает воздух? (Воздух помогает кораблю плыть по морю, воздушному шару подниматься в небо, парашютисту спускаться на землю, высушивать мокрые волосы, убираться в доме).

Воздух это среда обитания живых существ: птиц, насекомых, животных.

Растения – это легкие земли. Питаясь, они насыщают воздух  кислородом.

Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, рыбы, насекомые, люди и сами растения.

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Как вы думаете: какой воздух полезен для здоровья? Чистый или загрязненный?(ответы детей)

Загрязненный воздух очень вреден для здоровья. Давайте помнить, что нельзя играть возле дорог, стоянок автомобилей, заводов, мусорных свалок.

В каком городе хотели бы вы жить? Смотрите на картинки.(ответы детей)

Давайте с вами беречь планету

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею пожары и дым,

В обиду ее не дадим.

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

8. Гимнастика для глаз

«Снежинка»

9. Физминутка «Пришло время отдохнуть!»

1 мин

2 мин

Физическое развитие

Воспитатель проводит зрительную гимнастику.

Воспитатель:  На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш - метров через двести!

Хватит, хватит, прибежали,

Потянулись, подышали.

Руки вверх, руки вниз,

На носочки потянись.

Руки ставим на бочок,

На носочках скок, скок, скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли пятки.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс наклонились.

Дети стоят возле стульчиков, следят глазами за снежинкой.

Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Продуктивная деятельность:

1.Пальчиковая гимнастика

1 мин

1 мин

Физическое развитие

  Воспитатель. Скажите мне: воздух зимой  и летом на улице одинаковый?(ответы детей) Зимой он какой?(ответы детей) А летом?(ответы детей) А зимой на улице и в комнате воздух одинаковый?(ответы детей) На улице он какой? (ответы детей) А в комнате?(ответы детей)  Ребята, а  температуру воздуха можно измерить?(ответы детей)  А как называется этот прибор? (термометр). Вот мы с вами сейчас и будем делать термометры.

Дети стоят в кругу.

Дети проходят за столы, садятся на стульчики.

ШАРИК

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук — в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Дети выполняют инструкцию.

2.  Изготовление термометра

5 мин

Этапы работы:

 

Дети выполняют инструкцию.

Заключительная часть.

2 мин

Воспитатель. Так для чего нам нужен термометр? (ответы детей)

Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? (ответы детей)

Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей)

А что-нибудь еще хотели бы узнать что-то интересное про воздух? (ответы детей)

И я бы тоже хотела. Давайте вы  сегодня расскажете родителям, чем мы занимались, узнаете у них что-нибудь новенькое, а завтра мне расскажете. Договорились?

Литература:

         4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь!  – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009

          5. Сайт http. \\ viki. rdf. ru\


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лаборатория

Слайд 2

На Луне

Слайд 3

Кларнет

Слайд 4

Саксофон

Слайд 5

Свирель

Слайд 6

Тромбон

Слайд 7

Игры

Слайд 8

Где работает воздух?

Слайд 9

Воздух – среда обитания живых существ

Слайд 10

Растения – «легкие» Земли.

Слайд 11

Кто дышит кислородом

Слайд 12

Помни!

Слайд 13

В каком городе вы хотите жить?

Слайд 14

Давайте с вами беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею пожары и дым, В обиду ее не дадим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» в средней группе

laquo;Фруктовая лаборатория. Интересный апельсин» — конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группеСовременные образовательные технологии:- Пальчиковая гимнастика- ...

Конспект экспериментальной деятельности "Снежная лаборатория"

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( льда) и соли.Задачи:развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать вывод, развивать творческое...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Фруктовая лаборатория»

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делат...

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория звуков» для детей подготовительной группы

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих цел...

Открытая ООД по опытно-экспериментальной деятельности «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы.

ООД по опытно-экспериментальной деятельности  «Непоседливая Лаборатория Звуков» для детей подготовительной группы. Занятие направленное на изчение мира вокруг нас, в данном случае на ...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...