Главные вкладки

    Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников «Большой мир маленького муравья»
    проект по окружающему миру (подготовительная группа)

    Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников

    «Большой мир маленького муравья»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                    Детский сад № 7 «Жар – птица»

    Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества

    «Большой мир маленького муравья»

                                                                                          Руководитель проекта

                                                                                          Воспитатель высшей

                                                                                          квалификационной категории

                                                                                          Сидорук Л.О.

                                                           г. Нижневартовск 2020

    Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников

    «Большой мир маленького муравьи»

    Участники проекта: воспитатели, дети 6-7лет группы «Б», родители.

    Вид проекта: познавательно-исследовательский с элементами творчества

    Сроки: краткосрочный, с 23 февраля  по 19 марта 2019г.

    Актуальность:

    Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают нас в повседневной жизни, но обычно мы не обращаем на них внимания. Это насекомые – самая многочисленная группа животных на Земле. Они одни из самых древних представителей животного мира.

    Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, муравьи и  божьи коровки, кузнечики, осы, комары, стрекозы  – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к  маленьким жителям нашей планеты – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

    Насекомые являются неотъемлемой частью мира живой природы, от которого зависит и наша с вами жизнь. По словам одного энтомолога: “насекомые могут обойтись без нас, а вот мы без них никак”.

    Защита насекомых, необходимых для сохранения природы на Земле и рационального действия с ней для того, чтобы сохранить себя и всё живое как общий дом – одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения.

    Чтобы у детей появилось желание беречь и защищать маленьких жителей нашей планеты, необходимо знакомить детей с их жизнью, их проблемами. В нашем проекте мы решили пополнить наши знания о «великих тружениках – муравьях.

    Цель: заинтересовать детей в получении дополнительных и расширенных знаний о муравьях, их жизнедеятельности, разнообразии видов, вреде или пользе для природы и человека и т.д.

    Задачи:

    Расширять и систематизировать знания детей о насекомых муравьях, местах их обитания, характерных особенностях;

    Формировать навыки исследовательской деятельности.

     Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

     Воспитывать бережное отношения к природе;

     Развивать коммуникативные навыки;

    Ожидаемый результат по проекту:

    Для детей:

    • Развитие познавательной активности, любознательности
    • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
    • Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихотворений.
    • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
    • Создание условий для проявления воображения

     Предварительная работа:

    Рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Сказка о муравье и гусенице» Валентина Грохольская, «Как муравьишка домой спешил» В.В. Бианки, басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», выполнение домашних заданий в виде рисунков, поиска интересных сведений о муравьях, просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Путешествие муравья»

    Этапы реализации проекта

    I этап -Подготовительный

    • Беседа «Муравьи: что мы о них знаем?»

    Проблема: Недостаточные знания о муравьях

    • Подбор энциклопедий, журналов, литературных произведений, иллюстративного материала о насекомых, муравьях.
    • Подбор дидактических игр (лото, пазлы), игрушек и атрибутов для игровой деятельности.
    • Составление плана основного этапа.

    II этап - Основной (реализация проекта)

    1. Познавательные беседы по теме

    Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде, значении для жизни других обитателей природы.

    2. Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки и просмотр мультфильма В.Бианки «Как муравьишка домой спешил». Чтение познавательных сказок Л. Тарасенко «Появление муравьишки», «Муравьишка и тля», басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»

    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    3. НОД «Из жизни муравьев»

    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

    5.Изодеятельность: «Как муравьишка домой спешил»(аппликация) «Муравейник»(рисование)«Муравей» (лепка).

    Цель: Закрепить изобразительные умения детей, изображать муравья.

    6. Игра –драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

    Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать речь, артистические способности.

    7. Просмотр мультфильма «Стрекоза и муравей»

    8. Подвижные игры «Медведь и пчелы»«День и ночь»«Муравей и дождик».

    III этап - Заключительный

     - выставка творческих работ.                                                              

     - изготовление тематической интерактивной папки в формате « Лэпбук»

     - защита проекта.

    Выводы:

    Дети узнали кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какие функции выполняет каждый муравей, какие виды существуют, какова роль в природе. Тем самым у детей появилось желание получить больше информации о муравьях и других насекомых.

    Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Значение муравьев в природе велико, поэтому необходимо их  беречь и охранять.

    Освоена технология изготовления лэпбука « Всё о муравьях»

    Литература:

    1. Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль. -1998г.
    2. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
    3. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
    4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под.ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
    5. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
    6. Раскраска Муравьи (Электронный ресурс)
    7. Видеофильмы «Детям о муравьях», (Электронный ресурс)
    8. Мультфильмы:

    НОД Познавательное развитие

    «Из жизни муравьёв»

    Задачи: Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

    Оборудование: Иллюстрации с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

    Ход :Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном насекомом.Как вы думаете, кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Я вам загадаю загадку: Сам Еремка мал, да удал. Незаметно по лесу ходит, Тяжелее себя ношу носит. (ответы детей) (муравей) - Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в десять раз превосходящие его вес, а слон при весе в пять тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.

    Муравей

    Автор: Татьяна Гусарова

    Обычный, привычный лесной муравей

     Сильней всех животных и даже людей.

     Поклажа на тоненьком тельце его

    Раз в пять тяжелей муравья самого.

     Муравьи – великолепные строители! Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом.

    «Муравьиный терем»

     Сладко пахнут сосновой смолою

     Разогретые темные пни.

    Из иголочек высохшей хвои

    Строят терем лесной муравьи.

     Расторопно, с рабочей сноровкой

    Ставят балки и бревна кладут.

    Дело спорится бойко и ловко,

    Будут в доме тепло и уют!

    Будут в тереме малые дети

    Мирно спать под напевы дождей.

    Для того и встает на рассвете

    Работящий лесной муравей

    . (Т. А. Шорыгина)

     Показ иллюстрации муравейника в разрезе

     Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Все эти входы и выходы охраняются муравьями-солдатами. Сверху муравьи делают на муравейнике покрытие из иголок и веточек. Оно защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями. Под этим покрытием есть комната, которая хорошо прогревается солнечными лучами. Туда муравьи забегают погреться весной. Есть комната-кладбище, куда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. Есть специальная зимняя спальня. Взрослые муравьи в тесноте, да не в обиде проводят зиму в этом помещении. Закрывают все ходы-выходы в муравейнике, сбиваются в кучу в зимней спальне и засыпают. В хлебном складе муравьи хранят зерна. В мясную кладовку муравьи приносят гусениц и другую добычу. Есть специальный коровник. Конечно, в нем живут не настоящие коровы, а тли. Тля – тоже насекомое, которое, к радости муравьев, выделяет сладкое вещество. Муравьям оно очень нравится, поэтому они охраняют тлей от вредителей, уносят самок на зиму в муравейники, весной переносят тлей на наиболее сочные молодые побеги. Как люди разводят и ухаживают за коровами, так муравьи заботятся о тлях. В царских покоях живет муравьиная царица-матка. Каждый день она откладывает огромное количество яиц (до 1500). За ней ухаживают рабочие муравьи. Есть в муравейнике детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым. (Показ иллюстраций с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья, смотри приложение).

     Д/ упр «Расставь картинки по порядку»

     Воспитатель перемешивает картинки и предлагает детям выставить их последовательно. Можно предложить четырем детям взять в руки картинки и выстроиться в нужном порядке.

    Динамическая пауза – игра «Муравьи»

    Дети делятся на «муравьев» и «муравейник». Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» дети-«муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» дети- «муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-«муравейник» опустят руки вниз.

    С. Михалков

    В лесу мурашки – муравьи

    Живут своим трудом,

    У них обычаи свои

    И муравейник –дом.

    Миролюбивые жильцы

    Без дела не сидят:

    С утра на пост бегут бойцы,

    А няньки в детский сад.

    Рабочий муравей спешит

    Тропинкой трудовой,

    С утра до вечера шуршит

     В траве и под листвой.

    Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Население одного муравейника подчас такое, как население небольшого городка - несколько сот жителей!

    Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя рабочие муравьи – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их поближе к поверхности, или прячут вглубь муравейника в зависимости от погоды, помогают новорожденным выбраться из оболочки кокона.

    Как у всех насекомых, у муравьев есть усики-антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

    Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

    Муравьи больше всего любят лакомиться падью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, особенно любят кузнечиков. Даже поговорка есть про это:«Лучший подарок муравью – ножка кузнечика». Еще едят грибы, сок и семена растений.

    Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».

    Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

    Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.

    Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).

    Итог занятия:

    - Почему муравьев считают самыми сильными?

    - Что такое муравейник?

    - Как устроен муравейник? Какие в нем есть «помещения»?

    - Почему муравьи заботятся о тлях?

    - Как появляются на свет муравьи?

    - Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?

    - Зачем муравьям усики?    

    - Почему муравьи не падают, когда ходят по гладкой и вертикальной поверхности?

    - Чем питаются муравьи?

    - Назовите врагов муравьев.

    - Почему муравьев называют «санитарами леса?»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Большой мир маленького МУРАВЬЯ!

    Слайд 3

    - Как устроен муравейник? - Все ли муравьи одинаковые? - Как муравьишки появляются на свет? - Кто изучает муравьёв? - Почему муравьёв называют «насекомыми»

    Слайд 6

    НАСЕКОМОЕ

    Слайд 16

    ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

    Слайд 17

    Приложение



    Предварительный просмотр:

    D:\проект грамота.jpg

    D:\проект.jpg

    G:\Фотопроект\viber_image_2020-10-17_15-49-47.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ ЭКСКУРСИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ В ВЕСЕННИЙ ПЕРИОД «БОЛЬШИЕ СЕКРЕТЫ МАЛЕНЬКОГО МУРАВЬЯ»

    ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ –ФОРМИРОВАНИЕ РЕБЕНКА, КАК НОСИТЕЛЯ НОВОГО ТИПА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ....

    познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Такие разные камни"

    Данный проект строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, а так же на самостоятельной экспериментальной деятельности воспитанников. Проект по экологии «Такие раз...

    Познавательно – исследовательский краткосрочный проект в старшей группе «Хлеб – всему голова»

    В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб...

    Познавательно-исследовательский проект для старших дошкольников "Муравьи"

    Экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования. Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмо...

    Презентация "Большой мир маленького муравья"

    Презентация к проекту "Большой мир маленького муравья"...

    Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)

    В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...

    Проект в старшей группе детского сада "Маленьким детям- большие права"

    Проект "Маленьким детям - большие права"Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правильного поведен...