Методическая разработка цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию в средней группе «Книга- лучший друг»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ильина Светлана Ивановна

Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребенка важна. Важно вовремя воспитать любовь ребенка к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносят педагоги, родители. Не тлько в детском саду, но и дома надо учить детей любить книгу. Ребенок - он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него обыденным явлением. Читают родители - читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

цикла занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию

 в средней группе

«Книга- лучший друг»

                                                                 Выполнила:  

Воспитатель

первой квалификационной категории            

                                                                 Ильина Светлана Ивановна

                                                                 

                                                                 

                                                               

                                       

                                   

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация_________________________________________ 3

Пояснительная записка ______________________________ 6

Конспекты занятий __________________________________9

Заключение________________________________________24

Список используемой литературы_____________________25

Приложения_______________________________________26

                                             

           

                                             Аннотация

Сегодня роль чтения художественной литературы в жизни ребёнка очень важна. Важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке талант читателя. Дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели, художественное произведение до них доносит педагог, родители. Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Однако, не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем ином мире и порой не можем остановиться в нашем скоростном 21 веке, чтобы заглянуть в себя, в свой внутренний мир, который должен быть богаче, чем телевизор и компьютер. А богатой наша душа может быть только от общения с хорошим человеком и хорошей книгой. Сейчас родители жалуются на то, что дети перестали читать, а порою не задумываются о том, а что они сделали для того, чтобы книга была ребенку интересна и необходима. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были любопытными и стремились к знаниям, и, как результат, достигли бы успеха в жизни. Одним из лучших средств развития во все времена являлись книги. Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед родителями и педагогами стоит задача научить любить книгу.

Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребёнок узнаёт и запоминает новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.

Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Слушая чтение или читая самостоятельно, ребёнок знакомится с прошлым, настоящим и даже возможным будущим мира, учится размышлять, анализировать, творчески подходить ко всему, развивает речь, стремясь сделать её правильной, красивой, богатой, чёткой, образной, всем понятной.

Ребёнок формирует душевные качества: сострадание, милосердие, сочувствие, радость успехам других, доброту, смелость, знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту, учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

Чтение прежде всего, развивает речевые способности и напрямую влияет на качество и количество словарного запаса. Благодаря чтению человек учится концентрировать внимание, тренирует память. Книга способствует развитию образного мышления и обучению грамоте. Ведь во время чтения человек запоминает правильное написание слов и применение их в определенном контексте.

Благодаря книге у человека обретает навыки глубокого мышления и анализа. Появляется способность читать между строк, улавливать двойной смысл. Также чтение литературы развивает остроумие. Чтение вслух развивает у малыша способности оратора.

Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Книги помогают ребенку познать самого себя.

Книга объединяет поколения. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.

Детям обязательно нужно читать стихи, причем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма – красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму. От чтения стихов дети получают особое удовольствие. Гениальные детские стихи А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского. Обязательно при ребёнке взрослый должен читать сам. Ведь личный пример взрослого – лучший способ заинтересовать малыша. Ребёнок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я. Любовь к чтению остается на всю жизнь.

                     

                           Пояснительная записка

В дошкольном возрасте дети делают первые шаги в мир художественной литературы и проводниками для детей становятся воспитатели и родители. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье. Родители закладывают чувство любви к книге через свое отношение, поведение и действия.

В настоящее время мы наблюдаем, что дети очень мало знают о книгах, о писателях. Поэтому перед педагогами стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Книга - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Книга - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному, а сказки написаны в книгах.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. 

Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном и радуется покупке интересной книги. Здесь существует традиция семейного чтения, когда изо дня в день, сколько помнит себя ребенок, в семье читают вслух. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Любовь к чтению проявляется у него как естественная необходимость, как потребность в пище и сне.

Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения.

Книга помогает ребенку познавать мир, развивает любознательность. Книга не только источник познания – она призвана выполнять задачи нравственного и эстетического воспитания, пробуждать любовь к родному языку, к родной стране, к её природе и людям, развивать чувство прекрасного. Жизнь ребенка становится полнее и содержательнее от того, что в неё входят герои детских книг. При работе с детьми, особую роль следует уделять иллюстрациям, в осознании текста. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

   Видно, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. В соответствии с ФГОС восприятие художественной литературы направлено на формирование интереса и потребности в чтении книг.

В данной методической разработке представлен цикл занятий по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию, ФЭМП в средней группе «Книга- лучший друг». 

1 День- Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. Познавательное развитие.

2 День - Знакомство с творчеством В.Г.Сутеева. Развитие речи.

3 День- Знакомство с творчеством Н.Н.Носова. ФЭМП.

4 День- Знакомство с творчеством А.Л.Барто. Рисование.

5 День- Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. Лепка.

Основные цели:

          - Продолжать способствовать формированию интереса к книгам;

          - Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность

Основные задачи:

- Учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- Формирование интереса и потребности в чтении книг;

- Воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.

- Углубление индивидуальных литературных предпочтений детей, эстетического вкуса;

- Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности в процессе приобщения дошкольников к литературе;

- Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе посредством использования разных форм организации детей.

- Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Виды деятельности:
- Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака, В.В.Сутеева, А.Л.Барто, Н.Н.Носова, К.И.Чуковского.

- Непосредственно-образовательная деятельность.

- Художественное творчество (рисование, лепка)

- Чтение художественной литературы.

- Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые.

          - Физкульминутки, пальчиковая гимнастика.

- ФЭМП.

  Предварительная работа:

- Создание предметно-развивающей среды, оформление книжного уголка. Книжный уголок «Книжный калейдоскоп»

- Чтение детских сказок, рассказов, стихов.

- Подбор иллюстративного материала для знакомства детей с художниками, чьими - работами оформлены книги.

- Подбор портретов поэтов и писателей.

                              КОНСПЕКТЫ (Циклы занятий)

I. Занятие по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского

       Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать учить детей внимательно слушать отрывки из сказок. Познакомить с тем, что одно и то же произведение иллюстрировали разные художники. Объяснить, как важны в книге иллюстрации. Способствовать развитию интереса к художественному чтению.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Словарь: Художник – иллюстратор, иллюстрации, лист, обложка.
Оборудование: Портрет К. И . Чуковского. Книжная выставка «Любимые сказки К. Чуковского», на ней несколько сказок «Муха – цокотуха», иллюстрированных разными художниками. «Чудо – дерево», на нём висят: крокодил, телефон, кусок мыла, градусник, монета. Карточки с животными, шапку доктора, в кусочки шоколада воткнуты палочки, картинки для раскрашивания по теме.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Воспитатель снимает ткань, которая накрывает дерево и говорит:
Воспитатель: Как у наших у ворот, чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное.
Не листочки на нём, Не цветочки на нём…
Кто написал эти строчки?
Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Да, это замечательный детский писатель, поэт и переводчик К. И. Чуковский. Вот его портрет. Дети я открою вам один секрет. Оказывается, настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков, А Корней Чуковский – это псевдоним. Он составлен из начального слога фамилии.

 Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.

  1. Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки)

  1. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расчёска).

Первая сказка, которую написал К. И. Чуковский, называлась «Крокодил». А было это так. Корней Иванович сочинил её, когда вёз сына в больницу. Мальчик сломал руку и все время плакал. Чуковский, чтобы утешить сына, стал сочинять сказку в стихах:
Жил, был крокодил,
Он по улицам ходил…
Пожалуй, самым любимым сказочным героем Чуковского был крокодил. Поэтому он и поселился на нашем дереве.
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Татошей и с Какошей
По аллее проходил.
Во многих стихах К. Чуковского  говорилось про крокодила.

Давайте я буду зачитывать строки из стихов, а вы будете угадаете название произведения.
-А потом позвонил крокодил,
И со слезами просил …
(телефон)
-Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил…
(мойдодыр)
-А в большой реке –
Крокодил лежит, И в зубах его
Не огонь горит…
(краденое солнце)
Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве?
Дети: Телефон.

Воспитатель: Из какой сказки этот предмет?(ответы детей)
Воспитатель: Да, это сказка называется « Телефон».
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?

Дети: Слон.
Воспитатель: Кто сможет отыскать эту книгу на нашей выставке, (ребёнок приносит).
Открой, пожалуйста, любую страницу, а мы по картинкам попробуем вспомнить содержание этого эпизода.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве? (Мыло). Как вы думаете, из какой сказки этот предмет?
Дети: Из сказки «Мойдодыр».
Воспитатель: Найдите эту книжку на выставке. Ой, а странички в книге перепутались, все листочки рассыпались. Посмотрите внимательно на иллюстрации и подумайте, какая из них должна стоять вначале, какая подом. Нужно расставить все иллюстрации по порядку.
Вызванный ребёнок выполняет задание, остальные контролируют и исправляют.

 Воспитатель: Давайте немного мы отдохнем,

Руки водицей чистой протрём.

Массаж рук «Умывалочка»

Журчит водица.

Дети быстро шевелят пальчиками.

Мы с тобой пришли умыться.

Проводят ладонями по щекам.

Мы водичку зачерпнём

И ладошки мылом трём.

Энергично растирают ладошки

Зарядка

На зарядку нам пора!

Та-ра-ра, та-ра-ра!

Лапы кверху поднимаем –

Раз-два, раз-два!

Стоя на месте, поднимают и опускают руки.

И головками киваем –

Раз-два, раз-два!

Качают головой вправо-влево, стараясь дотронуться ухом до плеча.

Хвостиками повертели –

Вот так, вот так!

Слегка наклоняются вперёд и «вертят

хвостом»

Друг на друга посмотрели –

Вот так, вот так!

Делают повороты вправо-влево.

По полянке разбежались –

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Бегают на носочках.

А потом в кружок собрались –

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!

Встают на место.

Воспитатель: Что ещё вы видите на дереве, (градусник).
Из какой сказки К. И. Чуковского этот предмет?
Дети: Этот предмет из сказки « Айболит».
Воспитатель: Вы правы. Эта книжка о добром человеке. Она начинается словами: « Добрый доктор …» , и заканчивается словами « Слава добрым докторам».
Скажите пожалуйста, куда же отправился Айболит? (в Африку). А зачем?         (лечить несчастных зверей). А чем он лечил зверей? (гоголем – моголем и шоколадом).  Давайте поиграем, я буду Айболитом (надеваю шапку доктора), а вы изобразите больных животных. Я буду вас лечить.
И всем по порядку, даёт шоколадку. ( в кусочки шоколада воткнуты палочки)
А как закончилась сказка, хорошо или плохо?
Вот и вылечил он их – Лимпомпо!
Вот и вылечил больных – Лимпомпо!
Воспитатель: А какой предмет ещё на дереве?
Дети: Монетка.
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки Чуковского этот предмет?
Дети: Из сказки « Муха – Цокотуха».
Воспитатель: Что в сказке случилось с мухой? Кто её спас? (Ответы детей).
Найдите среди книг сказку « Муха – Цокотуха». Одна ли здесь книга? Здесь книжек несколько. И на всех иллюстрациях муха разная. Это потому, что иллюстрации к книгам рисовали разные люди. Людей, которые рисуют картинки к книжкам, называют художники – иллюстраторы. Давайте повторим это трудное слово.
Посмотрите на обложки этих книг, на всех нарисована муха. Люди берут в руки книгу, и уже могут догадаться, о чем она. Иллюстрации в книгах очень важны, без них не было бы интересно, особенно детям.
Сейчас я покажу вам иллюстрации, на которых нарисованы счастливые Муха и Комар. Кому из вас какая муха нравится и почему? ( Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Найди правильный ответ». Перед вами лежат карточки с изображениями животных. Я буду задавать вопросы, а вы должны поднять карточку с правильным ответом.
1) Кто проглотил солнце в сказке К. И. Чуковского? (  крокодил).
2) Кто ехал на велосипеде?( медведи)
3) Кто поймал именинницу? (паук).
4) Кто сел на ежа? (слониха).
Воспитатель: Молодцы дети. Сегодня на занятии мы продолжили знакомиться с творчеством замечательного детского писателя К. И. Чуковского. Мы вспомнили, какие сказки он написал. Сегодня на занятии вы хорошо отвечали, были внимательны. А я приготовила для вас небольшие подарки. Это рисунки для раскрашивания по сказкам К. И. Чуковского. На этом занятие окончено. А на следующем занятии мы с вами познакомимся с творчеством В. Сутеевым.

Вторая половина дня: Сюжетно-ролевая игра « Библиотека». (Приложение1)

II.   Занятие по развитию речи. Творчество В.Сутеева.

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Сутеева.

Задачи: Продолжать развивать умение и желание рассматривать иллюстрации в книге; развивать умение характеризовать героев сказки; учить выражать свое отношение к положительным, отрицательным героям; формировать понятие о дружбе, доброте, находчивости.

Оборудование: Портрет В.Г.Сутеева. Книги «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Три котенка», «Палочка- выручалочка», «Мешок яблок», «Кто сказал мяу?».

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте девочки,

Здравствуйте мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Воспитатель: Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству одного очень необычного человека.  Сегодня мы начнём знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Сутеева. Владимир Сутеев сочинял всегда весёлые, радостные, а главное добрые сказки!

Мы сейчас узнаем, какие сказки есть на нашей выставке.

Столик, столик послужи,

Ты нам книги покажи

Все, что ты покажешь,

Мы тебе расскажем.

Показываю иллюстрации в книгах.

Книга открывается,

А сказка называется... (несколько раз)

Дети говорят название сказки

Садимся на свои места

Воспитатель: Ребята, а как вы узнали все сказки, ведь читать мы еще не умеем?

Дети: По картинкам.

Воспитатель: А кто рисует эти картинки?

Дети: Художники.

Воспитатель: Картинки в книгах называются иллюстрациями. Художников, которые создают их, называют иллюстраторами.

Владимир Сутеев был и писателем, и иллюстратором. Он сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы.

Владимир Сутеев очень любил рисовать животных. Они похожи на настоящих животных, забавных, пушистых, их хочется потрогать. Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними и в своих сказках старался показать их характер.

И вот сегодня про одного такого щенка я вам почитаю. Послушайте, что с ним произошло.

Книга «Кто сказал мяу?» (Приложение2)

Чтение книги. В процессе прочтения задаются вопросы, обращается внимание на иллюстрации.

Воспитатель: -А Щенок – это кто? (Собачка, только ещё маленькая, детёныш.)

Воспитатель: Посмотрите, как художник нарисовал, что Щенок спрашивает, а Петух отвечает: у Щенка открыт рот, а Петух ухо повернул к Щенку и слушает.

-А как закричал Петух? («Ку-ка-ре-ку-у-у!»).

-Дети, а какой Петух? (нарядный, красные гребешок и бородка, а хвост разноцветный).

-А кто это выскочил из ямки?( мышонок)

-Какой он? (маленький, головка большая, ушки кругленькие, хвостик длинный, большой глаз и длинные усы).

-Что спросил Щенок?(ответы детей)

-Где нарисовал художник Котёнка? (на конуре).

- Как он зарычал? (р-р-р-р!).  

- Испугался Щенок Пса? Как вы догадались? (ответы детей)

- А где в это время был Котёнок?( ответы детей)

Физкульминутка

1, 2, 3, 4, 5---превращаемся в котят.

У котенка мягкие лапки, а внутри царапки.

Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки,

Умыли лапкой ушки,

А ушки у котят, как домики стоят.

Воспитатель: Кого Щенок увидел на ветке? (пчелу). Хотел он её схватить зубами, а что сделала Пчела? (ужалила Щенка). И куда он бросился? (в пруд).

О чём Щенок спросил рыбу?( ответы детей). А кто это смеётся над Щенком? (лягушка). Как она квакает? (ответы детей). Куда пошёл Щенок? (домой)

Воспитатель: Посмотрите на него. Как его нарисовал художник: идёт медленно, хвостик поджал, весь мокрый, обиженный, укушенный пчелой – крадётся по двору, а все над ним смеются.

Воспитатель: Где сидел Котёнок? (на подоконнике). Как он замяукал?(ответы). Как залаял Щенок?(ответы).

Воспитатель: А потом он вспомнил, как рычал лохматый пёс и зарычал. Как? (Р-р-р!).

Воспитатель: Посмотрите как зарисовал встречу Щенка и Котёнка художник: Щенок внимательно смотрит на Котёнка, а Котенок что сделал? (изогнулся и зашипел). Как? (Ш-ш-ш!). Как зафыркал? (Фыр-фыр!) и выпрыгнул в окно.

Воспитатель: Вот какая интересная история произошла со Щенком. Придумал и нарисовал её художник…

Кто запомнил его имя? (Владимир Григорьевич Сутеев.)

Понравилась вам сказка?(ответы детей).

На следующем занятии мы с вами познакомимся с творчеством Н.Н.Носовым.

Вторая половина дня: Дидактическая игра по развитию речи «Кубик рассказов» по сказкам В.Г.Сутеева.(Приложение 3)

III . Знакомство с творчеством Н. Н. Носова. ФЭМП «Поможем Незнайке вернуться домой».

Цель:

- Ознакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

- Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности со взрослым.

Задачи:

- Формировать умение давать краткие и развернутые по вопросам по тексту;

- закреплять порядковый счёт в пределах 3, умение соотносить число и количество предметов;

- закреплять умение различать левую и правую сторону;

- пользоваться словами «широкий», «узкий»;

- учить группировать предметы по цвету;

- учить составлять целое из частей;

- учить детей уравнивать множества одним способом.

Оборудование: Портрет Н.Н.Носова. Книга Н. Носова. Кукла Незнайка. Числовые карточки; карточки с цифрами один и два (номера вагонов); шаблон мостика; набор геометрических фигур; бабочки – 3 шт.; цветы – 5 шт.; дом Незнайки – пазл.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок, (присели)

Здравствуй утро, здравствуй день (встали)

Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к книжной полке. (Показываю портрет Н.Н.Носова).

 Воспитатель: Ребята, вы знаете кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Это не просто человек, это волшебник и зовут его Николай Николаевич Носов. Конечно,  на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть волшебный сундучок.
(Воспитатель показывает сундучок, спрашивает детей что бы там могло быть. Открывает его и показывает книгу с рассказами Н.Н Носова: «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы»).

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Наша книга.
Воспитатель: Правильно, ребята -это знакомая нам с вами книга замечательного человека, детского писателя, фантазера - Николая Николаевича  Носова. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети уже очень много лет. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе Ирпень. Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы для детей и о детях. Н.Н.Носов написал много забавных историй о ребятах, придумал целый сказочный город с необыкновенными жителями, которые носят необыкновенные имена. Главным же героем произведений Н.Носова для детей является непоседливый мальчишка –Незнайка.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же Незнайка. Незнайка, почему ты плачешь, что случилось?

Незнайка: Я гулял в своем Цветочном городе, и вдруг налетел сильный ветерок. Он унёс меня далеко от дома и разрушил мой домик. Теперь мне негде жить. Ребята, вы поможете мне построить новый домик?

Воспитатель: Ребятки, ну как поможем Незнайке?

Дети: Да!

Воспитатель: Сейчас, мы с вами отправимся в путешествие, где нас ждёт много сюрпризов. И мы, обязательно, поможем нашему другу!

Дидактическая игра « Билет на поезд».

Воспитатель: А на чём же мы с вами отправимся в дорогу (варианты детей). Вы все молодцы, но нас много, поэтому транспорт нужен большой. Давайте поедем на поезде, и Незнайку возьмём с собой. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем мы сядем на поезд? (купить билет). Сколько билетов нам нужно, если мы хотим поехать все вместе? (столько же сколько детей) Незнайка сейчас раздаст нам билеты. На каждом билете указан номер вагона, в котором вы поедете (числовые карточки), он соответствует цифре на вагончике. Первый вагон буду я, второй-Незнайка. И так путешествие начинается, садимся в свои вагоны. Все пассажиры на местах – можно ехать.

Доезжаем до первой станции.

Дидактическая игра «Собери мостик».

Воспитатель: Ребята, наш поезд остановился. Давайте выйдем из поезда и посмотрим вокруг. Посмотрите, это же речка! Речка, какая – широкая или узкая? Какого цвета? (ответы детей)

Незнайка: Что же нам делать, как я попаду домой? Мостик разрушил ветерок-проказник, как же мы переберёмся через эту широкую речку?

Воспитатель: Давайте положим детали, из которых можно построить мост, на свои места.

Воспитатель показывает на шаблон мостика. Рядом лежат геометрические фигуры. Дети выполняют поставленную задачу.

Воспитатель: Какую фигуру взяли? Какого цвета? Сколько углов у фигуры, сколько сторон? (дети отвечают)

После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку.

Воспитатель: По вагонам, поехали дальше.

Доезжаем до второй станции.

Дидактическая игра «Бабочки».

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на цветочной поляне.

Распустились здесь цветы

Небывалой красоты.

Незнайка: Посмотрите, ветерок занёс бабочек в сети злого паука!

Воспитатель: Нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (много) Давайте их освободим! Мы с вами будем отвлекать злого паука, а Незнайка в это время освободит бабочек.

Физкультминутка:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем!

Незнайка освобождает бабочек из плена.

 Воспитатель: Давайте поможем бабочкам спрятаться, чтобы паук не заметил и не поймал их опять. Как вы, думаете, как мы им поможем? Бабочкам надо спрятаться, но как? (Дети предлагают свои варианты.) Воспитатель: Молодцы, ребята, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета, как она. Давайте поможем бабочкам спрятаться.

Дети сажают бабочек на цветы. 

Воспитатель: Какого цвета бабочки? (ответы детей). На какой цветок сядет бабочка? (ответы детей). Поровну ли бабочек и цветов? (Нет) Чего больше? (Цветов) Чего меньше? (Бабочек) Почему вы думаете, что цветов больше? (Потому что цветы без бабочек) Как сделать так, чтобы цветов и бабочек стало поровну? (Дети предлагают вариант)

Незнайка: Ой, смотрите к нам прилетели ещё бабочки.

Воспитатель: Ну, вот теперь у нас бабочек и цветов стало поровну.

Паровозик едет на конечную станцию (стульчики)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, далеко ли до домика Незнайки? Но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая разминка «Дружные пальчики». (Приложение 4) 

Дидактическая игра «Построй дом Незнайке».

Воспитатель: Нам с вами осталось выполнить то, что мы обещали – это построить домик для нашего друга. (дети собирают пазл на магнитной доске)

Незнайка: Ну вот ребята, вы помогли мне вернуться домой, и построили для меня новый дом. Большое спасибо. А мне пора, до новых встреч! (дети прощаются с Незнайкой.)

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Кому мы сегодня помогали? Что делали? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами, сегодня, весело играли и много нового узнали. На следующем занятии мы познакомимся с творчеством А.Л.Барто.

Вторая половина дня: Конструирование «Домик для Незнайки».

(Приложение 5).

IX.Знакомство с творчеством А.Барто. Цикл « Игрушки». Рисование иллюстраций.

 Цель:

1 Познакомить детей с творчеством А.Л.Барто.

Задачи:

1.Продолжать знакомить детей с творчеством художников- иллюстрировать, формировать интерес к книге и книжной иллюстрации.

2. Подвести детей к тому, что рисунок в книге связан с текстом, поясняет его….

3. Учить создавать выразительный образ игрушки, передавать пропорции, движение (позу), цвет, дополнять изображение деталями.

4. Подводить к эмоциональной оценке своих работ.

Оборудование: В книжном уголке портрет А.Л. Барто. Книги разных иллюстраторов к стихам А.Л. Барто.

Магнитная доска с иллюстрациями разных художников к стихам: «Зайка», «Мишка», «Кораблик», «Грузовик», «Мячик», «Самолет». Стол, на столе разложены игрушки: мишка, бычок, зайка, мяч, лошадка, слон. Гуаш, кисти, подставка для кисти, бумажная салфетка, ½ альбомного листа.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети стоят друг за другом «паровозиком», проговаривают слова и выполняют движения по тексту:

Едет, едет паровоз,

Много у него колёс,

Мчится паровоз по кругу,

Машем мы рукой друг другу,

Тра-та-та, тра-та-та,

Занимай свои места!

Воспитатель: Ребята, как называют человека, который пишет стихи? (поэт)

(Воспитатель показывает детям портрет А.Л.Барто.)

Воспитатель: Ребята, это Агния Львовна Барто - замечательный детский писатель. Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который не был бы знаком с творчеством А. Л. Барто. Она родилась в Москве. Писать стихи начала ещё в школьные годы. В 1925 году вышла её первая детская книга. С тех пор она стала писать стихи и поэмы для детей разных возрастов. Агния Барто очень любила детей, у нее были и свои дети, а потом родился внук. Назвали его Володя. Своему внуку Агния Барто посвятила стихи “Вовка - добрая душа”. На стихи А. Барто написано много песен для детей. Она писала стихи о хороших и плохих детях и об игрушках…

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сходить в «Магазин игрушек».

У нас с вами нет денег, а чтобы купить игрушку, вам нужно рассказать стихотворение про ту игрушку которую вы хотите купить.

Мишка

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Бычок

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Слон

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Мячик

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Воспитатель: Молодцы. А теперь, ребята, давайте подойдем к книжной полке и посмотрим какие книги располагаются на полке.

Ребята, мы с вами много рассматривали разных книг А.Г.Барто… А кто же рисует картинки в книгах? (иллюстраторы)

Посмотрите внимательно, как нарисовали разные художники-иллюстраторы зайчиков.   Давайте сравним как художники передали настроение зайчиков? (Ответы детей).

Воспитатель: Какой формы глаза? В каком положении ушки? Какие дополнительные детали есть в рисунке? (ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, разные художники по разному, с помощью цвета и дополнительных деталей рассказали нам о том,  что случилось с героями стихотворении А.Л.Барто. Художники нарисовали игрушки крупно, чтобы нам было хорошо  видно,  что с  ними  случилось, что  у  мишки  хорошее  настроение.  Потому  что  ему  оказали  помощь и  не бросили  как зайку  и  даже  подарили  цветочек  и  другие  игрушки.

Воспитатель: А  сейчас  давайте  станем  художниками – иллюстраторами  и нарисуем  к  одному  из  стихотворений  свою  иллюстрацию;  кто – то  нарисует  зайку,  мишку,  мячик,  грузовик,  кораблик. Все  художники  рисуют  в  центре  листа,  крупно, чтобы  лучше  разглядеть  главного  героя. Не  забудьте  нарисовать  дополнительные  детали,  чтобы  сразу было видно, что  произошло  с  игрушками.

Но  прежде  чем  приступить  к  работе, давайте  подготовим  пальчики…

Пальчиковая  гимнастика.(Приложение 6)

 Руководство  выполнения  задания:

Напомнить  о  технике  работы с гуашью.

Во  время  самостоятельной работы  детей,  оказывать затрудняющимся детям,  советом,  поощрением, напоминанием  некоторых  приемов  рисования.

Воспитатель: Так что же мы с вами сегодня рисовали?( ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. На следующем занятии мы с вами познакомимся с творчеством С.Я.Маршака.

Вторая половина дня: Дидактическая настольная игра «Пазлы по произведениям А. Барто» своими руками. (Приложение 7).

X.Знакомство с творчеством С. Я. Маршака». Лепка.

Цель: закрепить знания детей о творчестве С. Я. Маршака

Задачи:

- учить детей понимать содержания произведений, отвечать на вопросы

- обогащать словарный запас детей (багаж, саквояж, пудель, кузнец, жонглер).

- учить детей самостоятельно подбирать сюжет для лепки, изображая сюжет, располагать предметы на подставке.

Оборудование: Портрет С. Маршака. Книги С. Маршака «Усатый- полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Багаж», «Мяч», «Цирк». Подставки для лепки, пластилин, стеки, салфетки для рук.

Ход занятия:

Организационный момент:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, проговаривают:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем,

А друг с другом мы играем.

Никого в беде не бросим,

Не заберём, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем с вами к книжной полке.

А вы знаете, чей портрет стоит на полке? (ответы детей). Это великий детский писатель С. Я. Маршак. Он родился в городе Воронеже. В память о нем даже назвали одну из улиц города: улица писателя Маршака. Прожил он 77 лет. Его книги знали ваши мамы, папы, и даже бабушки и дедушки и вам они тоже знакомы. Мы с вами их читали. «Усатый- полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Багаж», «Мяч», «Цирк».  С.Я.Маршак не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».

Робин-Бобин

Кое-как

Подкрепился

Натощак:

Съел теленка утром рано,

Двух овечек и барана,

Съел корову целиком

И прилавок с мясником,

Сотню жаворонков в тесте

И коня с телегой вместе,

Пять коней и колоколен, -

Да еще и недоволен!

Воспитатель: Сегодня мы вспомним с вами стихотворение С.Я. Маршака «Багаж».

(Прочтение стихотворения «Багаж). (Приложение 8.)

Воспитатель: Давайте все вместе изобразим сцену из этого стихотворения с помощью пластилина. Для этого нам надо выбрать эпизод. Посмотрите, как изобразили художники – иллюстраторы сцены из этого произведения. (рассматривание иллюстраций)

Воспитатель: Какой эпизод вы хотите выбрать? (обсуждение)

Воспитатель: Что самое важное в коллективной работе? (высказывания детей)

Воспитатель: Самое важное в коллективной работе – это советоваться друг с другом, работать дружно и вместе обсуждать ход работы.

Но прежде чем вы приступите к работе, давайте немного разомнемся.

Физминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка

Отправилась в лес (ходьба на месте)

Приходит обратно

А пудель исчез (повороты головы влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка

Четырнадцать дней (повороты туловища влево-вправа)

А пудель по комнате

Бегал за ней (прыжки на месте, руки перед грудью)

Воспитатель: Молодцы! Размялись? А теперь давайте приступим к работе.

(дети приступают к работе)

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо и дружно поработали. Надеюсь, что творчество С.Я. Маршака вам понравилось, и вы захотите прочитать ещё много его произведений.  

Подведение итога.

Вторая половина дня: Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница». (Приложение 9).

   

                                           

                                             

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Роль чтения в развитии каждого ребёнка велика. Ведь чтение оказывает огромное влияние на развитие ребёнка: его интеллект, творческое и логическое мышление, эмоциональное и социальное развитие. психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает речь ребёнка, способствует формированию правильного нравственного и эстетического отношения ко всему происходящему. Литература знакомит ребёнка с разными проявлениями жизни, с трудовой деятельностью, природой, развивая социальный опыт. Помните, что читая, ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

В результате методической разработки дети познакомились с творчеством детских поэтов и писателей. Научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов. Повысился познавательный уровень у дошкольников. Познакомились с иллюстраторами детской книги. Также были организованы тематические выставки (Иллюстрации к стихам А. Барто.). В рамках работы дети научились ремонтировать книги, а также бережно относиться к книгам. Помимо вышеуказанного, детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.  Родители тоже активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада, проявляли инициативу. В дополнение к этому они познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. 

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стрельцова Е.Л.» Литература и фантазия»

2. Фесюкова Л.Б  Воспитание сказкой М2000

3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш Знакомим дошкольников с литературой, «Сфера», 2008 г.

4. Ломбина Т.Н Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи, 5. Ростов-на-Дону 2006

6. Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека». nsportal.ru

7. Карпунина О. Г. «Книжкина больница». nsportal.ru

                                              ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                 Приложение 1:

                       Сюжетно-ролевая игра « Библиотека»

Задачи:

 - Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте.

  - Развивать память, речь детей.

  - Воспитывать у детей интерес и любовь к книгам.

Ход игры.

 Воспитатель: - Ребята, у нас в городе открылась библиотека. Давайте мы отправимся туда на экскурсию.

(Дети передвигаются по группе).

 Воспитатель: Ребята, это библиотека. Здесь хранится очень много книг, журналов, газет. Все эти книги хранит библиотекарь и отвечает за них. Он выдает книги читателям, записывает название книги и специальный номер, который имеет каждая книга в карточку.

(Воспитатель показывает образец).

Воспитатель: После того как читатель прочтет книгу, он должен вернуть ее обратно в библиотеку. Здесь есть читальный зал. Он нужен для того, чтобы читать книги которые находятся в архиве. Это очень ценные книги, часто они находятся в одном экземпляре и библиотекарь не может разрешить брать их с собой домой. Напомню, что в читальном зале шуметь нельзя, вести себя нужно очень тихо, чтобы не мешать другим. А теперь давайте пройдем к полкам с книгами и посмотрим, сколько здесь разных интересных книг.

(Дети рассматривают книги).

 Воспитатель: Давайте попросим библиотекаря дать нам книги из архива самые интересные книги и пройдем в читальный зал с ними.

(Дети проходят за столы, рассматривают книги).

 Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу, сдаем все книги библиотекарю. А кто хочет взять с собой книгу подходите к библиотекарю, он заведет на вас карточку читателя и запишет название книги которую вы взяли.

(Дети выбирают книги, встают в очередь, записываются, благодарят и уходят).

  В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок группы.

                                                                                             

                                                                                                  Приложение 2:

                 Владимир Сутеев. «Кто сказал мяу».

     Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как   кто-то сказал:

— Мяу!

Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось», — подумал он и улёгся поудобнее. И тут кто-то опять сказал:

— Мяу!

— Кто там?

Вскочил Щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол — никого нет! Влез на подоконник, увидел — за окном во дворе гуляет Петух.

«Вот кто не дал мне спать!» — подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

— Это ты сказал «мяу»? — спросил Щенок Петуха.

— Нет, я говорю… Петух захлопал крыльями и закричал: — Ку-ка-ре-ку-у-у!

— А больше ты ничего не умеешь говорить? — спросил Щенок,

— Нет, только «кукареку», — сказал Петух.

Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой… Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:

— Мяу!

«Это тут!» — сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами. Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.

— Ты сказал «мяу»? — строго спросил его Щенок.

— Пи-пи-пи, — запищал Мышонок. — А кто так сказал?

— Кто-то сказал «мяу»…

— Близко? — заволновался Мышонок.

— Вот здесь, совсем рядом, — сказал Щенок.

— Мне страшно! Пи-пи-пи! — запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.

Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал:

— Мяу!

Щенок обежал вокруг конуры три раза, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился… «Вот он! — сказал себе Щенок. — Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе… Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.

— Р-р-р-р! — зарычал Пёс.

— Я… я хотел узнать…

— Р-р-р-р!

— Это вы сказали… «мяу»? — прошептал Щенок, поджимая хвостик.

— Я? Ты смеёшься, Щенок!

Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом. И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:

— Мяу!

Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. «Вот кто сказал «мяу»! — подумал Щенок и хотел схватить её зубами.

— З-з-з-з! — прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа. Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним! Летит и жужжит:

— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!

Подбежал Щенок к пруду — и в воду! Когда он вынырнул, Пчелы уже не было. И тут опять кто-то сказал:

— Мяу!

— Это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Рыбу, которая проплывала мимо него.

Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.

— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка, сидевшая на листе лилии. — Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?

— А может быть, это ты сказала «мяу»? — спросил Щенок Лягушку.

— Ква-ква-ква! — засмеялась Лягушка. — Какой ты глупый! Лягушки только квакают. И прыгнула в воду. Пошёл Щенок домой мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.

И вдруг услышал:

— Мяу!!!

Он вскочил — на подоконнике сидела пушистая полосатая Кошка.

— Мяу! — сказала Кошка.

— Ав-ав-ав! — залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал мохнатый Пёс, и зарычал: — Р-р-р-р! Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!», зафыркала: «Фыр-фыр!» — и выпрыгнула в окно. Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».

                                                                                                     Приложение 3:

               Дидактическая игра по развитию речи

         «Кубик рассказов» (по рассказам В Сутеева)

Цель игры:

1) развивать активную речь, коммуникативные навыки, обогащать словарь;

2) составлять грамматически правильно сформулированные предложения;

3) узнавать ситуации из рассказов и сказки-повести;

4) развивать детское речевое творчество.

Задачи:

1) прививать интерес к творчеству В. Сутеева;

2) активизировать ребенка использовать в речи прилагательные, слова обозначающие действия.

Описание игры:

Ребенок на столе подбрасывает кубик со словами: "Вертись, крутись - на бочок ложись".

1 вариант игры: отгадать рассказ или сказку-повесть, выпавшую на верхней грани.

2 вариант игры: описать героев рассказа.

3 вариант игры: назвать друзей героя рассказа.

4 вариант игры: рассказать рассказ, который выпадет на верхней грани.

                                                                                                 Приложение 4:

                Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».

Дети встают.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики. (руки соединить в «замок»).

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики. (одновременно дотрагиваются подушечками пальцев одной руки, до пальцев другой руки) .

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединить пальцы)

Начинай считать опять (одновременное касание подушечками пальцев двух рук)

Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание) .

Мы закончили считать. (кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

                                                                                                     Приложение 5:

                     Конструирование «Домик для Незнайки».

Цель: расширять знания детей о домах, закреплять знания о геометрических фигурах и цвете, расширять словарный запас детей, развивать внимание, развивать память, развивать мелкую моторику, прививать аккуратность, воспитывать интерес к окружающему нас миру.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы на занятии помогли Незнайке построить дом. И строили мы его с помощью пазлов. А сейчас я вам предлагаю построить дом для Незнайки из строительного материала.

     Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить?

А, как стоить дома, из чего? (беседа) Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей). Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (прочные, теплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие). Какая должна быть у дома крыша? Не промокаемая, прочная.

Воспитатель: Ребята вот какой Дом для Незнайки я предлагаю построить. ( изображение домика).

Давайте рассмотрим картинку, что вы видите? Дети перечисляют (в центре домик, справа от домика елочка). Из каких геометрических фигур состоит домик? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А сейчас вы можете преступать к работе. (дети составляют из строительного материала домик)

Воспитатель: Вы очень все старались, помогали друг другу и построили Незнайке замечательный Домик. Недаром есть такая пословица: «Дружба - в делах помощница». Как вы считаете, Незнайке понравится новый дом?

Рефлексия:

- Чем мы сегодня с вами занимались?

- Что нового узнали?

- В чем дружба помогает (в строительстве, в общем деле) Молодцы!

                                                                                                 Приложение 6:

                   Пальчиковая гимнастика «Домик для зверят». 

В этом домике пять этажей:

На первом живёт семейство ежей,

На втором живёт семейство зайчат,

На третьем семейство рыжих бельчат,

На четвёртом живёт с птенцами синица,

На пятом сова – очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова, На четвёртом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата – втором,

На первом ежи, мы ещё к ним придём.

                                                                                                  Приложение 7

                           Дидактическая настольная игра

                     «Пазлы по произведениям А. Барто».

Цель: научить умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов и их форму.

Перед ребенком раскладываются разрезанные изображения. Он должен, сравнивая с образцом, собрать их правильно.

                                                                                                  Приложение 8

                        Самуил Маршак. «Багаж».

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

                                                                                                   

                     Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница»

Ход игры:

Дети сидят за столом.

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Что за добрые друзья живут в доме у меня?

Они стоят в шкафу на полках

В переплётах толстых, тонких,

Друзья рассказывают мне

Что происходит на земле.

Воспитатель: О чём эта загадка? (книги). А у вас дома есть книги?(ответы детей). Ребята, как вы думаете, зачем нам книги? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а где живут книги в нашей группе? Правильно, на книжной полке. Давайте пройдём к нашим книгам.

Воспитатель: Посмотрите, по – моему, на книжной полке не всё в порядке. Вас ничего не удивляет? На столе лежат старые, рванные, исписанные книги.(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему книги стали такими?(ответы). Как мы можем помочь заболевшим книгам?(ответы детей). А вы знаете , ребята у нас в группе для порванных книжек открыта больница. Мы с вами сейчас полечим книжки. Чтоб добрые дети их долго читали. Но для того, чтобы лечить больные книжки, нужно знать, что у них болит. Давайте, познакомимся с тем, как устроена книга. Хороший читатель должен знать, как называются части книги.

Первая обложка - защищает книгу от повреждений и придаёт ей нарядный вид. Она подскажет кто автор книги, как она называется.

Второе - страницы на них напечатан текст книги. Чем больше страниц, тем толще книга.

Третье рисунки, картинки в книгах ещё называют иллюстрациями. Книгу с иллюстрациями читать интереснее.

-Четвертое корешок - основная часть книги. Он скрепляет все страницы и обложку книги.

- А теперь пришла пора вылечить наши книжки, поставив им диагноз.

Если книжка заболела, выпали страницы,

Её вылечит всегда «Книжкина больница».

Все дети рассказывают, что будут делать. Затем выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, помогли книгам, я думаю, они вам благодарны.

- Скажите, ребята, как нужно относиться к книгам, чтобы они не болели? (бережно, аккуратно).

- Давайте вспомним правила бережного отношения к книгам.

1. Не рвать книги.

2. Не рисовать и не писать на страницах.

3. Не загибать страницы.

4. Не брать книги грязными руками.

5. Не читать во время еды.

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы всегда выполняете эти правила.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка цикла кратких конспектов НОД в области художественно-эстетического развития

Данный цикл  содержит краткие конспекты НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам и приемам композиции с использованием тестовых рисунков....

Родительское собрание в средней группе «Книга- мой лучший друг»

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития их детей....

Проект в средней группе"Книга-наш лучший друг"

проект -книга наш лучший друг...

Проект в средней группе «Книга – мой лучший друг»

Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный, художественно-речевой, долгосрочный.Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.Актуальность:Одной из...

Беседа с родителями средней группы "Книга - наш лучший друг"

Содействовать воспитанию  любви к книге у дошкольников и ихродителей.                                    ...