Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дыдыкина Ирина Васильевна

В статье  раскрывается понятие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ,Определяются цели, задачи исследовательской деятельности,фомы организации, методы и приемы работы педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность   в детском саду.

Каждый ребенок по своей природе - первооткрыватель, который стремится к новым впечатлениям и открытиям, с удовольствием исследует окружающий мир и экспериментирует.

 Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который основывается  на исследовательской активности ребенка. При этом  исследовательская или поисковая активность дошкольника должна быть направлена на изучение объектов окружающего мира,  формулирование  причинно-следственных связей между явлениями и объектами окружающего мира, установление закономерностей, с последующим их упорядочением и систематизацией.

Познавательно-исследовательская деятельность  дошкольников проявляется в виде экспериментов  с предметами или  в виде  вопросов, которые они задают взрослому. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы  в процессе исследования каждый ребенок проводил собственные эксперименты. Он должен делать все манипуляции сам, а не быть только наблюдателем. Знания, полученные дошкольниками во время проведения исследований, опытов и экспериментов, запоминаются прочно и надолго.

Есть мнение, что чем разнообразнее и насыщеннее познавательно- исследовательская деятельность  у дошкольников, чем больше новой информации они получают, тем быстрее и полноценнее развиваются. Задача педагога - стимулировать и поощрять эту исследовательскую активность, помочь детям сохранить   и развить  ее, как основу  важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. На этом основано активное применение   экспериментирования в практике работы детских дошкольных учреждений.

Цель и задачи

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ является  развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. 

Посредством наблюдения, слушания, осязания дошкольники определяют качества и свойства предметов окружающего мира , пробуют устанавливать причинно-следственные связи, дают объяснение увиденному или услышанному , обобщают и систематизируют накапливаемые знания. Возможность получить информацию самостоятельно дает возможность  детям ощутить радость открытия.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.); 
  • развитие мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация,
  • развитие ориентировки во времени и пространстве, установление причинно-следственных связей;
  • создание положительного отношения  к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности и выявление интересов ребенка.
  • Развитие творческих задатков и воображения.
  • формирование и совершенствование умения использовать в  работе с различные инструменты, накопление опыта  взаимодействия с различными предметами и веществами, развитие мелкой моторики.

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме. При этом каждый воспитанник участвует в процессе исследования. В  ход  занятия включаются игровые моменты и физкультминутки, соблюдается временной план деятельности. Само  занятие имеет определенную структуру: постановка проблемы, основная часть и подведение итогов.
  • Подгрупповая. Для проведения исследовательской  работы педагог делит воспитанников на подгруппы. Эта форма выбирается педагогом в том случае, когда выводы по эксперименту предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования.
  • Индивидуальная. Педагог предлагает выполнить задание по исследованию одному ребенку, если его уровень знаний, умений и навыков отстает от общего в группе, если  у ребенка есть продолжительный и стойкий интерес к исследовательской деятельности, если есть возможность развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

  • Эвристический метод. В основе эвристических бесед  лежат вопросы-проблемы. В этом случае  педагог создает проблемную ситуацию, для поиска решения которой у воспитанников активизируются мыслительные способности. Это способствует развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков. Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
  • Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
  • Опыты и эксперименты.  Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников.  Производя несложные  опыты над предметами (стукнуть предметы друг о друга, попытаться разломить предмет или наоборот сложить из частей.), дошкольники приобретают и систематизируют знания о предметах окружающего мира  и  об их свойствах. Дети с удовольствием экспериментируют с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, семенами растений, бросовым материалом.              Этот метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, учит прогнозировать  и делать выводы.
  • Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную исследовательскую деятельность воспитанников , педагога и, возможно, родителей. Для достижении  основной цели проекта активизируются  не только мыслительные, но и  творческие , а зачастую и организаторские способности воспитанников. Под руководством педагога  дети самостоятельно планируют ход наблюдений и экспериментов, педагог лишь направляет действия дошкольников, если возникает необходимость.
  • ТРИЗ-технологии. Суть ТРИЗ-технологии (Теория решения изобретательских задач) — в побуждении ребёнка к самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса: «Паровоз не едет? Подумай, что случилось. Отвалилось колесо, как ты думаешь, как  можно починить неисправность?» В детском саду ТРИЗ-технологии используются в качестве  игровых заданий: «У Пятачка потерялся зонтик, как ему дойти до Винни- Пуха, если на улице дождь?». Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий по исследовательской деятельности в ДОУ зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

В середине занятия необходимо провести  физкультминутку или подвижную игру для  профилактики переутомления.

Материалы  и оборудование для проведения экспериментирования в ДОУ

В мини-лаборатории в ДОУ необходимо иметь  следующие  материалы и оборудование:

–инструменты и приборы: увеличительные стекла, зеркала, весы, песочные часы, компас, магниты, фонарик, микроскоп, свечи, термометр, рулетка, линейки, мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки, пипетки, шприцы пластиковые (без игл), резиновые груши разного размера, пластиковые, резиновые трубочки, деревянные палочки, лопаточки, шпатели, пластиковые контейнеры, фартуки, щетки, совки, лопатки, грабли, лейки ; различные сосуды из разнообразных материалов (пластмасса, стекло, металл), прозрачные и непрозрачные емкости разного объема и формы, цветные прозрачные стеклышки;

–природный материал: камни, почва, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, каштаны, желуди, кора деревьев, веточки, спилы  и листья деревьев, разные крупы и бобовые растения, тополиный пух, мох, различные семена, скорлупки орехов, мел;

–бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, кусочки различной ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина;

– муляжи овощей и фруктов, модели животных;

–пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.

– растворимые вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель).

– схемы этапов работы,  (для самостоятельной исследовательской деятельности).  

–  брошюры с оформленными в таблицы выводами по изученным темам.            

–правила безопасности жизнедеятельности детей во время проведения опытов (в символах).

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  делать выводы и выявлять  закономерности стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются знания и  умения, развиваются творческие  способности, в ходе наблюдений и экспериментов детям  приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, укрепляется вера в себя, свои возможности.

Путей развития творческого потенциала ребенка  существует много, но исследовательская деятельность- один из самых эффективных. Если маленький исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».

Ø  Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным  Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка.    На протяже...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?...

Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)

СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...

Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности

Как  организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии....