Конспект досугового мероприятия "Покровская ярмарка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Чекунова Екатерина Владимировна

Покровская ярмарка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokrovskaya_yarmarka.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие интереса к традициям проведения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Задачи: дать детям представления о празднике Покрова Пресвятой Богородицы, традициях проведения покровских ярмарок; уточнить и закрепить представления детей об изменениях в природе осенью, ее признаках; закреплять представления детей о характерных особенностях народных промыслов России;

закреплять умение рисовать кистью и красками, расписывая объемные фигуры колокольчика, передавая особенности цветового и композиционного расположения элементов узора, украшать колокольчики в соответствии с традициями дымковских мастеров с использованием ватных палочек (тычок) для аккуратного изображения кругов и точек;

- Развивать творческую активность, слуховое и зрительное восприятие, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного;

- Воспитывать: аккуратность в работе с изобразительными материалами, интерес к народным традициям и творчеству.

Словарная работа: пейзаж, покров, ярмарка, кухонная утварь.

Материалы и оборудование: аудиозаписи: пьеса «Октябрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года», русские народные мелодии; репродукция картины Е. Волкова «Октябрь»; сюжетные картинки с изображением признаков времен года и разрезные картинки с изображением дымковских игрушек для Д/игр; проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация «Покровская ярмарка», металлический колокольчик; заготовки колокольчиков (пенопласт), гуашь, вода, кисти, ватные палочки (тычок), шпажки, салфетки, палитры, подставки.

Предварительная работа: беседа об осени, приметах осени, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе; рассматривание иллюстраций, тематических альбомов «Времена года», «Осень»; дидактические игры «Когда это бывает?», «Подскажи словечко, «Наоборот» и др.; чтение рассказов К. Ушинского «Четыре времени года»; слушание русских народных мелодий, рассматривание изделий и картин с изображением народно-прикладного искусства; расписывание плоскостных силуэтов элементами росписи под хохлому, гжель и дымку, отгадывание загадок о народных промыслах.

Ход образовательной деятельности

Дети входят под музыку (пьеса «Октябрь» из цикла П.И. Чайковского «Времена года»).

В: - Ребята, вы обратили внимание, какая звучит музыка? (Ответы детей: нежная, тихая, грустная, печальная). Что она вам напоминает? Какое время года? (Похожа на осень? Осенний листопад). Представьте, что Вы, осенние листочки, которые кружит ветер – имитация движений.

Рассматривание репродукции картины Ефима Волкова «Октябрь».

В: - А теперь, внимательно посмотрите на картину. О чем эта картина? (Об осени) Что на ней изображено? (голые деревья, опавшие листья, желтая трава, серое небо, река и т.д. - природа). Картина, на которой изображена природа, называется …. (пейзаж). Какие краски использовал художник для этого пейзажа? (Ответы детей).

- Вы все правильно заметили в картине преобладают осенние тона красок (красный, багряный, желтый, оранжевый); небо серое, хмурое, словно нависло над землей. Листва красновато-коричневого оттенка).

- Назовите: Какие изменения произошли в природе, с наступлением осени?  Дидактическая игра: «Времена года» под сопровождение русских народных мелодий

Цель: закрепление признаков осени с использованием сюжетных картинок с изображением признаков времен года.

Ход игры: Дети под музыку собирают разбросанные картинки с признаками осени из признаков всех времен года. (Солнышко не греет, холодает, идут дожди, на деревьях листопад, птицы улетают в теплые края, медведь готовится к зимней спячке, звери в лесу делают запасы, утепляют жилища, меняют «шубку» и т.д.).

В: - Знаете ли вы, названия осенних месяцев? Назовите их. Какой сейчас начался месяц? (Октябрь)

- Так в один из осенних месяцев, а именно в октябре, празднуется Светлый праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Я вам расскажу, что это за праздник.

Более тысячи лет назад враги окружили город Константинополь. Городу угрожало разрушение, а жителей враги хотели захватить в рабство. Люди собрались в храме, чтобы помолиться и попросить помощи у Господа и спастись от злых врагов. И тут все собравшиеся увидели идущую по воздуху Богородицу, окруженную ангелами. (Слайд икона). Пресвятая Богородица сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми. Этим она защитила весь христианский мир от видимых и невидимых врагов. И отступил враг от ворот Константинополя молитвами и заступничеством Богородицы.  

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы связано много традиций, обычаев и примет. Обычно с Покровом совпадает выпадение первого снега – снежный покров покрывает землю. Снег напоминает свадебное покрывало или фату - в старину невесту отдавали под венец с головы до ног закутанную в покрывало (слайд).

На Руси праздник Покров издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки и пословицы: «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка, зима!», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

В праздник люди всегда собирались на шумных веселых гуляниях и ярмарках.

В: - Сейчас, я Вас приглашаю отправиться на покровскую ярмарку…

Под веселую мелодию дети передвигаются к ярмарочному прилавку с разными народными промыслами.

В: - Вот уже и Хозяйка ярмарки нас дожидается:

Хозяйка ярмарки (ВИДЕО): 

«Здравствуйте, гости дорогие!

Собирайся-ка, народ,

У нас ярмарка идет.

А на ярмарке что есть,

Вам всего не перечесть.

Птички, зайчики, вертушки,

Куклы, мишки, погремушки…

Всем игрушки продаем,

Всех на ярмарку зовем.

Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!»

Сегодня вы попали на Покровскую праздничную ярмарку. В торговый день на прилавках можно было увидеть товары, изготовленные своими руками. Мастера и мастерицы с большим старанием расписывали игрушки и предметы быта, кухонную утварь. Как вы думаете, о каком предмете говорят следующие слова:

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Раз, два, три, четыре, пять…

Даже всех не сосчитать.

Дети отвечают (Матрешки).  

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка- ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети отвечают (Гжель).

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?...

Дети отвечают (Хохлома).

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки,

А ну, отгадайте, кто я?

     (Дымковская игрушка).

В: - А сейчас, мы с вами поиграем.

Дети делятся на пары. Во время игры фоном звучит русская народная мелодия.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Цель: закрепить знания о выразительных средствах, применяемых дымковскими мастерами, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность,

Ход игры: дети складывают изображения дымковских игрушек, ориентируясь на цвета и форму.

В: - Ребята, какие цвета использовали дымковские мастера для росписи игрушек? (Мастера использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый).

В: - Назовите элементы дымковской росписи, которые вы знаете (круги, точки, линии, клетки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы).

В: - Все верно. Дымковские мастера изображали узоры на белом фоне. Как вы думаете, почему? А еще элементы дымковской росписи «говорящие»:

круг - это не просто круг. Вот на что он похож? Круг - символ солнца, каравая хлеба. Точки - звезды, волнистые линии - вода, прямые линии - дорога.

Звучит праздничный колокольный перезвон

В: - О наступлении праздников всегда предвещает колокольный звон. С древних времен колокольный звон был символом радости, отгонял злых духов, очищал души людей.

Воспитатель: - Давайте и мы поиграем в игру с колокольчиком.

Игра «Кто позвонил в колокольчик»

Цель: развитие слухового восприятия и умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Дети встают в круг, руки убирают за спину. Один ребенок становится в центр круга - водящий. По сигналу воспитателя ребенок в центре круга закрывает глаза. Воспитатель незаметно, придерживая язычок колокольчика, передает ребенку колокольчик. Ребенок звонит. По сигналу водящий открывает глаза. Он должен угадать, кто позвонил в колокольчик. Если угадал - дети меняются местами.

В: - А теперь мы с вами отправимся в мастерскую. Что-то загрустили наши колокольчики! Я предлагаю вам раскрасить колокольчики дымковским узором, чтобы они стали веселыми и задорными.

В: - На столах, перед вами лежат кисточки, ватные палочки (тычок) - все это можно использовать в процессе росписи своих колокольчиков. С помощью кисти можно нарисовать - тонкие линии, а с помощью ватных палочек (тычка) - аккуратные круги и точки.

Под аудиозапись русских народных мелодий, дети самостоятельно работают. В процессе работы, педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости.

По окончанию – праздничный колокольный звон - нарастание.

В: - Вот и закончилась наша работа в мастерской. Я вижу, что ваши колокольчики уже стали нарядными и красивыми. Поставьте их на ярмарочный прилавок и подойдите к нашему «Дереву успеха».

Воспитатель подводит детей к «Дереву успеха».

- Обратите внимание, на нашем дереве листочки - не простые. Это «листочки успеха» вашего творчества.

В: - Сейчас, я прошу вас самостоятельно оценить себя:

если Вам было интересно, и вы считаете, что справились со всеми заданиями – выберите красный листочек, а если считаете, что у вас не все получилось, возникали трудности – выберите желтый листочек.

Дети, выбрав листочек, рассказывают о своих результатах и отношении к своей деятельности.

В: - Молодцы, вы все справились с заданиями. У вас все получилось, многое узнали. Обычно на праздничных ярмарках, всех детей угощали сладостями. Вот и Хозяйка ярмарки, за хорошую работу, передала Вам сладкие петушки, угощайтесь. Спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

КОНСПЕКТ Досуговая деятельность "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ"

Цель: Привлечение детей к посильному участию в развлечении.Способствовать эмоциональному отклику на происходящее, создать хорошее настроение....

Конспект досугового мероприятия для детей средней группы «Поход в гости»

Частичный мониторинг детей возраста к 5 годам, в областях познания и коммуникации, по средствам досугово-развлекательного мероприятия....

Организация досуговой деятельности детей в старшей_группе по теме «Салют Победа!» Автор конспекта досуговой деятельности (далее – ННОД): (Темербекова А.А., воспитатель, СП детский сад Моховской ООШ)

Для нашего поколения Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летоп...

Конспект досуговой деятельности Тема: «Ярмарка игрушек(на основе стихотворений А.Л.Барто)»

Звучит р.н.м.,все дети свободно входят в зал.В зале оформлены лотки с игрушками,ширма для кукольного театра,карусель....