Конспект занятия по НРК "Дом в котором мы живём"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Томина Елена Юрьевна

"Дом в котором мы живём"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по НРК: «Дом в котором мы живем»

(средняя группа)

Программное содержание:

Познакомить детей с гражданской архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные, каждый дом имеет свои особенности. Научить детей выделять части дома – окна, крыша, стены, крыльцо, познакомить с их образными названиями.  

Расширять словарный запас: ставни, наличники, двускатная крыша, конек, крыльцо.

Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть  его красоту в  жилых постройках.  

Материал, оборудование:

Макеты, фотографии старинных и современных домов, наборы геометрических форм, картинки к игре

Предварительная работа:

составление экспозиции мини-музея «Что нам стоит дом построить»,

целевая прогулка по ближайшим улицам, рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей,  в каком доме они живут.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук да тук  - раздается всюду стук

(стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой    

(показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и  трубой,      

(складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок,          

(движениями губ показываем дым)

На двери висит замок,            

(руки в замок)

Кто его открыть бы мог?    

Потянули, покрутили,            

(соответственно словам выполняем движения руками)

Постучали и открыли.

Отворяем ворота,  

Проходите все сюда.

(разводим ладони рук в стороны)

Воспитатель:

Мы с вами в музее «Что нам стоит дом построить»

Вы видите много разных домов.

Посмотрите, как выглядел  старинный дом. (Дети рассматривают)

Воспитатель:

Из чего он построен?  (ответы детей)

Дома строили из дерева. Деревянный дом был теплый. Бревна плотно лежали друг на друге – даже щелочки не увидишь.

Такой дом строили всей семьей, а семьи были большие: жили все вместе дедушка, бабушка, папа, мама, дети

Та часть дома, которая выходила на улицу была «лицом».

Дом смотрел на улицу  окнами, в старину их называли глаза дома.

Вопрос:

Для чего нужны окна? (ответы детей)

Правильно, через них в дом входил солнечный свет, и можно было видеть, что делается на улице.

Окна украшали наличниками – резными узорами, чтобы дом выглядел нарядными.

Вопрос:

Давайте посмотрим,  из чего состоит узор?  (из цветов, листьев, квадратов, кругов, волнистых линий)

Воспитатель: 
Были у окошек и ставенки. Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой.

С улицы каждый мог видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или  ушли куда-то.


У дома была крыша со скатом
 (показать ладошками), чтобы вода стекала, и не задерживался снег. Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.

С бока дома ставили крыльцо, старались сделать его красивым, нарядным.

Крыльцо – «распахнутые руки»  дома. Оно связывает его с улицей, соседями.

Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:

«Вы, соседи,  проходите,                                                                                                      

Чаем с медом угоститесь»

                                                                                                                                                          Стоит перед нами дом, светится на солнце. Сколько в нем красоты, как талантливо все  придумано!

Вопрос:

В каком доме вы хотели бы жить? Почему?  (Ответы детей)

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что забыл нарисовать художник?»

Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Воспитатель показывает карточку, на которой нарисован дом без окон,

Вопросы:

Что забыл нарисовать художник? (окна).

Давайте вспомним, как в старину называли окна? (глаза дома)  

Чем украшают окна, чтобы дом выглядел красивым?  (Наличниками)

Зачем в старину нужны были ставни?

Карточка - дом без крыльца.

Вопросы:

Что не нарисовал художник у этого дома? (крыльцо)

Как в старину люди называли крыльцо?  (руки дома)

Карточка – дом без крыши.

Вопросы:

Чего не хватает у дома? (крыши)

Какие были в старину крыши?  (двускатные)

Почему они были такими?  (чтобы не задерживался снег, стекала вода)

 

Воспитатель:

Со временем человек стал строить другие дома.

Давайте посмотрим, как выглядят современные дома (рассматривание  макетов)

Вопрос:

Из чего строят дома сейчас?  (из кирпича)

Воспитатель:

Давайте посчитаем, сколько этажей у дома с зеленой крышей? (пять), а у  этого дома? (четыре)

Воспитатель:

Современные дома многоэтажные, много больших окон, есть балконы, лоджии.  

Вопросы:

Для чего нужны балконы, лоджии? (Люди выходят на них, чтобы посмотреть на улицу, на балконах выращивают цветы, чтобы было красиво).

Как называется вход в дом? (подъезд)

Воспитатель:     

В современных домах живет много  людей.  Они следят за порядком в подъезде, сажают  около дома деревья, цветы, чтобы  воздух был чистый, и всем было приятно, жить в таком доме.

Давайте сами построим дом.  

Игра «Будем вместе строить дом»

(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические формы согласно тексту)

Пришел квадрат к квадрату

Помочь родному брату.

И построили вдвоем

Два квадрата новый   ....

 (дом)

На квадрат кладем квадрат

Получается одно

В доме светлое ……            

(окно).

 

Треугольник  видит - дом,

- Можно поселиться в нем?

И залез повыше,

Дом накрыл он ...

(крышей)

Прямоугольник  на крыше

Буквой П. стоит всех выше.

Кольцами дымов клубы

Валят дружно из  

(трубы)

Прискакали линии

Черные и синие

И построили на спор

Вокруг домика ...

(забор)

           

В небо покатился круг,

Согревая всех вокруг

И лучом в оконце

Постучалось …

(солнце)

Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.

У нас получилась целая улица. Давайте придумаем ей название (ответы детей). Выбираем название.

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Побывав в музее, вы узнали, что в нашем городе «Дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам  нужные - живут в них люди дружные».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия «Познакомимся с правилами, которые учат жить так, чтобы все тебя любили»

Это занятие направлено на усвоение ребенком правил поведения во взаимодействии с взрослыми и сверстниками: стараться быть доброжелательным к людям, быть всегда веселым, не унывать, не капризничать по ...

Конспект занятия. Нетрадиционное рисование "Рука, которая смотрит..."

Рисование предметов на ощупь, это занятие я разработала  для детей с нарушением зрения, но оно  так же будет интересно и здоровым детям....

Конспект занятия по сказке "Слоненок, который хотел сделать что-нибудь замечательное" В.Лунина

Работа по сказке на развитие лексико - грамматических категорий....

Конспект занятия по краеведению "Город, который дорог".

Занятие проходило в рамках методического фестиваля, и было открытым для показа.Краеведение – одна из форм воспитания духовно – нравственной личности, поэтому воспитание особого отношения к Родине, сво...

Занятие- беседа «Село, в котором мы живём»

Цель:   Формировать знания детей о родном селе.            Задачи:       - Познакомить детей с понят...

КОНСПЕКТ НА ТЕМУ : «ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»

Малая Родина – островок земли.Под окном смородина, вишни расцвели.Яблоня кудрявая, а под ней скамья.Ласковая Родина малая моя!...