Картотека игр по экологическому воспитанию
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Мокина Елена Валентиновна

представленны игры для средней, старшей и подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_ekologii.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста

№ 1 Кто чем питается?

 Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

 Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

№ 2 Что сначала - что потом?

 Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

№ 3 «Кто в домике живет?»

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить

подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных,

сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит

домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто

в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!»,

«Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает,

кто живет в домике.

№ 4 Игра «Отгадай кто это?»

 Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

 Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

№ 5 Игра «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

 Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

№ 6 Игра «Найди, что покажу

Задачи:. Найти предмет по сходству. Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

 Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

№ 7 Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных

явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с

различной окраской, шишки, можно гербарий из

цветущих растений и т.п. в зависимости от времени

года. Детям надо назвать время года, когда бывают

такие листья, ветки, цветы.

№ 8  Игра «Это когда?»

 Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

 Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

№ 9  Игра «Когда это бывает?»

 Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

 Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

№ 10 «Ухаживаем за растениями»

 Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

№ 11 "Кто где зимует? ", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

№ 12  "Чей это домик", "Кто чей? ".

 Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.

№ 13 «Один – много»

Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое

мышление

Цыпленок – цыплята

Курица - ….

Индюк - ….

Гусь - ….

Утенок - ….

Гусенок - …

№ 14  «Кто как разговаривает»

 Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … . Петух …. ) - …. Курица) - … .

№ 15 Игра с мячом «Я знаю…»

Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

№ 16 «Угадай, что в руке»

 Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

№ 17«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду

или в огороде. Развивать у детей память, внимание.

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты.

Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети

обобщают предметы одним словом, определяют место

произрастания овощей и фруктов.

№ 18 «Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

№ 20 «Времена года»

 Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

№ 21 Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так да

Экологических игр для старшей группы

Игра «Живое -неживое»

Цель: закрепить представление у детей об основных признаках живой природы.

Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы, мяч.

Ход игры: а. Дошкольникам предлагается картинки с изображением природы, их необходимо разделить на две группы и мотивировать свои действия.

б. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и называет живой или неживой объект природы. Ребенок, поймав мяч должен ответить: «живое» или «неживое». Дети, которые, ошиблись выходят из игры.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: учить детей классифицировать объекты природы и обосновывать свои действия.

Материал: 7 карточек, разделенных на 4 квадрата, с изображением объектов природы и 7 мелких белых карточек.

1 карточка: ромашка, василек, береза, колокольчик

2 карточка: ель, мак, кот, река

3 карточка: снег, камень, облако, птица

4 карточка, заяц, еж, лиса, рыба

5 карточка: сова, мышь, колос, черепаха

6 карточка: дерево, птица, солнце, человек

7 карточка: река, облако. Песок, камыш

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки и закрыть белым квадратом ту картинку, которая является «лишней», обосновать свои действия.

Игра «Пищевые цепочки»

Цель: закрепить представления у дошкольников о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы. Оборудование: несколько бечевок.

Ход игры: детям предлагается назвать объект природы. С помощью наводящих вопросов воспитателя дети называют представителей природного мира от которых зависит жизнь данного объекта. Всем участникам присваивается определенное «имя» названных ими объектов природы. С помощью бечевок они объединяются в экосистему. Извлечение одного из «объектов природы» сопровождается рывком за бечевку, который передается по кругу.

Игра «Кто кому нужен?»

Цель: та же, что в третьей игре.

Оборудование: карточки с изображением объектов живой и неживой природы.

Ход игры: детям предлагается следующая ситуация: «Представьте себе, что на Земле ничего нет. И вдруг появились птицы (или другие живые существа). Смогут ли они жить на такой Земле? Что необходимо им для жизни?» Составление дошкольниками цепочки зависимостей.

Игра «Органы чувств»

Цель: показать дошкольникам взаимосвязь работы органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слуха, вкуса)

Материал: яблоко, лук, погремушка, мыло

Ход игры: среди играющих распределяются роли органов чувств и выбирается ведущий, который выполняет роль мозга, он выходит из групповой комнаты. Детям показывается предмет, обследуя который, они должны сообщить ведущему только ту информацию, за которую они «отвечают».

Игра «Вершки и корешки»

Словесная игра.

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле)

Материал: мяч.

Ход: Уточнить с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешком, а съедобный плод на стебле – вершком». Воспитатель называет овощ, бросает мяч ребенку. Ребенок должен ответит, что в нем съедобно: вершок или корешок.

Усложнение: Воспитатель говорит: «Вершки», а дети называют овощи у которых съедобны вершки.

Игра «Живая или неживая природа»

Цель: упражнять детей в классификации объектов живой и неживой природы.

Воспитатель называет объект живой или неживой природы. Если назван объект живой природы, дети двигаются. (Например, названо дерево – дети поднимают руки, «растут», Если животное – прыгают и т.д. Если назван объект неживой природы – дети замирают на месте.

Игра «Знаешь ли ты…»

Цель: классифицировать объекты живой природы, закреплять знание моделей.

Ход: У детей игровые поля с изображением в первом ряду модели зверей, во втором ряду –птиц, в третьем – рыб, в четвертом – насекомых. Воспитатель говорит: «Птица». Дети из предложенного набора карточек должны выбрать и положить на соответствующую строку изображение любой птицы, затем зверей и т.д. Выигрывает выложивший больше фишек

Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Воспитатель называет обобщающее слово, а дети- слова, относящиеся к данному значению.

Воспитатель: Насекомые – это…

Дети: …муха, комар…

Воспитатель: Рыбы – это…

Игра «Кто скорее соберет»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты.

Материал: две корзинки, на одной модель «огород», на другой – «сад»; карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход: Выбирают две команды по два человека – чья команда быстрее соберет свой урожай. В корзину, где изображена модель «сад» - собираем фрукты; где модель «огород» - овощи. Та команда, которая первой соберет урожай, поднимает корзину, (надо проверить, не ошиблись ли дети, не попал ли в корзину не тот овощ или фрукт.)

Игра: «Опиши, а я отгадаю»

Цель: учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.

Правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы четко и определенно.

Ход: на столе за ширмой разложены овощи и фрукты. Воспитателю они не видны.

Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». Вопросы задаются в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» и т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать быстроту реакции.

Ход: Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают.

В: У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?

Д: Цветные, не прозрачные.

В: Ворона каркает, а сорока?

Д: Сорока стрекочет.

В: Петух кукарекает, а курица?

Д: Курица кудахчет.

В: У коровы теленок, а у овцы?

Д: У овцы ягненок

В: У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Д: У бельчонка мама белка.

Игра «Раньше-позже»

Цель: развивать логическое мышление.

Задание №1. На предложенных к рассмотрению картинках изображены цветы. Нужно указать картинку с изображением цветов, посаженных раньше других (четыре картинки).

Задание№2. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с изображением четырех стадий роста луковицы. Нужно показать картинку, где луковицы посажены позже других.

Задание№3. к рассмотрению предлагаются четыре картинки, на которых показаны разные стадии роста моркови. Нужно показать картинку, где морковь посажена раньше.

Задание №4. К рассмотрению предлагаются четыре картинки с четырьмя стадиями роста репы. Нужно показать картинку, где репа посажена позже.

Игра «Третий лишний»

Цель: развивать логическое мышление, уметь вычленять лишнее.

Ход: на карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка; две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить, кто лишний.

Усложнение: игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

Ход: Перед ребенком выложить четыре картинки с изображением предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Определив лишнюю, т.е. не подходящую к остальным картинку, ребенок получает фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб и земляника; огурец, репа, морковь и заяц и т. д.

Можно подсказать правильный ответ: «Огурец, репа и морковка – овощи, они растут на огороде. А заяц - не овощ, поэтому его надо убрать».

Игра «Что сажают в огороде»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления.

Ход: воспитатель называет разные предметы, если называют то, что сажают в огороде, то вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, дети говорят «Нет».

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь - людей насмешишь. Будь внимателен!»

Игра «Букет»

Цель закрепить место произрастания растений.

Ход: На столе наборы изображений лесных, полевых, садовых и комнатных растений. Участники игры получают задание собрать букет, но каждый собирает цветы строго определенного места обитания. Например, только лесные.

Игра «Бывает - не бывает»

Цель: закрепить знание сезонных явлений природы.

Ход: Играющие встают в круг, ведущий посередине. Ведущий называет время года, например, осень, затем называет явление природы, например, иней, и бросает мяч. Ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу. Кто ошибся - выбывает из игры.

Игра «Так или не так»

Цель: развивать логическое внимание.

Ход: Игра требует богатого воображения и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он отвечает правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Чередуются реальные и нереальные варианты, например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле каша варится», «кошка по крыше гуляет», «собака по крыше гуляет», «лодка по небу плывет», «девочка рисует домик», «домик рисует девочку» и т. д. Можно использовать мяч : игрок бросает мяч, произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает.

Игра «Кто кем будет?»

Цель: закреплять знания детей о предмете в разные временные отрезки ( в настоящем будущем, бывшем).

Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?). При обсуждении, подчеркивается возможность нескольких вариантов.

Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариант этой игры – игра «Кем был?». Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком ), корова (теленком ), дуб (желудем ), рыба (икринкой ), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), хлеб (мукой), шкаф( доской), велосипед(железом), рубашка(тканью), ботинки(кожей), дом(кирпичом), сильный(слабым), и т. д.

Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову подбирается варианты ответов.

Игра «Кто летает, прыгает, плавает?»

Цель: классифицировать животных, насекомых, птиц, пресмыкающихся по принципу – летают, прыгают, плавают.

Ход: Приготовлены три цветных квадрата (треугольника, круга), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий. Выбирается три звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета Всем остальным раздаются картинки с изображением животных. По команде ведущего, дети у которых картинки с изображением тех, кто летают, собираются вокруг звеньевого, держащего, например красный квадрат, с изображением тех, кто прыгает, - вокруг звеньевого с зеленым квадратом; тех кто плавает – вокруг звеньевого с синим квадратом. Выигрывает то звено, которое быстрее выполнило задание.

Игра «Назови всех животных, которые…»

Цель: Формировать представления детей о таких понятиях, как «травоядные», «хищные», учить классифицировать животных по этим группам.

Ход: Вначале уточняется в беседе, чем питаются дикие звери, птицы. Воспитатель показывает картинку, а дети предлагают, куда ее надо отнести: к насекомоядным или к хищникам, и объясняют. почему.

Усложнение: найти всех животных, которые питаются частями растений, плодами, почками, корнями. Найдите всех животных, которые питаются другими животными.

Игра «Образование аналогий»

Цель: развивать у детей логически – понятийное мышление.

Ход: перед детьми раскладываются парные карточки, принцип связи которых дети должны сопоставить с одним из образцов на отдельном столе.

Например, образец, показанный воспитателем, - «овца –стадо».

Дети подбирают карточки: малина – ягоды, грядка – огород, капля – дождь и т. д.

В конце игры, когда карточки разложены, подвести итог каждой аналогии, объясняя взаимосвязь предметов.

Игра «Отвечай быстро»

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству); приучать их быстро думать и отвечать.

Ход: Воспитатель стоит в кругу, держа мяч в руках. Называет цвет, бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, относящийся к живой или неживой природы, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый»,- го) и бросает мяч ребенку. «Лист»,- отвечает ребенок и, сказав «голубой», бросает мяч другому игроку. «Небо»,- отвечает другой ребенок и говорит « желтый», бросая мяч следующему.

Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов, относящихся к живой природе, одинакового цвета много.

Игра «Природа и человек»

Цель: закрепить, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Ход: С детьми проводится беседа, в процессе которой уточняются знания детей о том, что окружающие нас предметы или созданы руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например: лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

Игра: «Рыбы – птицы- звери»

Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру

Ход: Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.

Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.

Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т.д.

Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.

Игры по экологии для подготовительной к школе группы

Игра «Посылка из деревни»

Цель: уточнять и обобщать представления детей о том, чем занимаются сельские труженики; воспитывать уважение к людям труда, учить бережно обращаться с продуктами питания.

Игровое задание: интересно рассказать о подарке; по описанию или вкусовым данным угадать, что это, кто это вырастил.

Правила игры: описать подарок как можно подробнее; узнать поболь-ше подарков.

Материал: колоски хлебных злаков, овощи, фрукты или их изображе-ния в виде картинок, поделок.

В детский сад пришла посылка. Кажется, её принёс человек, приехавший из деревни. Что в ней может быть?

Попросите детей догадаться. Потом откройте посылку. По очереди вы-нимая подарки, дети должны подробно описать их, рассказать, кто это вы-растил (хлебороб, овощевод, садовод). Потом они предлагают другим угадать вкус подарка.

Вариант: дети подробно рассказывают о подарке, дают другим попро-бовать его (кусочек, не целиком), вспоминают соответствующие загадки. Ре-бята должны отгадать, что это и при приготовлении каких блюд использует-ся.

Можно создать проблемные ситуации: на кухне не оказалось овощей и муки – без каких блюд останутся дети? В магазине купили лишь картофель (или капусту, или морковь) – что можно приготовить на завтрак, обед и т.д.?

Подвижная игра «Коты-рыболовы»

Цель: совершенствовать бег с препятствиями, лазание; закреплять уме-ние действовать по правилам соответственно выбранного образца, учит по-нимать критерии выигрыша, состязательные отношения; развивать ловкость, внимательность.

Правила игры: «рыбкам» бежать по отведенному месту после сигнала, стараясь не попасть в сети. «Коты» ловят, не касаясь рукой.

Два «кота» держат в руке верёвку, бегают по отведённому пространству и ловят «рыб» верёвкой, словно сетью. «Рыбки» стараются не попасть в сеть, перепрыгивают, подлезают под веревку. Начинается движение «рыб» после слов котов:

- Мы котята-хитрецы вмиг забросим сети,

Ничего вкуснее нет рыбки в целом свете.

Отдохнём на берегу, пусть журчит водица.

Будет нынче на обед славная ушица!

Игра «Найди листок, какой покажу»

Цель: учиться находить предметы по сходству; развивать внимание, ко-ординацию движений; расширять представления детей о растениях и их от-дельных частях.

Правила игры: бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.

Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отме-чают, чем они похожи, и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клён, дуб, ясень и др.).

Затем педагог поднимает, например, кленовый лист и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клёна, кружатся, а по команде воспитателя останав-ливаются.

Игра повторяется с разными листьями.

Игра «Какое время года»

Цель: учиться соотносить описание природы в стихах и прозе с опреде-лённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Правила игры: нужно отгадать время года по стихотворению; показы-вать карточку можно только после того, как дети правильно назвали время года.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных време-нах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает:

– Кто знает, когда это бывает? – и открывает карточку, читает текст. Де-ти отгадывают.

Загадки

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня…

(Зима)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня…

(Весна)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» – приглашаю.

И любите за это

Вы все меня.

Я …

(Лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И ёлочек. Я …

(Осень)

Игра «Соберём букет»

Цель: учиться находить предмет по сходству; развивать зрительное внимание, восприятие, быстроту мышления; расширять словарный запас.

Правила игры: играющие должны найти на своих больших картах те цветы, которые называет и показывает ведущий.

Ведущий раздаёт участникам игры большие карты-композиции, а ма-ленькие карточки перемешивает и складывает стопкой перед собой. Затем, вынимая из стопки по одной карточке, ведущий читает название цветка, по-казывает играющим карточку и говорит, например, так:

– Это гладиолус. Ребята, у кого гладиолус?

Ответить должен участник игры, у кого на большой карте есть этот цве-ток. Если ответ правильный, ведущий отдаёт карточку играющему, если нет – кладёт её вниз стопки.

Выигрывает тот, кто первым подберёт все цветы к букету на своей большой карте.

Детское лото

«Соседи по планете»

Цель: расширять представления о предметах и явлениях окружающего мира; пополнять активный словарь; развивать словесно-логическое мышле-ние, память, внимание.

Правила игры: в лото, состоящее из 6 карт и 48 фишек с изображения-ми животных, играют от 2-х до 6-ти человек.

Фишки складывают в мешочек. Затем ведущий вынимает их по одной и называет животное, изображённое на фишке. Играющий, у которого на карте изображено это животное, берёт фишку и закрывает ею соответствующую клеточку на карте.

Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека игр по экологическому воспитанию

Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников....

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников

Картотека содержит настольно-печатные, словесные и подвижные игры экологического содержания для детей разных возрастных групп....

Картотека игр по экологическому воспитанию

В данной презентации представлены дидактические игры по экологическому воспитанию дошкольников...