План-конспект сюжетно-ролевой игры «Маленькие энтомологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ефимчук Галина Ивановна

         Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера  и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира.

         В жизни, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

         Насекомые - самые первые и постоянные обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду. Они привлекательны, малозаметны, разнообразны. Знания детей о них очень скудны, а их влияние на нашу жизнь огромно. И почему бы параллельно с изучением насекомых не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «энтомолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии насекомых и их влиянием на нашу жизнь.

         Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о насекомых в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Мир природы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_syuzhetnoy_igry_malenkie_entomologi.docx26.86 КБ

Предварительный просмотр:

 План-конспект сюжетно-ролевой игры

«Маленькие энтомологи»

Автор-разработчик:

Ефимчук Галина Ивановна,

воспитатель 1 кв.категории

МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»

         Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера  и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира.

         В жизни, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.

         Насекомые - самые первые и постоянные обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду. Они привлекательны, малозаметны, разнообразны. Знания детей о них очень скудны, а их влияние на нашу жизнь огромно. И почему бы параллельно с изучением насекомых не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «энтомолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии насекомых и их влиянием на нашу жизнь.

         Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о насекомых в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Мир природы».

Цель: создание условий, способствующих формированию у детей представления о профессиональной деятельности энтомолога.

Задачи:

- формировать умение реализовывать и развивать сюжет игры;

- познакомить детей с профессией энтомолога;

- пополнить словарь (энтомолог, поход, карта, маршрут, компас, красная книга, привал);

- закреплять умение  обследовать  объект, уметь его описать и выделять  его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие  выводы

- устанавливать причинно-следственные связи и умозаключения о питании насекомых, способах их передвижения и защиты от врагов, опираясь на особенности строения их тела и окраски;

- поддерживать стремление  детей по-своему обустраивать  игру, самостоятельно  подбирать оборудование;

- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, доброжелательные отношения  между  сверстниками, умение  считаться  с интересами  и мнением  товарищей по игре.

Результаты самостоятельной и совместной продуктивной деятельности

по наполнению игрового уголка

- игры: многоуровневый пазл  «Рождение бабочки», шашки «Насекомые», «Крестики-нолики» (насекомые), «Моталочка»;

- дидактические пособия и оборудование: «Красная книга Челябинской области» (раздел «Насекомые»), фотоальбом насекомых Челябинска, макет муравейника, пасеки, цветочного города; звуковая студия жужжания, халаты для проведения исследований, карта маршрута, фотоаппарат, медицинская аптечка,  микроскопы, лупы, коллекция насекомых (муляжи и насекомые, сделанные своими руками из природного и бросового материала), сачок.

Прогнозируемый результат:

- умеют развивать сюжет игры, договариваться в ходе игры, развивать диалог;

- имеют представления о мире насекомых и профессии «энтомолога»;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним;

- пополнен уголок играми и пособиями.

Предварительная работа:

- беседы: «Какие бывают насекомые», «Насекомые. Какие они?», «Опасные насекомые», «Таинственные мир насекомых», «Кто такие насекомые?», «Красная книга Челябинской области»;

- наблюдения за насекомыми на прогулках;

- экскурсия в краеведческий музей и по территории детского сада;

- дидактические игры: «У кого что есть?», «Найди различия и сходства», «Узнай насекомое», «Лото», «Насекомые на лугу», «Закончи предложение», «Вредное, не вредное насекомое»;

- подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара»;

- конструирование «Пасека» (конструктор), «Цветочный город» (поделки из бросового и природного материала);

- чтение художественной литературы: басня И.Крылова «Стрекоза и муравей», чтение отрывков из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с музыкальным сопровождением из оперы Римского-Корсакова  (полет шмеля, комара, мухи), В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; загадки о насекомых; рассматривание энциклопедий;

- инсценировка сказки К.Чуковского  «Муха-Цокотуха»;

- изготовление совместно с детьми и родителями атрибутов для игр.

игровые роли:

оборудование

игровые действия:

начальник экспедиции

Карта маршрута, халат

организует экспедицию, разрабатывает маршрут похода, указывает место на карте с отметкой пункта назначения, задает маршрут пути. Рассказывает об оборудовании, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения. Проводит научное собрание по итогам экспедиции

энтомологи

Лупы, халаты, микроскопы, контейнеры для сбора насекомых, фотоаппарат, сачок, журналы для записей

складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; складывают образцы в специальные контейнеры, делают фотосъёмку среды обитания. Ведут наблюдение за насекомыми, изучают строение, определяют их вред или пользу для человека, составляют коллекцию, ведут записи и зарисовки насекомых в журналах. Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу.

врач

Халат, медицинская аптечка

оказывает первую медицинскую помощь при укусах насекомых, следит за здоровьем участников экспедиции

повар

Котелок, предметы –заместители для оборудования костра, посуда (миска, ложки, кружки, половник)

организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу, собирает участников экспедиции у костра, раскладывает еду).

Линии развития сюжета:

1) организация экспедиции для исследования насекомых

2) обсуждение плана поиска по карте-схеме;

3) сбор оборудования для экспедиции;

4) прохождение маршрута;

5) исследование насекомых;

6) фотографирование, фото промежуточных исследований с зарисовками в журналах;

7) привал, прием пищи;

8) оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях (укусы насекомых);

9) сбор коллекции насекомых;

10) научное собрание, подведение итогов исследования (создание фотоальбома насекомых нашего города и Красная книга «Насекомые Челябинской области».

Сопутствующие сюжеты

«Лаборатория»

Роли: лаборанты, начальник лаборатории

Атрибуты: пробирки, чашки Петри, микроскопы, лупы, халаты, бейджи и т.п.

Игровые действия: лаборанты проводят исследования насекомых и заносят их в журналы, устанавливают, какую пользу или вред для человека приносят насекомые, составляют списки насекомых для Красной книги; начальник лаборатории распределяет обязанности и раздает задания лаборантам, проверяет их работу, собирает научный совет по итогам проведенных исследований.

«Пасека»

Роли: пчеловоды, пчелы

Атрибуты: конструктор для сбора ульев, инструменты, костюмы или головные уборы для обозначения пчел, искусственные цветы.

Игровые действия: пчеловоды - оборудуют пасеку, устанавливают улья, собирают мед; пчелы собирают мед.

«Музей насекомых»

Роли: экскурсовод, посетители музея.

Атрибуты: коллекция насекомых, фотоаппараты, указка.  

Игровые действия: экскурсовод проводит экскурсию, посетители фотографируют, задают экскурсоводу вопросы.

«Кафе для насекомых»

Роли: повара, официанты, посетители-насекомые.

Атрибуты: шапочки насекомых, меню, посуда и т.п.  

Игровые действия: повар готовит блюда, официанты берут заказы и подают готовые блюда, посетители делают заказ, едят.

«Киностудия «Веселый кузнечик»

Роли: оператор, режиссер, артисты-насекомые, декораторы, мастера по изготовлению игрушек.

Атрибуты: шапочки насекомых или муляжи-игрушки насекомых, декорации, камера и т.п.  

Игровые действия: оператор снимает сценки с насекомыми, режиссер придумывает сюжет фильма, артисты переодеваются и произносят диалоги или монологи по замыслу режиссера, декораторы готовят декорации, мастера изготавливают игрушки насекомых.

Роль педагога: Воспитатель включается в свободную детскую деятельность и принимает позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей, подсказывает проблемные игровые ситуации, которые создаются путем изменения предметно-игровой среды и активизирующего общения взрослого с детьми, передаёт доступные для детского понимания сведения, стимулирует проявления разнообразных творческих способностей детей и детскую деятельность, моделирует возможные результаты игры. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада

Представление о работе врача, поведения пациента на приёме.    умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Получение представления о  здоровом об...

План-конспект организации сюжетно - ролевой игры.

В данном материале предоставлена информация по написанию плана - конспекта сюжетно-ролевых игр....

План-конспект организации сюжетно-ролевой игры

Расширить   знания   детей   об   общественной   жизни,   о профессиях,   назначении  профессий;   совершенств...

План -конспект "Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе на тему "Парикмахерская"

Материал для воспитателей второй младшей группы по организации игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО...

План-конспект к сюжетно-ролевой игре "Магазин" в младшей группе

План-конспект к с.р.и. "Магазин" в младшей группе...

План-конспект развития сюжетно-ролевой игры в средней группе.

План-конспект развития сюжетно-ролевой игры в средней группе....

План - конспект организации сюжетно - ролевой игры «Школа»

В данной статье представлен план- конспект организации сюжетно- ролевой игры "Школа", включающий:программное содержание, задачи по развитию игры, основные сюжетные линии, ход игры....