Проект «Смоленский лен: от семечка до полотна»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ручкина Анна Александровна

Смоленская земля – наша Родина.  Нам дорога ее история, ее культура, природа, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно  развитие личности, ее духовное становление.

          Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Важно воспитывать у детей познавательное отношение к природе, желание узнавать о ней как можно больше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_semechka_-_do_polotna.docx61.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленскойобласти

Информационно – творческий проект

«Смоленский лен: от семечка до полотна»

Автор: воспитатель

Ручкина А.А.

2019 г.

Пояснительная записка

Вид проекта: творчески – информационный

Продолжительность проекта:  краткосрочный

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, специалисты, родители воспитанников

Актуальность

Как много может человек,

Когда он сердцем обращен к Отчизне.

                                                И для себя не представляет жизни

                                                 Без русских нив и величавых рек.

                                                                           ( А. Татьяничева)

           Смоленская земля – наша Родина.  Нам дорога ее история, ее культура, природа, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно  развитие личности, ее духовное становление.

          Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Важно воспитывать у детей познавательное отношение к природе, желание узнавать о ней как можно больше.

          Основной источник впечатлений детей дошкольного возраста – их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Знания детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев.

 Учитывая, что дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача педагога – пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля – наша Родина, формировать целостное восприятие о культуре и традициях  своего народа.

Знакомя детей с родным краем, педагог должен сам его хорошо знать и любить, выделять характерные для  своей местности объекты, о которых следует рассказать детям.

 Очень важно найти формы работы, интересные детям, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню их развития, которые  смогли  бы познакомить детей с природой родного края, ее богатством – смоленским льном.

        Проект «Смоленский лен – от зернышка до полотна» был разработан  после беседы с детьми на тему: «Что такое ткани?».Оказалось, что дети очень мало знают о том, откуда берутся ткани, как изготавливают нитки,а на вопрос -  знаете ли  вы что нитки можно получить из растений, дети пришли  в недоумение. Так возникла идея проекта, в ходе которого дети смогли бы познакомиться с выращиванием и обработкой льна, получения ниток и тканей.

Цель проекта:Помочь дошкольникам познакомиться с этапами выращивания и обработкой льна, выявить в процессе экспериментирования свойства льняных тканей, изучить культуру и традиции предыдущих поколений по выращиванию и обработке льна.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей элементарные представления о выращивании льна на Смоленщине
  2. Познакомить с этапами выращивания растения и его обработки
  3. Познакомить со свойствами льна и льняной ткани
  4. Формировать представления детей о полезных свойствах льна
  5. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки, познавательную активность, творческие способности.

Принципы проекта

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  3.  Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  4. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей
  5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Предполагаемый результат.

  1. Дети должны получить первичные представления о выращивании и обработке льна на Смоленщине. (льноводство)
  2. Различать понятия «лен – долгунец», лен – масличный»
  3. Уметь отличать льняную ткань от других видов тканей
  4. Иметь простейшие представления об обычаях и обрядах, связанных с обработкой льна.
  5. Умение видеть связь современной жизни с прошлым родного края.
  6. Появление у детей интереса к окружающему миру, умение делать открытия и удивляться им.
  7. Уметь логически рассуждать, обобщать, делать выводы.

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Знаем, что есть такое растение - лен

Как выращивают лен?

Как его обрабатывают, чтобы получить  льняные нитки?

Как получают льняную ткань?

Что можно сделать изо льна?

Прочитать в литературных источниках (рассказы, сказки, стихи)

Создать мини – музей в группе

Посмотреть видеоролики (процесс обработки льна)

Рассмотреть иллюстрации

Посетить музей льна

Исследовать свойства льна

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

- Постановка целей;

- определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической литературы для

 реализации проекта

- Ознакомление детей с художественной литературой;

-  беседы с детьми о выращивании льна;

- рассматривание картин и беседы по их содержанию;

- работа с родителями (разработка рекомендаций)

 - проведение развлечения « Наш смоленский лен»

- анализ  результатов проекта

- Подбор наглядно – дидактического материала;

- художественной литературы, репродукции картин;

музыкального материала;

- создание мультимедийных презентаций о выращивании льна, смоленском музее, о современном льноводстве;

- организация развивающей предметно - пространственной среды в группе

- Проведение ООД

- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

- опытно – экспериментальная деятельность

- организация мини музея льна

План работы

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

Подготовительный этап

1 неделя

Понедельник

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

2. Подбор методической литературы для реализации проекта

Воспитатели подготовительной к школе группы

Зам. заведующего по ВМР

Вторник

1.Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы;

Дидактических и подвижных игр, разработка бесед, подбор музыкального материала

2. Разработка рекомендаций для родителей

Воспитатели подготовительной к школе группы,

 специалисты

воспитатели

Среда

1.Подбор репродукций картин и плакатов на данную тематику

2. Анкетирование родителей воспитанников

Воспитатели подготовительной к школе группы

воспитпатели

Четверг

1.Организация развивающей  предметно – пространственной среды в группе

(размещение картин и плакатов, подбор материала для опытно – экспериментальной деятельности)

Воспитатели подготовительной к школе группы

воспитатели

Пятница

1.Создание  мини - музея льна

2. Создание мультемидийных презентаций о выращивании льна, о смоленском музее льна, о  Вяземском льнокомбинате

Воспитатели подготовительной к школе группы, специалисты, родители воспитанников

Зам. заведующего по ВМР

Основной этап

II-неделя

Понедельник

1-ая половина дня:

1. Беседа об истории льна.

2. Дидактическая игра «Где используют лён?»

2-ая половина дня:

1.Чтение художественной литературы. Сказка Г.Х.Андерсена «Лён».

2. Подвижная игра «А на горке лён растёт».

Воспитатели и дети

воспитатели

Вторник

1-ая половина дня:

1. Рассматривание картинок и иллюстраций о профессии пряха, ткачиха.

2. Беседа - рассуждения: «Какими качествами характера должна обладать пряха, ткачиха?».

2-ая половина дня:

1.Шутливый массаж  «Били лён».

Воспитатели и дети

воспитатели

Среда

1-ая половина дня:

1.Художественное слово: Заучивание стихотворений о льне.

2.Художественный труд: «Плетение коврика».

2-ая половина дня:

1.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Добывание масла из семечка льна».

2.Дидактическая игра: «Чем полезно льняное масло»?

Воспитатели и дети

воспитатели

Четверг

1-ая половина дня:

1.Художественный труд: «Куколка-оберег».  Изготовление кукол из льняных ниток.

2-ая половина дня:

1.Практическая работа: Экспериментальная деятельность. «Вытягивание ниточки из льняного волокна».

Воспитатели и дети

воспитатели

Пятница

1-ая половина дня:

1.Просмотр видеоролика             «О выращивании льна».

2-ая половина дня:

1.Смотр-конкурс поделок изо льна:  (волокно, пряжа, ткань, семена).

Родители и дети

воспитатели

III-неделя

Понедельник

1-ая половина дня:

1.Чтение художественной литературы. К.Д.Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2.Практическая работа: Экспериментальная деятельность.  «Посадка семян льна в уголке природы».

2-ая половина дня:

1.Художественное слово: «Загадки, пословицы и поговорки о льне».

Воспитатели и дети

воспитатели

Вторник

1-ая половина дня:

1.Экскурсия в краеведческий музей города Вязьма.

2-ая половина дня:

1. Рисование: «Льняное поле».

Воспитатели родители и дети

воспитатели

Среда

1-ая половина дня:

1.Ситуативная беседа: «Где используют льняную ткань, чем она отличается от других тканей»?

2.Игра-эксперимент «Найди льняную ткань на ощупь».

2-ая половина дня:

1.Просмотр видеоролика «Ремесло».

Воспитатели и дети

воспитатели

Четверг

1-ая половина дня:

1.Беседа с детьми о пользе льна.

2.Художественный труд: Составление коллажа «Полезный лён».

2-ая половина дня:

1.Просмотр диафильма по сказке К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Воспитатели родители и дети

воспитатели

Пятница

1-ая половина дня:

1.Посещение виртуального «Смоленского музея льна».

2.Конструирование из бумаги (оригами)

 «Рубашка с орнаментом».

2-ая половина дня:

1.Чтение художественной литературы.Рассказ И. Ивича «Тереблёный, мятый, треплёный».

2.Дидактическая игра: «Из какой ткани сшита одежда»?

Воспитатели и дети

воспитатели

IV-неделя

Понедельник

1-ая половина дня:

1.Художественно-эстетическое развитие: разучивание хороводной игры «Ленок».

2. Подвижная игра: «А на горке лён растёт».

2-ая половина дня:

1.Художественный труд: «Плетём поясок».

Воспитатели, специалисты и дети

специалисты

Вторник

1-ая половина дня:

1.Посещение виртуального «Льнокомбината».

2.Сюжетно-ролевая игра «Пряха».

2-ая половина дня:

1.Подвижная игра: «Кто быстрее смотает льняную ниточку»?

Воспитатели и дети

Среда

1-ая половина дня:

1.Беседа: «Какую пользу приносит человеку лён»?

2.Художественно-эстетическое развитие: разучивание русской народной песни «А мы сеяли, сеяли ленок».

2-ая половина дня:

1.Создание мини-музея льна

Воспитатели, специалисты, родители и дети

воспитатели

Четверг

1-ая половина дня:

1.Творческое рассказывание:

«О чём могут рассказать цветы льна»?

2-ая половина дня:

1.Аппликация: «Украсим льняную рубашку».

2. Игра « Где используется лен»

Воспитатели и дети

воспитатели

Пятница

1-ая половина дня:

1.Художественно-эстетическое развитие: разучивание песни «Наш ленок».

2.Практическая работа: Экспериментальная деятельность.

«Окрашивание льняных ниток».

2-ая половина дня:

1.Создание альбома тканей.

Воспитатели, специалисты, родители и дети

Специалисты

воспитатели

Заключительный этап

Проведение развлечения

« Наш смоленский лен»

Анализ  результатов проекта

Воспитатели подготовительной к школе группы, специалисты. Родители воспитанников

Зам. заведующего по ВМР

Список методической  литературы:

С.А. Болотова «Азбука Смоленского края», Смоленск, «Русич», 2004.

Л.В. Головкова, Т.БМ. Жарова, Т.В. Хоценовская « Край мой Смоленский», Смоленск,  СОИУУ,1995.

Л.А. Станькова Растим гражданина. Из опыта внедрения региональной программы «Край мой Смоленский» Смоленск, СОИУУ, 2000.

Д.И. Будаев  На земле Смоленской, Москва, Московский рабочий, 1997.

А.А.  Край мой Смоленский,  Смоленск,Смядынь, 1995.

В.И. Коровина  Край ты мой, родимый - М: Детская литература,1986.

Журнал «Обруч», №1 2013 г.

Н.А. Рыжова, Экологическое образование в детском саду. – М: Карапуз, 200.

Приложение

Пословицы про лён.

Спросите  детей, почему про лён так говорят?

  • Лён любит поклон.
  • Лён ручки любит.
  • Посеешь лён – пожнёшь золото.
  • Удастся лён – так шёлк. А не удастся лён – так зубами щёлк.
  • Чем лён дольше (т.е. длиннее) – тем доход больше.
  • Много льна – денег закрома.
  • Кто в лён одет – доживёт до ста лет.
  • Лён вымотает – лён и озолотит.
  • Мни лён доле, волокна буде боле.
  • Лён сажать - людям помогать.
  • Лён сажать - горя не видать.
  • Лён сажать - здоровья прибавлять.
  • Лён теребить - не ложкой воротить.
  • Снопы ставить в бабки- будут льна охапки.
  • Лён сажать - деньги жать.
  • Лён сажать - зря время не терять.  
  • Лён чесать - не волосы гладить
  • Тки холсты при лучине - не будет в доме кручины.
  • Коль холсты отбелишь детям - будут краше всех на свете

Загадки про лен

Из земли вырастаю - весь мир одеваю. (Лён)

Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. (Лён)

Били меня, колотили, во все чины производили, на престол с царем посадили (лен).

Свет-цветочек в сыру землю зашел, синю шапку нашел (лен).

Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел (лен).

Голову едят, тело бросают, а кожу носят (лен).

Малышок в сыру землю зашел, синю шапку, нашел (лен).

Русская народная песня весеннего обрядового цикла

 «А мы сеяли, сеяли ленок»

В хороводе изображаются движения – посев и обработка льна.

Изначально в традиции его исполняли только девочки, мальчики не участвовали.

  • Девочки становятся в две линии и напротив друг друга и ходят рядами.
  • На первые две строчки каждого куплета показывают движения согласно словам песни ( сеют, полют, рвут и т.д.).
  • На слова «чеботами приколачивали» пристукивают ногами и пляшут до слов «Мой белый кужалёк».
  • На слова припева «Лен мой, лен» одна из линий идет 4 шага вперед к другой линии,
  • На слова «Белый лен» эта линия делает 4 шага назад – возвращается на место.
  • На слова «Справа на горе» другая линия делает 4 шага вперед.
  • На слова «Слева на крутой» эта линия возвращается обратно.
  • На слова «Лен зеленой» все стоят не месте и как бы показывают рукамина лен.

Уж мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сея, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый куж(а)лёк,


Припев. Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой, лён мой зеляной.


А мы
пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.


Вот мы рвали, рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.


А мы стлали, стлали лён,
а мы стлали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.


А мы мочили, мочили лён,
а мы мочили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.


Мы сушили, сушили лён,
а мы сушили, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.


А мы мяли, мяли лён,
а мы мяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев повторяется: «Лен мой, лен» и т.д.


А мы трепали, трепали лён,
а мы трепали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.


А мы чесали, чесали лён,
а мы чесали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы пряли, пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,

Припев.
А мы ткали, ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты носися, носися, ленок,
ты носися, мой белый кужалёк,

Припев повторяется.

А мы шили, мы шили ленок.
А мы шили, приговаривали,
Чеботами приколачивали.
Вот удался, удался, ленок!
Вот удался мой белый кужалёк.

Припев.

Игра « А на горке лен растет»

Под горой река течёт.

А на горке лён растёт.

Наш смоленский,

Наш смоленский

Лён растёт.

Будем брать мы лён рукой

И вязать снопок большой.

Наш смоленский,

Наш смоленский

Сноп большой.

Сноп мы бросим на дорогу

И помнём его немного.

Мы ногами,

Мы ногами

Сноп помнём.

Мы получим волокно.

В речке вымочем его.

В речке, в речке, в речке

Вымочим его.

А потом холсты соткем.

И рубашки всем сошьём.

Мы рубашки,

Мы рубашки

Всем сошьем.

Хороводная игра Смоленской области « Ленок»

Играющие сдвигают стулья в круг, садятся и спрашивают ведущего

(изображающего бабушку)

-У бабушки у нашей супрядка была.

Что ты, бабушка нам прясть дашь?

-Старым старушкам шерсти клочок,

А красным молодцам белый ленок

-Кто сеял, кто веял белый ленок?

После этого все встают, начинают петь, показывая движениями действия, о

которых поется в песне.

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Белый, славный кужелек.

Уродись, наш ленок.

Тонок, долок и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой

Мы леночек рвали, жали,

Обрезали, в поле стлали

Во снопочки собирали.

А сушили-приговаривали,

Лапоточками приколачивали:

«Ты удайся, удайся, ленок,

Белый славный кужелек,

Ты удайся, удайся ленок,

Тонок, долог и высок.

Лен ленистый, волокнистый,

К шитью ниткой шелковистой

Вот удался. Удался ленок,

И мы пряли, пряли ленок,

Белый славный кужелек,

Вышивали дивный платок.

Игра «Где используют лён».

Воспитатель  показывает картинки, дети хлопают, если это может быть сделано изо льна.

   Игра "Кто быстрее смотает льняные нити на веретено?"

 Для этого потребуются: две палочки, яркий лоскуток и длинная лента. Концы ее следует прикрепить к палочкам, а середину отметить, пришив лоскуток. Двое участников конкурса, взявшись, каждый за отдельную палочку, растягивают ленту. Затем, по команде педагога, наматывая ленту на палочку, продвигаются; навстречу друг к другу. Тот, кто первым доберется до цветного лоскутка, - победитель.

Игра « Плетем поясок»

     Игра закрепляет полученную информацию, снимает утомление, развивает двигательную активность.
     Дети делятся на группы с нечетным количеством участников, например по пять человек. Педагог держит в руках пять разноцветных полосок ткани шириной два сантиметра, длиной один метр. Дети берут их за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив педагога. Ребенок, который является крайним справа, первым пробегает под двумя полосками ткани и становится в центре полукруга. Затем под двумя полосками ткани бежит крайний левый и становится рядом с первым ребенком Остальные дети отодвигаются от центра, занимая освободившиеся места. Движение происходит по схеме плетения косы из пяти нитей. Игра продолжается, пока не будет сплетен поясок.

Песня «Наш ленок»

Как наш ленок сеят, сеят.

Во сыру землю бросают.

Во сыру землю бросают-

Нежен ленок вырастает.


Нежен ленок вырастает,

Голубым цветом сияет.

Цветом моря, моря синего,

Цветом неба да лазурного.

Вот ленок-то наш созрел

И в коробочках поспел.


Стали лён-то теребить,

Колотить, сушить, крутить.
В бабки ставили потом,

Ткали сереньким холстом.


Зимой холстеньки белели,

Летом в травушке серели.
Как Смоленский наш ленок

Одевал всех, кого мог.

Нынче дело подзабыли,

Всех в шелка други срядили.

Надо вновь ленок растить,

Им поля все засадить.

Пусть он всех вновь одевает

И на выставках сверкает.

Шутливый массаж:«Били лён» 


Били лён, били (стучать кулачками по спине).
Топили, топили (растирать ладонями).
Колотили, колотили (похлопывать).
Мяли, мяли (разминать пальцами).
Трепали, трепали (трясти за плечи).
Белы скатерти ткали (чертить ребрами ладоней).
На столы накрывали (поглаживать ладонями).

 Сказка  «Лён»
Ганс Христиан Андерсен

Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

- Все говорят, что я уродился на славу! - сказал лён. - Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

- Да, да, да! - сказали колья изгороди, - Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, - вишь, какие мы сучковатые! И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь, 
Как уж песенке конец!

- Вовсе не конец! - сказал лён. - И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдет дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнем, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

- Не вечно же нам жить в свое удовольствие! - сказал лён. - Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали - да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

“Я ведь так долго был несказанно счастлив! - думал он во время этих мучений. - Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. 0х!”

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошел на этот кусок.

- Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везет! А колья-то все твердили: “Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!” Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всем околотке не найдется лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и. досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками - да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар... таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар!

- Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было мое назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но все же мы одно целое, мы - дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и белье износилось.

- Всему на свете бывает конец! - сказало оно. - Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное - невозможно!

И вот белье разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать... Ан, глядь - они превратились в тонкую белую бумагу!

- Нет, вот сюрприз так сюрприз! - сказала бумага. - Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, - так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

- Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! - говорила бумага. - И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю, счастье нести людям радость и знания! Я все ещё не могу придти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чем, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведет меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: “Ну, вот и песенке конец”, - тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвел прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и все, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

“Да, конечно, так дело-то будет вернее! - подумала исписанная бумага. - Это мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!”

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

- Ну, можно теперь и опочить на лаврах! - сказала бумага. - Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое - большой шаг вперед. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю - что непременно двинусь вперед! Всё на свете постоянно идет вперед, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обертку для масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель - это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел - ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

- Уф! - сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

- Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! - сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушного пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по черной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь, 
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:

- Песенка никогда не кончается - вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали, - не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям! 



К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь?» — «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке».

Задумалась Таня: никогда она не видала, чтобы рубашки в поле росли.
Недели через две покрылась полоска зелёною шелковистою травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!» Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке: «Славная у тебя рубашечка будет!»

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки,— подумала Таня,— но рубашечек таких я ни на ком  не видала».

Когда цветочки опали, то на месте их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдёргивали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать; а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху навалили, чтобы не всплыл.
Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали: «Славная у тебя, Таня, рубашечка будет!»

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны.

Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока он сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя рубашечка будет!» — опять сказали Тане сестры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку».
Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки! — думает Таня.— А где же рубашечка?»
Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидала, как из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые как снег рубашечки.

Из чего сделана одежда? Теребленый, мятый, трепаный

 (по рассказу А. Ивича). Для детей 6-10 лет.

1.Чем отличается лён от хлопка?

Попроси дома льняное полотенце или кусок холста. Вероятно, найдется. Натяни его и посмотри сквозь материю. Почти ничего не видно: ткань плотная, ровная, никаких просветов. А сквозь  хлопчатобумажную материю, которая сделана из хлопка, увидишь всю мебель в комнате. В ткани есть просветы: кое-где она поплотнее, кое-где пореже.

Что такое лен, ты знаешь: растение, как и хлопок. Оно не на юге растет, а на севере в умеренном климате. Лён не так капризен как хлопок. Солнца ему много не надо. Он может подождать, пока дождь пойдет, — не нужно ему подавать  воду на утренний завтрак.

2.Что такое луб, или из чего получаются волокна для льняных ниток?

Посеяли лён, выросли стебли с метёлками наверху. У тонкого стебелька льня строение такое же, как у ствола большого дерева: сверху – кора, а под корой – что? Луб!

Ты знаешь, что такое луб? Это самая мягкая и гибкая часть ствола. Из луба березы делают корзинки для грибов, из луба липы плели прежде лапти.

В льняном стебле луб состоит из крепких, длинных и очень тонких волокон. Из этих волокон и прядут нитки.

3. Как собирают семена льна?

Если хлеб сеешь – всё ясно: урожай надо снимать, когда зёрна, семена дозреют. А со льном нельзя ждать, пока созреют семена, — волокно загрубеет, и нити из него получатся плохие.

А как же без семян? Ведь тогда на следующий год сеять будет нечего! Да и не только для посева нужны льняные семена – из них выжимают масло.

Вот что придумали: собирают урожай льна прежде, чем семена созрели, а потом оставляют лён лежать недели на две в поле. За это время семена созреют, а волокно не испортится.

4.Как собирают волокна льна? Какие машины помогают людям в работе?

Рожь и пшеницу срезают. А лён выдёргивают из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился. Это называется «теребить лён». Руками теребить – работа долгая и нелёгкая. Сейчас у нас есть машины – льнотеребилки. Интересное название, правда? Почему они так называются? Потому что они помогают человеку – лён теребят!

Дальше нужно получить изо льна – «тресту» — «заготовку», которая похожа на солому. А уже из тресты нужно будет получить льняные волокна. Как же это делают?

Сначала стелют тереблёный лён в поле – на «стлище» (от слова «стелить», «стлать»). Семена дозревают. Но не только для этого кладут лён на стлище. Дело в том, что волокна луба очень крепко склеены между собой, а весь луб крепко склеен с древесиной, с внутренней частью стебля. Поэтому достать волокна стебля совсем не просто. Пока лён лежит в поле – в стебле вырастают крохотные грибки, которые разрушают клей. Они его размягчают. Но весь клей они не могут убрать.

Когда семена дозрели, лён молотят – выбивают из метёлок зёрна. А солому – стебли льна – опускают в речку или опять кладут в поле, под осенние дожди.

В мокрых стеблях заводятся живые существа – бактерии. Они такие крохотные, что их можно увидеть только под микроскопом. Эти бактерии питаются клеем, который скрепляет волокна. Пока лён мокнет, бактерии «съедают» весь клей.

Вот уже сколько работы было со льном: теребили его, стлали, молотили и мочили. Но это еще не всё!

Теперь лён надо высушить, а высушив разделить луб на волокна. Это делают в машине. Она мнет лён. Как ты думаешь, как она называется? (Попробуйте с ребенком придумать разные варианты, похвалите его за словотворчество, а затем скажите, как люди договорились называть эту машину. Ее называют «мялкой». Почему? Потому что она мнет лён). Льняную солому пропускают между круглыми валами. Луб в машине – мялке отделяется от коры и древесины.

А потом луб отправляют в другую машину, которая будет трепать лён. Спросите ребенка, как может называться такая машина. Да, она называется трепалка! Очень интересное и точное название! Трепать лён – это значит  выбивать ударами остатки древесины, клея из луба и разделять луб на отдельные волокна. Работа трепалки похожа на выбивание пыли из одежды.

Вот теперь тереблёный, мочёный, сушёный, мятый, трёпаный лен можно отправить на фабрику.

На фабрике будут прясть из волокон льна нитки, поэтому такая фабрика называется… как Вы думаете, как? Прядильная, потому что на ней прядут! На прядильной фабрике из тонких волокон льна скрутят нитки.

Затем на ткацкой фабрике из ниток соткут ткань. Изо льна делают не только ткани для одежды. Льняное волокно очень плотное, поэтому из него делают даже паруса!

А затем на швейной фабрике из ткани сошьют красивую одежду, постельное белье, занавески, скатерти, салфетки.

А из коротких льняных волокон, которые для пряжи не пригодились, сделают паклю. Для чего нужна пакля? Ей конопатят – затыкают  щели.

Из остатков стеблей льна, которую называют «костра» сделают топливо и бумагу. Кстати, именно от названия «костра» происходит название  месяца «октябрь» в некоторых языках (например, белорусском или литовском), ведь октябрь – это время обработки прядильных растений. В белорусском языке этот месяц называют «кастрычник».

Вот какой длинный путь проделывает лён от поля до магазина, в котором мы покупаем красивые льняные вещи. Поэтому и говорят, что рубашка в поле выросла!

Опытно – экспериментальная деятельность

1.Серия опытов по исследованию льняных тканей и нитей (льняная нить крепкая, ткань и нитки окрашиваются, впитывают влагу)

2.Посев льна – долгунца в уголке природы

3.  Получение нитки из волокна

4.  Получение  масла из семени льна

5.Найти льняную ткань на ощупь

Анкета для родителей

  1. Что такое лен?

______________________________________________________

  1. Что Вы знаете про лен – растение?

________________________________________________________

________________________________________________________

  1. Какие ткани Вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как получают льняные нитки?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как получают льняную ткань?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что Вы знаете о качестве льняной ткани?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что Вы знаете о пользе льна?

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приобрели бы Вы одежду из льна для своего ребенка?

___________________________________________________________

Конспект ООД

     Тема:"Сия прялка изрядна - хозяюшка обрядна".

     
Содержание. Знакомство детей с традиционными видами женского рукоделия - прядением и плетением.

     Занятие проводится в мини -музее льна, однако с равным успехом может быть воспроизведено и в игровой комнате детского сада при условии наполнения ее необходимым материалом (прялка, веретено, волокнистые растения, вата, шерсть, нити, карандаши).
Словарная работа:
вышивка, плетение, прядение, пряслице, свивать, шитье

Вступление

     
Педагог. Здравствуйте, дети. Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?
     Обобщая ответы детей, педагог называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

     
Педагог. Это - древнейшие и очень нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству девочки с шести-семи лет. И мы с вами сегодня будем учиться плести поясок в подарок любимой кукле.

 Знакомство с техникой прядения

     
Педагог. Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто и не знает, давно это было. Только заметил человек, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это и называется "прясть".
     Педагог разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

     
Педагог. Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось? Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна? Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с "катышами", рыхлые или тугие?
     Во время работы педагог обращает внимание ребят на то, что скручивать нужно только вытянутые нити, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

     
Педагог. Вот видите, что у нас получилось - и ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. На нижний надевали пряслице (глиняное или каменное колечко), чтобы лучше крутилось. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

     Педагог садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Дети наблюдают за его работой и слушают рассказ об устройстве прялки, о способах ее украшения, "посиделках", а также разгадывают загадки о прялке, веретене, процессе прядения, разучивают коротенькие стишки или песенку соответствующего содержания и так далее (в зависимости от подготовленности и реакции группы).

     
Педагог. Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой пальчик отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное - не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниточек можем напрясть.
     Педагог помогает детям освоить вращательное движение. Практические задания неизбежно вызывают затруднения (при "прядении" нити рвутся, при вращении "веретена" карандаши падают). Однако мы не ставим задачу научить ребенка прясть. Дети выполняют задание на операционном, а не на исполнительском уровне. Важно, чтобы они почувствовали, "пропустили" весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию, что вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

 Витье и плетение

     
Педагог. Итак, ниточку человек получил с помощью кручения - вращения веретена и свивания волокон. А потом он решил покрутить готовые ниточки, перевить их. Делимся на пары, получаем ниточки. Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины. У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули жгутик пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы! Как получился? Мы его свили. А теперь сплетем поясок из других ниточек так, как девочки косички плетут.
     Пока дети осваивают технику плетения, педагог рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа (обязательная часть костюма, атрибут свадебных обрядов, магическая защита человека, желанный подарок и т.д.). Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные, вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

 Проведение игры "Плетем поясок"

     Игра закрепляет полученную информацию, снимает утомление, развивает двигательную активность.
     Дети делятся на группы с нечетным количеством участников, например по пять человек. Педагог держит в руках пять разноцветных полосок ткани шириной два сантиметра, длиной один метр. Дети берут их за свободные концы, натягивают на уровень груди и становятся полукругом напротив педагога. Ребенок, который является крайним справа, первым пробегает под двумя полосками ткани и становится в центре полукруга. Затем под двумя полосками ткани бежит крайний левый и становится рядом с первым ребенком Остальные дети отодвигаются от центра, занимая освободившиеся места. Движение происходит по схеме плетения косы из пяти нитей. Игра продолжается, пока не будет сплетен поясок.

Заключение
     В этой части занятия дети получают на память "продукты" своего труда и домашнее задание: приготовить подарок для любимой куклы - сплести поясок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Всё начинается с семечка» Экологический образовательный проект с детьми в дошкольных организациях.

Цель:  Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-      Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;-...

Проект " Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям"

В рамках проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" мы совершили экскурсию по заповедной тропе Хвалынского национального парка, и познакомились с его обитателями - насекомы...

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"

Проект "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям" Тема: " Заповедной тропой Хвалынского парка"...

Отчет о реализации социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям". Тема "Насекомые Хвалынского парка"

Отчет о реализации социально-значимого проекта "Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям"...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»...

Отчет о проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста в рамках социально-значимого проекта «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» Тема проекта: «Заповедной тропой Хвалынского парка»

           В период с 29 ноября по 4 декабря 2021 г. воспитателем старшей группы Полькиной Татьяной Николаевной были организованы и проведены тематические мероприя...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)

Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...