Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кизян Александра Владимировна

Конспект подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему «Мир тканей»

Санкт-Петербург

Цель: развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования на примере тканей.

Задачи:

  • Расширить знания детей о некоторых видах ткани (хлопок, шелк, шерсть);
  • Формировать представления о качестве и свойствах ткани, способе ее изготовления, показать связь ее качества с назначением вещи;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей;
  • Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умения сотрудничать.

Материал: картинки с одеждой, одежда из разных тканей, образцы ткани (хлопка, шерсти, шелка), нитки, кусочки ваты, марля, емкости с водой, ножницы, магниты, буквы.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Дидактические игры: «Одень куклу», «Постирай бельё по цвету», «Кто что носит», «Чего не хватает для прогулки».

Словарная работа: фактура, хлопок, шелк, лён.

Ход занятия:

Дети заходят в группу. На столе стоит ящик (с тканями и нитками).

Воспитатель: - Ребята, вы знаете что это?

Дети: (Ткань и нитки)

Воспитатель: - А что такое ткань?

(Полотно из нитей, сделанное на ткацком станке.)

Воспитатель: - Из чего она состоит?

(Состоит из ниток, которые переплетаются друг с другом.)

Воспитатель: - А как нам убедиться в том, что ткань состоит из ниток? (На примере марли. Посмотреть под лупой. Лупа – это увеличительное стекло. Через неё можно увидеть то, что без увеличения не видно.)

Воспитатель: - Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая бывает ткань, и из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где лежат кусочки ткани). Вы видите сколько много ниточек переплетено в маленьком кусочке ткани? Настоящее волшебство. Кто же их переплел? Ткацкий станок-вот кто! Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся? Возьмите кусочек ваты, намочите ее и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось? Появилась нить! Не очень ровная, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и когда ты их сжал пальцами, да еще и скрутил, они сцепились своими ворсинками – вот и получилась нить. В старину нить тоже скручивали пальцами. И наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные. У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток?

Дети: (Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно).

Воспитатель: - А делают такую ткань из шерсти животных. Какие животные дают шерсть?

Дети: (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки)

Воспитатель: - В определенное время их стригут. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи. Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она?

Дети: (Плотная, толстая, пушистая, теплая.)

Воспитатель: - Как называется ткань, которую делают из шерсти? (Ответы детей.)

Воспитатель: - Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок. Хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой будто – кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и увезут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити. Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты. А вот шелковую нить людям прясть не надо – ее прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Вы когда-нибудь видели паука в паутине?

Дети: (да)

Воспитатель: - Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает тоненькую нить и опутывает себя «с головы до ног». Получается шелковый кокон. А люди тут как тут: разматывают кокон (да не один, а миллионы, перематывают нить на катушки и везут прямо на ткацкую фабрику. Найдите у себя на столе шелковую ткань, возьмите ее в руки, какая она?

Дети: (Гладкая, мягкая, приятная).

Физкультминутка

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда.

Мы ее не берегли.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили.

Пятна тщательно потрем

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

А пока одежда сушится.

Мы попрыгаем, покружимся.

Воспитатель: - Молодцы! Давайте, определим, а какие свойства имеет ткань?

Экспериментальная деятельность:

Опыт №1

Ткань и магнит. Приложить ткань к магниту и определить, что произойдет.

Вывод: ткань не магнитится.

Опыт №2

Согнуть ткань пополам и сравнить, затем разгладить.

Вывод: ткань сгибается, мнется, но ее можно разгладить.

Опыт №3

Ткань и вода. Намочить ткань.

Вывод: ткань намокает, но не расползается.

Попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия.

Вывод: ткань тяжело рвется

Опыт №4

Ткань и ножницы. Разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, на сколько легко работать ножницами.

Вывод: ткань легко режется

Воспитатель: - Вот видите, как много свойств ткани мы сегодня узнали!

Дидактическая игра: «Собери слово»

Дети собирают слово «Хлопок» из букв.

 Рефлексия

Воспитатель: - Что мы сегодня делали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Что нового узнали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Что вам больше всего понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Чем похожи и чем отличаются эти ткани?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Из какой ткани лучше шить летнюю одежду?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Из какой ткани шьют теплые вещи?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"

Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию на тему: Квест-игра «Путешествие в страну здорового и вкусного питания»

Данная разработка направлена на формирование у детей представления о правильном питании, как основе здорового образа жизни, через увлекательную квест-игру....

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием развивающих технологий на тему «Волшебница зима»

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием развивающих технологий на тему «Волшебница зима»...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий на тему «Гуси-лебеди»...

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»

Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию с использованием игровых технологий на тему «Путешествие в королевство математики»...

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»

Конспект образовательной деятельности детей средней группы по речевому развитию с использованием исследовательской технологии на тему «Волшебница зима»...