Занятие по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Знакомство с термометром»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Колесникова Любовь Анатольевна

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию ознакомительное занятие по модулю "Экспериментирование". на занятии использовала презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Термометр Строение термометра Виды термометра

Слайд 2

ТЕРМОМЕТР – прибор для измерения температуры.

Слайд 3

СТРОЕНИЕ ТЕРМОМЕТРА Граница между градусами тепла и холода Шкала с делениями Стеклянная трубка, Наполненная жидкостью

Слайд 4

МЕДИЦИНСКИЙ ТЕРМОМЕТР

Слайд 5

В трубке медицинских термометров чаще всего находится ртуть . Это вредное вещество. Пока ртуть запаяна в градуснике, она приносит нам пользу. Если разбить градусник, то ртуть вытечет и от нее нашему организму будет вред. Поэтому пользоваться этим прибором нужно очень осторожно и только под присмотром взрослого.

Слайд 6

КОМНАТНЫЙ ТЕРМОМЕТР

Слайд 7

ВОДНЫЙ ТЕРМОМЕТР

Слайд 8

УЛИЧНЫЙ ТЕРМОМЕТР

Слайд 9

Как называется прибор, с помощью которого можно измерить температуру воздуха, воды или тела человека ТЕРМОМЕТР.

Слайд 10

Рассмотрите шкалу оставшихся термометров. Что находится в середине шкалы? Нуль показывает границу между градусами тепла и холода.

Слайд 11

Как правильно выбрать место для того, чтобы прикрепить уличный термометр? Термометр нужно вешать с уличной стороны. Желательно не с солнечной стороны, иначе температура воздуха на улице не будет соответствовать действительности

Слайд 12

У нас остался еще один вид термометров — комнатный. Но перед вами их несколько. Почему? Комнатные термометры вешают внутри помещения. Люди хотят, чтобы прибор был красивым, подходил под их обстановку, поэтому оформление комнатных термометров — различно.

Слайд 13

Каким термометром можно измерить тело человека? При какой температуре можно сказать что человек болен? МЕДИЦИНСКИМ. При температуре более +37

Слайд 14

4 1 5 6 2 3 8 т е р м о м а л ю с ь л е п м т у р е т р е т а у с у д а г м и н у а р у б к а к л ш 7 1. Прибор для измерения температуры воды, воздуха, температуры тела человека. 2. Стеклянная …, наполненная жидкостью 3. Число градусов тепла записывается со знаком … . 4. Человек говорит : «У меня жар». Это значит – поднялась … . 5. Число градусов холода записывается со знаком … . 6. Граница между теплом и холодом, на термометре – цифра … . 7. Пластинка с делениями. 8. Деление на пластинке обозначает … .

Слайд 15

М О Л



Предварительный просмотр:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Знакомство с термометром»

Цель: создать условия для знакомства детей с точным прибором -  термометром, для развития исследовательских умений и навыков

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • Дать представление о термометре, его строении и видах термометров
  • Способствовать формированию умений и навыков овладения некоторыми способами определения температуры воздуха, воды и тела человека, формированию познавательного интереса
  • Формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов

Развивающие:

  • Развивать мышление, память, речь, любознательность и  наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности
  • Развивать  активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, желание работать в коллективе

Материал и оборудование: посылка от Наураши (термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; письмо, флешнакопитель);  2 контейнера с водой разной температуры (из холодильника и теплой); мультимедийная установка, презентация по теме

Способы:

  • репродуктивные (просмотр презентации, использование художественного слова, репродуктивные вопросы)
  • репродуктивно-самостоятельные (физкультминутка, выполнение задания по условию)

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методы и приемы

Взаимодействие с детьми

  1. Организационный момент

 Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

В руках у воспитателя колокольчик. Колокольчик звенит и воспитатель предлагает детям организовать круг, зачитывает стихотворение, дети выполняют движения

Дети поворачиваются налево и протягивают руку соседу с правой стороны

Дети поворачиваются  направо и протягивают руку соседу с левой стороны

Дети берутся за руки и поднимают руки вверх

  1. Вводная часть занятия

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Воспитатель выглядывает за дверь. Вносит посылку

Репродуктивные вопросы:

Для чего нужны градусники?

Почему они все разные?

Ребята, посмотрите посылка! Кто же нам ее прислал?

Дети: Да это же от Наураши!!!

- Совершенно верно, от Наураши! Давайте же посмотрим скорее, что же он нам прислал

Посмотрите, здесь лежат различные предметы и письмо.

Что же это за предметы такие?

Дети: Градусники!

Ответы детей: измерять температуру. Не знаем.

Тогда скорее прочитаем письмо и все узнаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

Здравствуйте, дорогие ребята! Совершенно верно это градусники. Но правильно их нужно называть термометрами. Настоящие ученые их так и называют - термометры, а мы ведь с вами юные исследователи?!

Сегодня я хочу познакомить вас с термометрами. Вы обратили внимание, что все они разные?

Так вот я предлагаю вам исследовать такой предмет, как термометр, а для этого надо включить компьютер и посмотреть вторую часть моего письма к вам, которая находится на флешносителе.

 

  1. Основная часть занятия

Просмотр презентации по теме

Слайд 1 - 2

Слайд 3

Слайд 4

Репродуктивный вопрос:

Как вы думаете можно ли измерить температуру тела человека, воды или воздуха одним и тем же термометром?

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Ну, что же, ребята, я предлагаю вам занять места за вашими столами, усесться поудобнее и посмотреть видео письмо, которое Наураша прислал нам в конверте на флешносителе.

Итак, мы начинаем.

Перед вами  термометр. Термометр  - это специальный точный  прибор для измерения температуры. Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека.

Давайте рассмотрим строение термометра. Термометр состоит из корпуса, на котором крепится шкала и стеклянная трубка, наполненная  подкрашенной жидкостью. Это такая волшебная жидкость, которая расширяются и поднимается вверх по трубке, если становится тепло, а когда холодно – сужается и опускается по трубке вниз. На шкале есть деления. Посмотрите вот они это такие черные горизонтальные черточки, короткие и длинные. Эти черточки обозначают градусы. Температуру измеряют градусами. Посредине шкалы деления с цифрой «0». После «0» вверх и вниз  идут деления (длинные черные черточки с цифрами «10»,»20», «30», «40», «50»), каждое из которых обозначает один градус. Между ними маленькие деления (черные короткие черточки), они дают значение «1». Так вот  цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.

Ответы детей: нет; не знаю.

Сейчас мы с вами исследуем разные виды термометров и узнаем, чем же они отличаются друг от друга.

Перед вами медицинский термометр. Он  служит для измерения температуры тела человека. Для человека нормальная температура 36,6 градусов. А если человек заболел, то температура его тела будет подниматься выше 37 градусов. И тогда можно определить: болен человек или нет. В этих случаях человек жалуется на головную боль, ему становится то холодно, то жарко.

Медицинские термометры бывают электронные и ртутные. Электронные термометры – безопасные. Такими термометрами мы пользуемся с вами в детском саду.

Ртутный медицинский термометр опасный предмет, потому что в нем находится та самая волшебная жидкость, которая называется  ртуть. Хоть она и волшебная , но в этом термометре она еще и ядовитая. Пока она запаяна в стеклянной трубке, она приносит пользу. Но если только термометр разобьется, то ртуть вытечет наружу и нанесет вред здоровью человека. Поэтому пользоваться таким термометром  можно только с разрешения взрослого.

Посмотрите, перед вами комнатный термометр. С помощью этого термометра мы можем измерить температуру в помещении квартир, домов, различных учреждений.

Для того чтобы в помещении было красиво люди хотели, чтобы прибор был красивым, подходил под их обстановку, поэтому оформление комнатных термометров — различно.

 А это водный термометр. Внутри стеклянной трубки водного термометра находится волшебная жидкость, которая называется спиртом.

Как вы думаете, для чего людям нужен водный термометр?

Ответы детей: измерить температуру воды

А для чего нужно измерять температуру воды?

Ответы детей: чтобы не обжечься

Совершенно верно. Очень часто водный термометр используют мамы, когда купают маленьких деток.

Перед вами уличный термометр. Он служит для измерения температуры воздуха на улице. В стеклянной трубке такого термометра волшебная жидкость – закрашенный в красную краску спирт.  Если он поднимается вверх, значит на улице плюсовая температура – тепло, если вниз – минусовая – холодно.

Термометр крепится с уличной стороны. Желательно прикрепить его на том окне, где в течение дня меньше всего бывает солнце. Если термометр будет висеть на открытом солнце, то он будет показывать слишком высокую температуру, а это не будет соответствовать действительности. Прикреплять прибор нужно на уровне глаз. 

  1. Физкультминутка

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

Руки в стороны раздвинем,

Будто листики раскинем.

Руки резко вверх поднимем,

Раз-два, три-четыре,

Машем крыльями, как гуси.

А потом быстрей опустим.

Будто в классики, немножко

Прыгаем на правой ножке.

А теперь на левой тоже.

Сколько продержаться сможем?

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место.

 Дети стоят и тянут руки вверх

Дети стоят, руки разводят в стороны

Дети стоят, делают махи руками через стороны

Дети опускают руки вниз

Дети выполняют прыжки на правой, левой ноге

  1. Основная часть занятия (практическая)

Опыт №1

Ц: помочь детям убедиться в том, что можно  определить температуру воды с помощью водного термометра

Материал: 2 контейнера с холодной и горячей водой, водный термометр

Опыт №2

Ц: помочь детям убедиться в том, что с помощью комнатного термометра можно определить температуру воздуха в группе и спальне

Материал: комнатные термометры

Репродуктивный вопрос:

Каким термометром мы можем проверить температуру воздуха на улице?

Воспитатель предлагает детям проверить, как работают термометры, которые прислал Наураша

У меня на столе 2 контейнера с холодной и горячей водой. Кто из вас может определить, не трогая контейнеры руками, в каком из них горячая вода, а в каком холодная?

Ответы детей: да (нет)

Давайте попробуем измерить температуру воды с помощью водного термометра.

Вывод: жидкость, которая находиться в стеклянной трубке, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх, а при охлаждении – сжимается и опускается вниз. Постарайтесь запомнить

Ребята, у нас в группе тоже висят комнатные термометры. И в спальне и в игровой комнате. Давайте определим с помощью комнатного термометра какая температура в этих двух помещениях.

Вывод: жидкость в стеклянной трубке поднялась выше значения «0». Значит в группе тепло

Ответы детей: уличным

На прогулке мы отправимся на нашу метеоплощадку и узнаем температуру воздуха на улице

  1. Итог занятия. Рефлексия

Сегодня мы познакомились с новым прибором – термометром, его строением, видами термометров.

В заключении нашей встречи Наураша приготовил для вас кроссворд , который вы должны разгадать. Тогда он сможет убедиться, что он не зря готовился к встрече, и вам было очень интересно.

Сегодня мы прощаемся с Наурашей, но ненадолго. Мы обязательно еще встретимся с ним.

А сейчас я предлагаю вам отправиться на нашу метеоплощадку и узнать какая же температура воздуха на улице


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Тема: «Знакомство со свойствами воды»Интеграция образовательных областей:Познание.- Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в р...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности: «Знакомство со свойствами воды»

Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие о важности воды в жизни людей, животных и растений....

"Знакомство со свойствами воды". Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы

Основные направления данного занятия: учить детей...находить решение поставленных задач, ориентируясь на опорные схемы;находить решение на вопросы при помощи практических действий (опытов)анализироват...