Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Большой мир маленького муравья»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников

«Большой мир маленького муравья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                Детский сад № 7 «Жар – птица»

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества

«Большой мир маленького муравья»

                                                                                      Руководитель проекта

                                                                                      Воспитатель высшей

                                                                                      квалификационной категории

                                                                                      Сидорук Л.О.

                                                       г. Нижневартовск 2020

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников

«Большой мир маленького муравьи»

Участники проекта: воспитатели, дети 6-7лет группы «Б», родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский с элементами творчества

Сроки: краткосрочный, с 23 февраля  по 19 марта 2019г.

Актуальность:

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают нас в повседневной жизни, но обычно мы не обращаем на них внимания. Это насекомые – самая многочисленная группа животных на Земле. Они одни из самых древних представителей животного мира.

Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, муравьи и  божьи коровки, кузнечики, осы, комары, стрекозы  – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к  маленьким жителям нашей планеты – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Насекомые являются неотъемлемой частью мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

Чтобы у детей появилось желание беречь и защищать маленьких жителей нашей планеты, необходимо знакомить детей с их жизнью, их проблемами. В нашем проекте мы решили пополнить наши знания о «великих тружениках – муравьях.

Цель: заинтересовать детей в получении дополнительных и расширенных знаний о муравьях, их жизнедеятельности, разнообразии видов, вреде или пользе для природы и человека и т.д.

Задачи:

Расширять и систематизировать знания детей о насекомых муравьях, местах их обитания, характерных особенностях;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

 Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

 Воспитывать бережное отношения к природе;

 Развивать коммуникативные навыки;

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Развитие познавательной активности, любознательности
  • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
  • Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения

 Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки, басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», выполнение домашних заданий в виде рисунков, поиска интересных сведений о муравьях, просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Путешествие муравья»

Этапы реализации проекта

I этап -Подготовительный

  • Беседа «Муравьи: что мы о них знаем?»

Проблема: Недостаточные знания о муравьях

  • Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
  • Подбор дидактических игр (лото, пазлы), игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
  • Составление плана основного этапа.

II этап - Основной (реализация проекта)

1. Познавательные беседы по теме

Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде, значении для жизни других обитателей природы.

2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение познавательных сказок Л. Тарасенко «Появление муравьишки», «Муравьишка и тля», басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

3. НОД «Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

5.Изодеятельность: «Как муравьишка домой спешил»(аппликация) «Муравейник»(рисование)«Муравей» (лепка).

Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.

6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь, артистические способности.

7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

8. Подвижные игры «Медведь и пчелы»«День и ночь»«Муравей и дождик».

III этап - Заключительный

 - выставка творческих работ.                                                              

 - изготовление тематической интерактивной папки в формате « Лэпбук»

 - защита проекта.

Выводы:

Дети узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Значение муравьев в природе велико, поэтому необходимо их  беречь и охранять.

Освоена технология изготовления лэпбука « Всё о муравьях»

Литература:

  1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
  2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
  3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под.ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
  5. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
  6. Раскраска Муравьи (Электронный ресурс)
  7. Видеофильмы «Детям о муравьях», (Электронный ресурс)
  8. Мультфильмы:

НОД Познавательное развитие

«Из жизни муравьёв»

Задачи: Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование: Иллюстрации с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

Ход :Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном насекомом.Как вы думаете, кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Я вам загадаю загадку: Сам Еремка мал, да удал. Незаметно по лесу ходит, Тяжелее себя ношу носит. (ответы детей) (муравей) - Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в десять раз превосходящие его вес, а слон при весе в пять тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.

Муравей

Автор: Татьяна Гусарова

Обычный, привычный лесной муравей

 Сильней всех животных и даже людей.

 Поклажа на тоненьком тельце его

Раз в пять тяжелей муравья самого.

 Муравьи – великолепные строители! Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом.

«Муравьиный терем»

 Сладко пахнут сосновой смолою

 Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

 Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей

. (Т. А. Шорыгина)

 Показ иллюстрации муравейника в разрезе

 Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ иллюстраций с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, смотри приложение).

 Д/ упр «Расставь картинки по порядку»

 Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

Динамическая пауза – игра «Муравьи»

Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети- «муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

С. Михалков

В лесу мурашки – муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник –дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

 В траве и под листвой.

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот жителей!

Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться падью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это:«Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

Итог занятия:

- Почему муравьев считают самыми сильными?

- Что такое муравейник?

- Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

- Почему муравьи заботятся о тлях?

- Как появляются на свет муравьи?

- Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

- Зачем муравьям усики?    

- Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

- Чем питаются муравьи?

- Назовите врагов муравьев.

- Почему муравьев называют «санитарами леса?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Большой мир маленького МУРАВЬЯ!

Слайд 3

- Как устроен муравейник? - Все ли муравьи одинаковые? - Как муравьишки появляются на свет? - Кто изучает муравьёв? - Почему муравьёв называют «насекомыми»

Слайд 6

НАСЕКОМОЕ

Слайд 16

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

Слайд 17

Приложение



Предварительный просмотр:

D:\проект грамота.jpg

D:\проект.jpg

G:\Фотопроект\viber_image_2020-10-17_15-49-47.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....

Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"

Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...

Презентация "Большой мир маленького муравья"

Презентация к проекту "Большой мир маленького муравья"...

Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)

В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности для детей старших дошкольников "страна Чудес" в форме "квест"

Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников в процессе математического развития посредс...