Статья "Экологическая сказка как средство воспитания основ гуманитарно-экологической культуры"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Ковбаса Оксана Юрьевна

Проблема взаимодействия человека с природой в современном мире занимает одну из лидирующих позиций. И, чтобы сохранить все богатства природы, необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Это должно начинаться с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их беречь и любить её, можно использовать множество разных методов, но наиболее интересный и доступный для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, экологические сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_may_2019.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана Викторовна Еркина,

воспитатель;

Оксана Юрьевна Ковбаса,

воспитатель;

Татьяна Павловна Косинова,

воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 149 «Ёлочка»,

г. Тольятти, Самарская область

Е-mail: Oksa3517@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВ ГУМАНИТАРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Проблема взаимодействия человека с природой в современном мире занимает одну из лидирующих позиций. И, чтобы сохранить все богатства природы, необходимо воспитывать экологическую культуру наших детей. Это должно начинаться с раннего детства. Чтобы привить детям интерес к природе, научить их беречь и любить её, можно использовать множество разных методов, но наиболее интересный и доступный для детей старшего дошкольного возраста, а значит и самый действенный, экологические сказки.

Ключевые слова: сказкотерапия, экологическая культура, сочинительство, речевое творчество, экологическое воспитание. 

Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.  В самом деле, сказка в жизни ребёнка не только развлекает его, она ненавязчиво воспитывает, знакомит его с окружающим миром, добром и злом, являясь универсальным учителем. Сказка знакомит ребёнка с миром литературы, в увлекательной форме и доступными для ребёнка словами показывает окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, и в самое короткое время может показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Другими словами, сказка учит жить. В настоящее время в практике педагогической работы широко применяется метод сказкотерапии, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания и взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системы взаимоотношений в нём; процесс образования связи между  сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказка оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника, а также помогает педагогу сделать процесс обучения привлекательным, интересным и творческим. На занятиях по сказкотерапии дети  учатся составлять словесные рассказы, вследствие чего у них увеличивается словарный запас, а их внутренний мир становится интереснее и богаче.

В современном обществе актуальной является потребность в развитии экологической культуры детей, степень сформированности которой можно проследить через призму развития базисных характеристик личности старшего дошкольника. Актуальность использования сказок в экологическом воспитании детей дошкольного возраста связана также с  необходимостью изучения процесса понимания экологического содержания сказки, как одного из условий формирования у детей экологических знаний, умений и осознанно-правильного отношения к природе. При использовании сказок совершенствуется процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, формируется высокий уровень знаний о природе, который обеспечивает понимание детьми экологического содержания сказки.

Наш детский сад № 149 «Ёлочка» г. Тольятти с 24-часовым пребыванием детей работает по приоритетному гуманитарно-экологическому направлению. В своей практике при работе с детьми старшего возраста мы широко используем сочинение сказок экологического содержания. Для успешного процесса обучения творческому рассказыванию мы используем много интересных приёмов. Например, на начальном этапе происходит непосредственное знакомство со сказками экологического содержания, такими как: «Чей нос лучше» (В. В. Бианки), «Аленький цветочек» (С.Т. Аксаков), «Сказка про Козявочку» (Д.Н. Мамин-Сибиряк), «Крупеничка» (Н.Д. Телешов) и др.

В своей работе так же используем чтение сказок народов Поволжья с природоведческим сюжетом, такие как: татарская сказка «Шурале», чувашская сказка «Почему сосна и ель вечно зелёные», сказки Самарской Луки и др., которые так же способствуют развитию творческого воображения детей, приобщают дошкольников к фольклору народов Поволжья.

Детям подготовительной к школе группы предлагается сочинять маленькие сказки и рассказы,  красочно оформлять свои произведения или наоборот, сначала сделать рисунок, а затем придумать историю. Задача педагога в сочинении сказок заключается в направлении мыслей детей, объяснении логики построения сказочных произведений. Воспитатель в данном процессе является генератором идей, воодушевителем, определяет по необходимости тематику, даёт слова подсказки. Однако его роль со временем постепенно уменьшается, а роль маленьких учеников соответственно увеличивается. При сочинительстве следует избегать поучительности, назидательности и поощрять любые фантазии ребёнка.

Наш детский сада расположен в лесной зоне, что является большим плюсом, так как в практике работы традиционными являются экскурсии и прогулки в лес. Экскурсии в лес дают ребёнку возможность общаться с природой, получать положительные эмоции и впечатления, которые он может воплотить в сказочную историю или рассказ. Непосредственное общение с природой вызывает у ребёнка желание поделиться своими переживаниями, новыми знаниями и эмоциями. Во время общения с объектами природы воспитатели часто используют приём эмпатии, когда детям предлагается превратиться, например, в деревья, камни, животных, капли воды и поделиться своими ощущениями, рассказать, как они себя чувствуют в том или ином образе, в той или иной ситуации. Этот приём помогает ребёнку лучше понять окружающий мир природы, пережить чувства героя его собственной сказки,  способствует зарождению новых сюжетов и идей.

Очень нравится детям и составление писем животным. Дошкольники «переписываются» с животными по определённым правилам, воспринимая их равными себе, умеющими чувствовать и сопереживать.

Дети дошкольного возраста очень любят волшебные и таинственные сказки и с особым интересом и удовольствием участвуют в их сочинительстве. Ребёнок, попадая в  этот волшебный таинственный мир, узнаёт все тайны, чудеса, превращения растительного мира, мира животных, узнаёт о временах года, знакомится с сезонными изменениями в природе. Также интересно и совместное сочинение сказок, которое мы так же используем в практике своей работы. Здесь каждый ребёнок сочиняет одно или два предложения, связанные по сюжету с предыдущим, придуманным другим ребёнком. Коллективное сочинение экологических сказок способствует развитию речевого творчества, появлению общих интересов и целей, сплочению детского коллектива.

Одним из важных и результативных приёмов в сочинении экологической сказки является обыгрывание наиболее интересных для детей эпизодов. Становясь участниками и героями собственных сказок, дошкольники в режиме импровизации создают сценическое действо, в котором одновременно являются авторами, исполнителями и свидетелями того, как придумываются сюжет, образы. В таких играх-импровизациях раскрывается творческий потенциал ребёнка, происходит «вживление» в роль, способствующее лучшему осознанию мира природы, осуществляется сплочение детского коллектива.

К процессу сочинения экологических сказок привлекаются и родители старших дошкольников. Спокойная семейная обстановка способствует концентрация мысли, тщательному выбору речевых средств. Совместное речевое творчество детей и родителей способствует появлению общих интересов и увлечений. Задача воспитателя в этом случае состоит в том, чтобы объяснить родителям их роль в формировании экологического сознания и детского творчества.

Для детей, как начинающих авторов, важно, чтобы их сказки стали известными, поэтому в своей работе мы практикуем чтение детских произведений вслух – перед всей группой. Дети очень внимательно слушают друг друга. Каждую историю воспитатель записывание, не меняя ни одного слова.

На протяжении всего учебного года воспитателями ведётся сбор и хранение детских рисунков и сочинений, а в конце оформляется книжка творческих работ ребёнка. К процессу создания книжек-самоделок так же привлекаются родители, которые участвуют в оформлении сказок, сочинённых вместе с детьми. В конце года проводится общая выставка по обмену опытом. Всё это может послужить стимулом для дальнейшего творчества начинающих авторов.

Сочинение сказок о живущем на соседнем дереве скворце или растущей за окном берёзе, об обычной луже или одуванчике может изменить отношение ребёнка к окружающему миру, побудить посмотреть на него новым взглядом, поможет почувствовать взаимосвязь человека и окружающей среды. Через экологические сказки могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных её формах и проявлениях, выражать своё эмоциональное отношение к ней. Экологическая сказка учит ребёнка думать о последствиях своих поступков, воспитывает чувство причастности к благополучию в природе, ответственности за сохранение её богатства и красоты; расширяет экологический кругозор и познавательный интерес ребёнка дошкольника.

Список литературы:

  1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
  2. Использование элементов сказки в экологическом образовании детей / Экологическое образование в России: проблемы и практика. – М.: РАО. – 1995.- С.84-88.
  3. Рыжова Н.А.  Напиши  письмо  мартышке. (Письма животных)/Науч. ред. А. Захлебный. – М.: «Тобол», 1996. - 80 с.
  4. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс, 2002. – 192 с.
  5. Сказки и экологическое образование // Вестник АсЭкО. – 1995. - № 4 (8). – С. 3-10.

 

© С.В. Еркина, О.Ю. Ковбаса, Т.П. Косинова, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников

В статье раскрыта роль народных сказок в формировании патриотических чувств у дошкольников...

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Презентация «Музыкально-театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как одно из средств воспитания основ культуры питания»

Данная презентация предназначена для музыкальных руководителей детских садов. Представлена презентация опыта работы в направлении музыкально-валеологического воспитания детей в системе дошкольного обр...

консультация "Русские народные сказки как средство воспитания культуры речи дошкольников с ЗПР

У дошколников с задержкой психического развития отмечается незрелость внутриречевых механизмов. Образцы русской речи прдставлены в устном народном творчестве . Поэтому воспитание культуры речи  с...

Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников

Презентация "Дидактическая сказка как средство формирования основ речевой культуры дошкольников"...