Конспект ООД «Зимовье зверей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кабалина Ирина Ивановна

Данный конспект направлен на закрепление полученных ранее знаний у детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_obrazovatelnyh_oblastey.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей:  

«Познание», «Художественная литература», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Задачи

Образовательные:

  • Расширять знания о зиме;
  • Закреплять представление детей о характерных признаках зимы
  • Закреплять умение использовать в речи пословицы и поговорки;
  • Закреплять материал по теме: «Зимовье диких животных».

       Развивающие

  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать навыки использования в речи глагольной лексики;
  • Согласование существительных с прилагательным.

    Воспитательные

          Развивать эмоциональную сферу детей;

  • Воспитывать умение сопереживать, заботиться о «братьях наших      меньших».

 Методы и приемы

  • словесные (беседа, художественное слово, логичное  рассуждение, вопрос – ответ);
  • игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, подвижная  игра, словесные игры);
  • практические ( экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

  • Беседа о зиме, какие звери обитают в наших лесах,
  • Викторина “Лесные жители”;
  • беседа по теме «Дикие животные»;
  • чтение художественной литературы:
  • русская народная сказка «Зимовье зверей», «Зимние картинки»

  • Ояр  Вациетис,  «Дело было в январе» Агния Барто, «Большая детская энциклопедия о животных»

  • сюжетно ролевая игра «Заповедник»;

  • рассматривание познавательных рисунков;
  • разучивание дидактических и подвижных игр;
  • экскурсия в заповедник «Белогорья»

Здоровьесберегающие технологии:

  • Хождение с высоким подыманием колен
  • Сохранение равновесия при ходьбе по следам.
  • Физкультурная минутка
  • упражнения для дыхания

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (карточки с изображением жилища животных, следов зверей );
  • д/игра «Ветер дует» (Карточки с детальным изображением животных);
  • п/игра «Найди свой дом» (Маски диких животных, карточки с изображением их жилища);
  • д/игра «Кто, что умеет делать»;
  • «пуховая горка» (для эксперимента)
  • дорожка со следами человека

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

  • Проявляют интерес к выполнению  физических упражнений, выполняет движения чётко в соответствии со словами стихотворения;
  • располагают знаниями о зиме и ее признаках
  •  имеют представление о жизни диких животных зимой ;
  •  способны аргументировать свои суждения в соответствии с темой;
  •  у детей сформированы речевые умения и навыки
  • формулируют ответы на вопросы воспитателя по теме.

Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришёл зайчик Степашка. Ему очень хочется узнать, что такое зима и как зимуют в лесу зайцы и другие животные.

        - А сейчас отгадайте загадку, о каком времени года в ней говорится?

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети:  - Зимой.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

 Дети:  - Снег бывает только зимой .

           - Замерзла вода в реке.

           - Вьюги и метели бывают только зимой.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

          - Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети:  - Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель:  - Что вы можете сказать о зимних днях и ночах?

Дети:  - Зимой самый короткий день и длинная ночь.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у меня на столе лежит «горка» пуха, потрогайте его, какой он?

Дети:  Мягкий, пушистый, белый.

Воспитатель:  - Возьмите, каждый по пушинке и подуйте?

( дети выполняют задание)

-Что вы ощутили?

Дети: Он легкий, не чувствуется на руке и хорошо летает.

Воспитатель: Что она вам напоминает?        

Дети:  Снег.            

 - Что мы можем сказать о снеге, какой он?

Дети:  - Белый, пушистый, рыхлый, серебристый, легкий  и т.п.

 Снег - это один из главных признаков зимы.

Воспитатель:  - Правильно ребята, только зимой мы можем увидеть много снега.

Воспитатель:  - А что мы можем сказать о зиме, какая бывает зима?

Дети:  - Зима бывает лютая,  злая, морозная, снежная и т.п.

Воспитатель:  - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о зиме.

Дети:  - Зимний денёк с воробьиный скок.

          - Зимой съел бы грибок да снег глубок.

          - Береги нос в большой мороз.

          - Зимой солнце, что мачеха, светит да не греет.

          - Снег земле – что тёплый кожух.

          - Мороз не велик, да стоять не велит.

          - Зимой тулуп всякому люб.

          - Январю морозы – февралю метели.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Вы много интересного рассказали о зиме. Теперь Степашка будет знать, что зимой очень холодно, идёт снег и всё живое приспосабливается к холодам. А как зимуют животные в лесу, мы узнаем, совершив путешествие в зимний лес.

Ребята, прежде чем отправиться в заснеженный лес мы с вами  должны сделать разминку:

Там в лесу растет сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет по длинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то - же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Кто размялся от души
В путешествие спеши . (Дети идут на места.)

А отправимся мы в путешествие на …..

 Кто догадался, на каком виде транспорта мы поедем?

Дети:  - Машине, поезде, автобусе, на санях.

Воспитатель:  - Отправимся мы на санях. А почему на санях?

Дети:  - Потому, что сани в снегу не застрянут.

Воспитатель:  - Правильно, ребята.

                       - Поехали.

(звучит музыка: скрип полозьев и звон колокольчиков).

 Воспитатель:  - Вот мы и приехали в лес. Всё кругом бело, деревья, кустарники, земля всё покрыто снегом. Ребята, а что мы видим на снегу?

Дети:  - Это следы животных.

Воспитатель:  - А давайте с вами будем следопытами и  попытаемся узнать, чьи это следы.

Дети:  - Это следы зайца.

Воспитатель:  - Почему вы так думаете?

Дети:  - Высказывают свои доводы.

Воспитатель:  - Давайте пойдём по следу, куда он нас приведёт.

 (Дети идут по следу, заглядывают под деревья.)

Воспитатель:  - Посмотрите, не спрятался ли там кто?

(Дети находят зайца)

Воспитатель:  - А вот и зайка сидит, дрожит под ёлкой.

                       - Ребята, а почему наш Степашка в серой шубке, а лесной в белой? Дети:  - Зайцы на зиму меняют шубку с серой на белую.

Воспитатель:  - А почему они меняют окраску?

Дети:  - Чтоб им легче было спрятаться от хищников. На белом снегу зайку не заметно.        

Воспитатель:  - А что умеет делать зайчик?

Дети:  - Путать следы.

Воспитатель:  - Давайте отпустим зайку в лес и посмотрим, чьи ещё следы видны на снегу?

Дети:  - Мы нашли ещё следы!

Воспитатель:  - Как вы думаете, чьи это следы?

                      - Посмотрите внимательнее лапки у этого животного как пальчики.

Дети:  -  Это след белки.

 Воспитатель:  - Как зимует белка?

Дети:  -  Белка меняет шубку на зиму.

           - Она  собирает осенью грибы, орехи, а зимой ест их.

Воспитатель:  - Правильно ребята!

                       - Посмотрите, я нашла большой снежный сугроб, есть ли там кто? Дети:  -  Это сухие ветки засыпал снег.

          -  Это сугроб снега.

          -  Это берлога медведя.

Воспитатель:  - Давайте посмотрим. (Подходят тихо).

                      - Да ребята это берлога. А почему возле берлоги нет следов?

Дети:  -  Потому что медведь зимой спит.

Воспитатель:  - А что делает медведь, когда спит?

Дети:  -  Он сосёт лапу.

Воспитатель:  - Почему он её сосёт?

Дети:  -  Потому что там накоплен жир, и он им питается.

Воспитатель:  - А кто ещё из животных спит зимой?

Дети:  -  Зимой спят ёж и барсук.

Воспитатель:  - Правильно!

                       - Все следы мы с вами нашли?

Дети:  -  Нет. Ещё по снегу бродит волк.

Воспитатель:  - Как зимует волк?

Дети:  -  Он бродит по лесу ищет себе зайцев или мышей.

Воспитатель:  - Кто ещё питается мышами?

Дети:  -  Лиса ест мышей, она ищет их под снегом.

Воспитатель:  - Видишь, Степашка, как много дети знают о животных.

- А сейчас давайте отдохнём на лесной полянке, закрыли все глазки. Что вы слышите? (Звучит музыка импровизация «Метель»).

Дети:  -  Метель бушует.

           - Вьюга воет.

           - Ветер сугробы наметает.

Воспитатель:  - А пока мы с вами слушали, как поёт метель, на снегу появились еще, чьи- то следы. Чьи они?

Дети:  - Это следы человека.

Воспитатель:  - Как вы думаете, какой человек ходил по лесу, и что он делал в лесу?

Дети:  - Это лесник.

Воспитатель:  - Правильно, лесник помогает животным пережить холодную зиму. Ребята посмотрите, лесник оставил для нас коробку, интересно, что там?

( Дети предполагают ,что может находится в коробке, воспитатель открывает)

Воспитатель:  - Посмотрите, ребята, здесь маски животных и загадки о них. Давайте их отгадаем, кто правильно ответит, тот получает маску этого животного. (Воспитатель загадывает загадки).

  • Просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (Медведь)
  • На гору бегом с горы кувырком (Заяц)
  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (Ёж)
  • Кто хитра и плутовата и в курятник вечерком

      часто бегает тайком (Лиса)

  • Ходит он по лесу, рыщет, всюду он добычу ищет (Волк)
  • Маленькая хозяйка на дереве скачет, грибы и орехи прячет (Белка)

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Теперь вы превратились в диких животных, и мы с вами поиграем на лесной поляне.

ИГРА: «1,2,3- главный признак назови!»

ЦЕЛЬ: Закрепить знание детей о признаках присущих данному животному (заяц – длинные уши, лиса – рыжая, хитрая и т.д.)

ИГРА: «Найди свой дом»

 ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, где живут дикие животные. (Дети в масках животных по сигналу воспитателя ищут свой  дом: белка – дупло, волк – логово, медведь – берлога и т.д.Карточки с изображением жилища животных меняют местами.)

ИГРА: «Кто что умеет делать»

ЦЕЛЬ: Закрепит умение детей использовать в речи глагольную форму.(волк – выть, медведь – сосать лапу, кабан – рыть землю и т.д.)

Воспитатель:  - Ребята, вам понравилось наше  путешествие?

Дети:  - Да.

 Воспитатель: Что вам больше понравилось в путешествии?

Дети:  Быть следопытами, искать и узнавать следы зверей.

Воспитатель:  А.что еще мы делали?

Дети:  - Беседовали о зиме, рассказывали пословицы, поговорки,  отгадывали загадки, играли в игры.

Воспитатель:  - Молодцы, ребята! Степашка, тебе понравилось наше путешествие в лес? Нам уже пора домой сели в сани, ПОЕХАЛИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимовье зверей"

Конспект занятия с детьми старшей группы...

Конспект НОД "Зимовье зверей"

Конспект НОД в средней группе по ОО "Речевое развитие", направленное на  воспитание дружеских отношений у дошкольников через рассказывание сказки «Зимовье  зверей»....

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Конспект НОД " Зимовье зверей"

Конспект НОД "Зимовье зверей" с использованием ИКТ...

Познавательное развитие. Конспект НОД "Зимовье зверей"

Конспект по познавательному развитию в средней группе "Зимовьё зверей"...

Конспект занятия "Зимовье зверей"подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Выполняя увлекательные задания, ребята гуляют по зимнему лесу, узнают много нового и интересного о том, как зимуют звери в лесу....

Конспект занятия "Зимовье зверей"

Конспект занятия для детей средней группы "Зимовье зверей"...