Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цикл занятий по познавательному развитию "Край, в котором мы живём" для детей 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

     ЦИКЛ  ЗАНЯТИЙ  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ПО ТЕМЕ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

                                                     

                                                        ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6ЛЕТ

                                              «ГОРОД, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Задачи: продолжать формировать представление детей о городе, в котором они живут; уточнить знания о своем микрорайоне; воспитывать любовь к родному городу.

1. Игровой сюрпризный момент.

В гости к детям приходит Незнайка и рассказывает детям, что приехал с другого города и хочет познакомиться с городом Нижневартовск, обращается с просьбой, не помогут ли ему дети.

Незнайка. Когда я шел к вам в детский сад, по дороге видел интересные здания. Что это за здания?

Дети показывают Незнайке достопримечательности города, рассказывают, какие объекты находятся рядом с детским садом, их назначение.

2. Физ.минутка.

Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню мы поем

(покачивания головой вправо-влево,

напевая: ля-ля-ля).

Мы по улице шагаем (маршируют),

Ноги ровно поднимаем

(оттягивают носочки каждой ноги).

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

3. Игра-экскурсия по родному городу.

Воспитатель. Незнайка предлагает отправиться на экскурсию по городу. Как вы думаете, на чем нам лучше путешествовать по городу? К какому виду транспорта обратиться? (Варианты ответов детей.)

Обсуждают, на чем лучше отправиться, и строят автобус. По группе выставлены фотографии или иллюстрации наиболее известных и памятных мест в городе. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, а дети ему помогают: вспоминают и рассказывают, где они были со своими родителями, что им больше всего понравилось (запомнилось).

  1. Рисование «Любимое место в городе».

По возвращении в группу после экскурсии дети рисуют любимое место в городе и дарят Незнайке.

«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Задачи: Развивать познавательные интересы детей; воспитывать любовь к своему детскому саду; учить детей ориентироваться в помещении дошкольного учреждения; называть по имени отчеству работников детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.

1. Беседа «Наш детский сад».

Вопросы:

– Как называется наш детский сад?

- Как называется наша группа?

– Хорошо ли вам живется в детском саду?

– Есть ли у вас друзья в детском саду?

– Чем любите заниматься?

2. Игра «Расскажи, а мы отгадаем».

Детям раздаются конверты с фотографиями помещений детского сада (младшая группа, музыкальный зал, физкультурный зал, прачечная, кухня и др.). Дети по желанию или выбору воспитателя должны, не называя, какое изображено помещение, рассказать о нем, а остальные отгадывают.

Воспитатель. Почему так хорошо детям в детском саду? (Потому что нас окружают любовь и забота всех взрослых.)

3. Беседа, во время которой педагог обращает внимание детей на то, что в детском саду много сотрудников.

4. Рассматривание фотографий сотрудников д/с, вспомнить, как зовут их по имени отчеству.

Воспитатель. Скоро профессиональный праздник всех дошкольных работников, мы с вами приготовили подарки, давайте поздравим всех сотрудников детского сада с этим замечательным праздником.

  1. Экскурсия по детскому саду, определение маршрута и поздравление сотрудников с профессиональным праздником.

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

 (радость, грусть, злость и др.)

Задачи: формировать представления детей о различных  эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким людям.

1. Слушание стихотворения (читает воспитатель).

Мне приснился грустный сон,

Но я его забыл.

Только помню, что во сне

Я без мамы был.

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть,

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?

2. Беседа с детьми о грусти, о плохом настроении.

– Какое настроение у героя стихотворения?

– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?

– Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?

– Какое сейчас у вас настроение?

3. Творческая работа.

Воспитатель предлагает детям нарисовать дождик за окном, чтобы мальчику из стихотворения не было так грустно и одиноко.

4. Слушание стихотворения.

Я не знаю, что со мной,

Разве лучше быть одной?

Всех друзей обидела,

Плохое в них увидела.

Посмотри, вон у Ирки

Не глаза, а просто дырки!

Вовка жадный! Сашка глупый!

Ленка супом любит хлюпать!

Вместе мы с утра играли –

Не с кем поиграть сейчас.

Нет, ребята, я не злая, –

Злинка мне попала в глаз.

5. Беседа по вопросам.

– Хорошо ли поступила девочка? Почему?

– Как выглядит человек, когда он злится, сердится?

Воспитатель предлагает детям изобразить злое или сердитое лицо и посмотреть на себя в зеркало.

– Понравилось ли вам выражение вашего лица?

– Почему злых людей никто не любит?

6. Игра «Какое настроение?».

Задание.  Подобрать пиктограммы различных эмоциональных состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.

7. Игра «Добрые и злые герои сказок».

Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым – черные и объяснить, почему так решили.

Воспитатель. Что значит делиться радостью?

8. Рисование или аппликация «Открытка».

Воспитатель. Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.

«МЫ НЕ БУДЕМ ССОРИТЬСЯ»

Задачи: формировать представления детей о дружбе, друге; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.

1. Игра «Добрые слова».

Дети сидят по кругу. Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово рядом сидящему ребенку. Начинает игру сам воспитатель, дети продолжают.

2. Беседа «Мои друзья».

– Зачем нужны друзья?

– Скучаете ли вы без друзей?

– Что вы любите делать с друзьями?

– А вы ссоритесь со своими друзьями? Из-за чего?

– Как вы миритесь?

3. Игра «Что чувствует твой друг?».

Детям предлагается решить несколько ситуаций:

– друг не поздравил тебя с днем рождения;

– ты забыл угостить друга яблоком;

– друг обиделся, потому что ты отказал ему в игре.

Воспитатель задает  вопросы:

– Как помочь другу? (Если он что-то уронил, рассыпал, плачет и т. п.) 

– Чем успокоить друга?

– Как поступить, если друг говорит неправду?

4. Рисование «Подарок другу».

– Что ты можешь нарисовать своему другу и подарить, чтобы он обрадовался?

«НАШЕ НАСТРОЕНИЕ»
(радость, горе, удивление)

Задачи: развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); приучать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

1. Игра-этюд «Хорошая погода».

Звучит в записи песенка о лете.

Воспитатель предлагает детям представить себе теплый солнечный день, зеленую лужайку с яркими цветами, над которыми весело порхают бабочки.

– Какое сейчас у вас настроение? Почему?

Дети выбирают соответствующую пиктограмму настроения.

2. Игра-этюд «Плохая погода».

Звучит в записи мелодия осенней песенки «Хмурая, дождливая осень наступила» (слова М. Ивенсена, музыка М. Красева).

Детям предлагается представить пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьев, которые забились под крышу.

– Какое у вас настроение? Почему? (Дети выбирают пиктограмму.)

3. Игра-этюд «Погода изменилась».

Звучит в записи песня «Греет солнышко теплее» (муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской.)

Воспитатель. Представьте себе, как вдруг неожиданно для всех закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

– Что с вами произошло, когда вы себе представили такие неожиданные перемены в погоде? Найдите пиктограмму.

4. Упражнение «Зеркало».

Рассматривание пиктограмм и изображение перед зеркалом радости, горя, удивления. Дети по очереди придумывают сюжеты, а остальные их передают мимикой, жестами. Обсуждают, как помочь другу в случае горя (может рассказать историю воспитатель).

5. Рисование «Облака».

Дети рисуют облака-настроения, в которых передают свое настроение или настроение своего друга. По желанию они могут обменяться рисунками-настроениями: например, ребенку с грустным настроением дарят «веселые облака».

«ПТИЦЫ ВЕСНОЙ»

 (обобщающая беседа о птицах (скворец, утка).

Задачи: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека); развитию умения использовать модель в качестве плана для рассказа, умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность, желание помогать и заботиться о живых существах.

1. Беседа «Кто такие первые весенние вестники».

Воспитатель. Отгадайте загадку.

     Мы в скворечнике живем,

     Песни звонкие поем. (Скворцы.)

Выставляется картинка.

Воспитатель. Ранняя весна. Пригревает солнышко, на пригорках и склонах оврагов уже появляются первые проталины. По обочинам дорог бегут, ослепительно сверкая на солнце, ручейки. В это время из далеких заморских стран возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. Прилетев домой, скворцы садятся на деревья и весело поют. Они хорошо подражают другим птицам.

Ребенок рассказывает стихотворение «Скворцы»:

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

2. Составление устного описания скворца.

Дети по картинке описывают скворца. (Крупная, красивая птица с блестящим черным оперением, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.)

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Между веток новый дом,

Нету двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник.)

Воспитатель показывает детям скворечник, они его рассматривают.

– Что можно увидеть в скворечнике? (Яйца, скворчат.)

3. Игра-имитация «Скворцы кормят скворчат».

4. Рассматривание и описание по картинке утят.

Воспитатель показывает картинку, на которой изображены утки с утятами.

– Кто это? Что они делают? Вы знаете, где утки живут? Что делают в воде? (Плавают, ныряют…)

5. Игра-имитация-звукоподражание «Уточки плавают и зовут своих утят».

6. Игра «Назови птиц, которые прилетели».

Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувшихся весной из теплых краев. Ребенок, не давший ответа, выбывает из игры.

  1. Изготовление скворечников из бумаги.

«НА ЧЕМ ЛЮДИ ЛЕТАЮТ»

Задачи: формировать представления детей о воздушном транспорте, его назначении, разновидностях, о профессии пилота; воспитывать уважение к профессии летчика,

1. Введение в тему.

– Отгадайте  загадки:

Железная птица         Без разгона ввысь взлетаю,

В небе кружится,        Стрекозу напоминаю…

По сигналу пилота        Отправляюсь я в полет,

На землю садится.         Кто же это?..

(Самолет.)         (Вертолет.)

Дети находят и выставляют картинки самолета и вертолета.

2. Беседа «Воздушный транспорт».

– К какому виду транспорта относятся самолет, вертолет? (К воздушному.) Почему?

– Что делают самолеты? Для чего они нужны?

– Как выглядит модель самолета? (Корпус, хвост, крылья, колеса – шасси.)

– На кого похож самолет? (На птицу.)

– Чем он отличается от птицы? (Сравнивают картинку птицы и самолета.)

– Какие бывают самолеты? (Грузовые, пассажирские, военные.)

3. Игра-имитация «Взлет и посадка самолета».

4. Беседа о профессии пилота.

– Кто управляет самолетом?

– Кто может стать пилотом?

– Какими личными качествами должен обладать пилот?

– Почему перед полетом пилот обязательно проходит медицинский осмотр?

5. Рассматривание и описание картинки с изображением вертолета.

– Как выглядит конструкция вертолета?

– Почему похож на стрекозу? (Сравнивают с картинкой, изображающей стрекозу.)  

6. Игра «Мы механики».

Воспитатель. У вас на столах черно-белые рисунки, которые создавали конструктор и художник, изобретая модели самолетов и вертолетов. На них отсутствуют некоторые детали. Ваша задача – «починить» самолет или вертолет, дорисовав недостающие части.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАЙГУ»

Задачи: познакомить детей с особенностями природных условий нашего края; расширять представления детей о целительных свойствах растений нашего края; формировать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение и любовь к растительному миру родного края.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы живем?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на Севере растут такие растения, которые могут лечить людей от разных болезней? Вот когда вы болеете, вас мамы чем лечат?

Дети:  Лекарствами, таблетками, уколами.....

Воспитатель: А   ведь   болезни   можно   вылечить   такими   растениями,   которые  называются лекарственными. Увы, растения, не могут сами о себе рассказать. Суров наш северный край, но природа подарила ему растения, тайну которых я вам раскрою.

Показывая корточки с изображением растений, воспитатель читает следующие стихотворения:

Меня в городе найдете,

На Севере везде расту.                                

Я - хвойный доктор - людям помогаю,

Здоровье, силу возвращаю.           

(Сосна)

I Воспитатель: Ребята, сосна (хвоя) помогает нам вылечить такие заболевания как: ангина, бронхит и стоматит.

А я - березка молодая,

Расту на Севере в лесу.

Всю хворь я в бане изгоняю,

И всем здоровья я несу.

Воспитатель: Березовый веник выгоняет все боли из человека. Из березовых почек делают лекарство, а сок березы вкусный и полезный.

Воспитатель:                   

Я доктор грациозный,

Величав я и красив.

От болезней помогаю

И от голода спасаю.

Отгадайте поскорей

- Знаменитый ваш .... (кипрей)!

Или лучше Иван-чай,

Всех вареньем угощай!

Воспитатель:  Ребята, вы знаете, что Иван-чай давно служит людям добрую службу. Из сухих корней этого растения делали муку и пекли хлеб, из жареных корней варили кофе, а из стеблей и листьев варили суп, из сухих листьев - чай (показывает кипрей).

Есть у меня подружка -

Ромашка - медсестра:

Лечит маленьких детей.

Помогает всем, как может:

Моет волосы и кожу,

Помогает горлу тоже.

Воспитатель: Ромашка действительно лечит наше горло, волосы и кожу. А, теперь, ребята, я расскажу вам о ягодах, которые вам всем хорошо знакомы. Это брусника, морошка, клюква, голубика. Все это северные ягоды. Они богаты витаминами. Черника, например, может улучшить ваше зрение, а голубика утоляет жажду.

Так что, ребята, нужно очень бережно собирать эти ягоды в лукошки, не повреждая корешки.

А теперь давайте с вами поиграем в одну очень интересную игру. А называется она «Собери клюкву на болоте».

Игра «Собери клюкву на болоте» В игре участвуют все. По «болоту» разбросаны ягоды клюквы. Дети передвигаются по кочкам (дощечкам) и собирают клюкву, стараясь «не замочить ног».

Победитель тот, кто больше соберет ягод.

Воспитатель:  Ребята, а знаете вы, что есть и ядовитые ягоды. Это ягода очень похожа на чернику, но называется она Вороний глаз. Вот такие лекарственные растения растут в нашем северном крае.

Но мы с  вами должны запомнить, что эти лекарственные растения вы должны собирать вместе с взрослыми и в очень малых количествах.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы: я и ты,

Если все сорвут цветы,

Опустеют все полянки

И не будет красоты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы узнали много интересного о целебных свойствах растений, растущих в наших северных краях. Теперь они будут вам по-особому дороги. Берегите их, а они в свою очередь сохранят вам здоровье.

«ОЛЕНЬ - ЖИВОТНОЕ СЕВЕРА»

Задачи: закрепить знания детей о жизни и быте народов Севера, их занятиях; продолжать знакомить с животными и растениями нашего края; прививать интерес к народам Севера.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, из прошлых бесед о нашей стране, вы помните, что она огромна. Разные народы живут в ней. Сегодня мы побеседуем об одном из уголков нашей Родины. Вспомните, пожалуйста, где бывает самое короткое лето и самая длинная зима?

ДЕТИ: На Севере.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие национальности живут на Севере?

ДЕТИ: Ханты, манси, ненцы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем они занимаются?

ДЕТИ: Оленеводством, охотой, рыболовством.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Из чего северные жители шьют себе одежду?

ДЕТИ: Из оленьих шкур. |

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите, какая красивая обувь у детей, называется «кисы». А шубка с узорами называется «малица».

Предложить детям внимательно разглядеть национальную одежду, узоры на ней, определить, на что они похожи.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас мы с вами вспомним, что такое «тундра»?

ДЕТИ: На Крайнем Севере растет мало деревьев. Это карликовые березки и карликовые осинки. Там самые высокие деревья достигают чуть выше человеческого роста. Зимой вся тундра покрыта пушистым ковром (снегом), но зато летом там очень красиво. Появляются красивые цветы, они растут на кочках повсюду. В тундре растет много вкусных ягод: морошка, брусника, клюква, голубика, черника. В тундре нет поездов, нет автомобилей. Люди там ездят на оленях. Летом, запряженные в длинные легкие сани олени быстро бегут по кочкам, по мокрому мху. Эти сани называются нартами.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чем питаются олени?

ДЕТИ:    Олени едят мох, ягоды, грибы.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Грибов очень много в тундре. Гриб нельзя трогать руками. Если олень почует, что гриб трогал человек, он ни за что не будет его есть. Как олень достает корм в зимнее время?

ДЕТИ:   Олень   разрывает   копытами   снег   и   достает   из-под   него   мох  -   «ягель».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто ухаживает за оленями?

ДЕТИ:    Оленевод.    Оленевод переезжает со своими оленями с места на место. Это делается для того, чтобы олени находили себе больше корма.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Кто еще кроме оленя живет в тундре?

ДЕТИ: Куропатки, волки, медведи, лисы, песцы, зайцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по познавательному и речевому развитию по лексической теме "Кто Я"

Занятия предназначены для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопедические группы и общеразвивающие группы. Все используемые в занятии игры проверены детьми: дети любят эти игры, после у...

Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»

Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Де...

Циклы занятий по познавательному развитию

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из...

Конспект занятия по познавательному развитию "Дом в котором мы живём"

Конспект занятия по познавательному развитию "Дом в котором мы живём"...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Страна, в которой мы живём».

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Страна, в которой мы живём»....