Конспект занятия по познавательному развитию "Ученье с увлечением" (для детей подготовительной к школе группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Осипова Валентина Витальевна

Цель: Развивать  интерес к новой для детей интеллектуальной игре - шахматам.

Задачи: Дать детям представление об игре в шахматы, о расположении шахматных фигур на доске и их названии.

Расширять знания о некоторых нюансах игры и действиях каждой фигуры в ходе игры.

Помочь ребенку определиться и сделать выбор в пользу игры в шахматы.

Воспитывать желание научиться играть в эту игру.

Интеграция: развитие речи, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы, социализация.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МДОУ"Детский сад №69"

Конспект занятия

по познавательному развитию

"Ученье с увлечением"

(для детей подготовительной группы)

Воспитатель: Осипова В.В.

г.о. Саранск 2019 г.

Цель: Развивать  интерес к новой для детей интеллектуальной игре - шахматам.

Задачи: Дать детям представление об игре в шахматы, о расположении шахматных фигур на доске и их названии.

Расширять знания о некоторых нюансах игры и действиях каждой фигуры в ходе игры.

Помочь ребенку определиться и сделать выбор в пользу игры в шахматы.

Воспитывать желание научиться играть в эту игру.

Интеграция: развитие речи, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы, социализация.

Методические приемы:

Практические:  действия с предметами, действия с "чудесным мешочком"

Словесные: беседа, объяснения, вопросы, чтение стихотворений, хоровые и индивидуальные ответы, игры.

Игровые: сюрпризный момент, физкультминутка в игровой форме.

Наглядные: рассматривание слайдов, рассматривание шахматных костюмов, шахматных фигур.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал: интерактивная доска, шахматы, мешочек.

Словарная работа: ферзь, ладья, пешка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о шахматах, чтение художественной литературы, чтение документального материала о шахматистах прошлого и настоящего, рассказывание детям об особенностях игры в шахматы, знакомство с доской и фигурами шахмат.

 

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, заходит воспитатель в костюме шахматной доски.

Воспитатель: Вот я в гости к вам пришла

                          Догадались, кто же я?  

Дети: Шахматная доска

Воспитатель: Я доска не школьная,

                          Игральная, прикольная.

                          Напоминаю игрокам,

                          На мне фигуры здесь и там.

                          Чтобы правильно ходить,

                          Фигурам место находить.

                          Думать надо головой,

                          Как не просто ой, ой, ой!

Вы знаете, что такое шахматы?

Дети: Да! Игра.

Воспитатель: Да, это действительно игра. И не простая, одна из древнейших и популярных игр в мире. А вы знаете как располагаются фигуры на шахматной доске?

Игра - соревнование "Кто быстрее расставит фигуры на доску"

Воспитатель: Хочу рассказать откуда взялось название этой игры: оно происходит от двух слов - "шах" - король, и "мат" - умер. Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для "короля" противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его "смерти". Давайте послушаем детей откуда к нам пришла игра в шахматы.

1 ребенок: Древнейшая, примитивная форма шахмат - военная игра "чатуранга" - возникла в Индии еще в первом пятисотлетии нашей эры. Из индии игра проникла в Китай и Иран.

2 ребенок: Большой вклад в развитие шахмат внесли народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в YIII веке нашей эры шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.

3 ребенок: Затем, через завоевателей - арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу. К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в Y- YI веках  нашей эры из Индии, а возможно и из Средней Азии.

4 ребенок: Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожи на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

5 ребенок: Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась "Тавлеи". Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

                                     Волхв - Король

                                     Князь - Ферзь

                                     Ратоборец - Ладья

                                     Лучник - Слон

                                     Всадник - Конь

                                     Ратник - Пешка

Воспитатель: Как много мы узнали об истории шахмат, но наше знакомство продолжается. Ребята, встречайте, к нам пришли гости.

(Выходят дети в костюмах шахматных фигур и строятся в одну шеренгу, а на встречу фигурам выходит мальчик-шахматист)

Мальчик-

шахматист: 

                       Вы фигуры умные,

                       Вы фигуры дружные.

                       Проходите, проходите,

                       О себе нам расскажите.

Король: Фигура я отважная,

                И вполне опасная.

                По вертикали я хожу,

                Просто ужас навожу.

Ферзь: По важности вторая я,

              Хожу туда, сюда всегда.

              Меня узнать не сложно,

              Есть "шарик", осторожно!

Ладья: Мое названье как у лодки,

              Мудры ходы и все обводки.

              Хожу по полю по прямой,

              Давай шагай быстрей за мной.

Слон:  С другом мы вдвоем на поле,

             Мы слоны и мы на воле.

             По белым, черным ходим клеткам,

             Попробуй, догони нас, детка.

Конь:  Скачет, скачет быстрый конь,

             Вот какой надежный он,

             Скачет через головы,

             Это очень здорово!

Пешка: Нас целых восемь впереди,

               И нам давно пора идти.

               Когда до места доберемся,

               Другой фигурой мы вернемся.

Воспитатель: Дорогие шахматные фигуры, присоединяйтесь к нам.

А мы окунемся в мир шахмат, потому что их множество видов. Давайте посмотрим слайды.

(Рассматривание шахматных фигур из разных материалов, с разнообразным изображением фигур).

Воспитатель: А где же наш мальчик-шахматист, идем к нам.

Мальчик-

шахматист: У меня в руках мешок,

                       Угадай, что там, дружок.

                       Не простой, чудесный,

                       Для вас он интересный.

                       Там неведомо что есть,

                       Ты рукой туда залезь.

                       Что найдешь показывай,

                       Ребятам всем рассказывай.

Дидактическая /игра "Чудесный мешочек" (угадывают шахматные фигуры на ощупь).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все фигуры вы узнали. А сейчас для вас Разминка "Топ, топ, топ":

"Фигуры мы веселые - топ, топ, топ

Черные и белые - топ, топ, топ

Вместе мы идем вперед - топ, топ, топ

А потом идем назад - топ, топ, топ

Ходим мы вокруг себя - топ, топ, топ

Вот и кончилась игра - топ, топ, топ".

Воспитатель: У меня для вас игра "Это правда или нет"

1. В шахматах 7 разных фигур  

Это правда или нет?    ( нет, их 6)

2. В шахматах два набора фигур отличающихся по цвету

Это правда или нет?  (да)

3. В каждом наборе 18 фигур  

Это правда или нет  (нет, их 16)

4. Каждая из фигур ходит по шахматной доске одинаково

Это правда или нет  (нет,  по своему)

5. Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие

Это правда или нет   (да)

6. К легким фигурам относятся пешки

Это правда или нет  (нет, конь, слон)

7. К тяжелым относятся ладья и ферзь

Это правда или нет ( да)

8. Король не относится ни к тяжелым, ни к легким фигурам

Это правда или нет (да)

Воспитатель: Хочу поднять вам настроение и поэтому предлагаю шутливый

Конкурс "Он" и "Она"

Вопросы к детям: Ферзь   -   "он" или "она" (фигура выходит на середину)

                               Ладья   -  "он" или  "она" (фигура выходит на середину)  

                               Конь    -   "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Слон    -   "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Король  -  "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Пешка   -  "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

(Все фигуры выстраиваются в шеренгу в середине)

Все фигуры: Было весело друзья

                        Ждет доска - домой пора.

( фигуры уходят)

Воспитатель: Вот и фигуры ушли. У них сложная работа: думать, делать ходы, помогать шахматистам. А вы хотели бы научиться играть в шахматы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз - это подарок вам от родителей. Они дарят вам шахматы. Вы рады?

Дети: Да

Воспитатель: (в руках держит шахматы)

                          Шахматы - море фантастики

                          Это не просто игра!

                          Шахматы - это гимнастика

                          Памяти, воли, ума!

         

     



Предварительный просмотр:

МДОУ"Детский сад №86 комбинированного вида"

Конспект занятия

по познавательному развитию

"Ученье с увлечением"

(для детей подготовительной группы)

Воспитатель: Осипова В.В.

г.о. Саранск 2019 г.

Цель: Развивать  интерес к новой для детей интеллектуальной игре - шахматам.

Задачи: Дать детям представление об игре в шахматы, о расположении шахматных фигур на доске и их названии.

Расширять знания о некоторых нюансах игры и действиях каждой фигуры в ходе игры.

Помочь ребенку определиться и сделать выбор в пользу игры в шахматы.

Воспитывать желание научиться играть в эту игру.

Интеграция: развитие речи, безопасность, физическое развитие, чтение художественной литературы, социализация.

Методические приемы:

Практические:  действия с предметами, действия с "чудесным мешочком"

Словесные: беседа, объяснения, вопросы, чтение стихотворений, хоровые и индивидуальные ответы, игры.

Игровые: сюрпризный момент, физкультминутка в игровой форме.

Наглядные: рассматривание слайдов, рассматривание шахматных костюмов, шахматных фигур.

Материал и оборудование: 

Демонстрационный материал: интерактивная доска, шахматы, мешочек.

Словарная работа: ферзь, ладья, пешка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о шахматах, чтение художественной литературы, чтение документального материала о шахматистах прошлого и настоящего, рассказывание детям об особенностях игры в шахматы, знакомство с доской и фигурами шахмат.

 

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, заходит воспитатель в костюме шахматной доски.

Воспитатель: Вот я в гости к вам пришла

                          Догадались, кто же я?  

Дети: Шахматная доска

Воспитатель: Я доска не школьная,

                          Игральная, прикольная.

                          Напоминаю игрокам,

                          На мне фигуры здесь и там.

                          Чтобы правильно ходить,

                          Фигурам место находить.

                          Думать надо головой,

                          Как не просто ой, ой, ой!

Вы знаете, что такое шахматы?

Дети: Да! Игра.

Воспитатель: Да, это действительно игра. И не простая, одна из древнейших и популярных игр в мире. А вы знаете как располагаются фигуры на шахматной доске?

Игра - соревнование "Кто быстрее расставит фигуры на доску"

Воспитатель: Хочу рассказать откуда взялось название этой игры: оно происходит от двух слов - "шах" - король, и "мат" - умер. Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для "короля" противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его "смерти". Давайте послушаем детей откуда к нам пришла игра в шахматы.

1 ребенок: Древнейшая, примитивная форма шахмат - военная игра "чатуранга" - возникла в Индии еще в первом пятисотлетии нашей эры. Из индии игра проникла в Китай и Иран.

2 ребенок: Большой вклад в развитие шахмат внесли народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в YIII веке нашей эры шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата.

3 ребенок: Затем, через завоевателей - арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу. К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в Y- YI веках  нашей эры из Индии, а возможно и из Средней Азии.

4 ребенок: Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожи на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

5 ребенок: Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась "Тавлеи". Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

                                     Волхв - Король

                                     Князь - Ферзь

                                     Ратоборец - Ладья

                                     Лучник - Слон

                                     Всадник - Конь

                                     Ратник - Пешка

Воспитатель: Как много мы узнали об истории шахмат, но наше знакомство продолжается. Ребята, встречайте, к нам пришли гости.

(Выходят дети в костюмах шахматных фигур и строятся в одну шеренгу, а на встречу фигурам выходит мальчик-шахматист)

Мальчик-

шахматист: 

                       Вы фигуры умные,

                       Вы фигуры дружные.

                       Проходите, проходите,

                       О себе нам расскажите.

Король: Фигура я отважная,

                И вполне опасная.

                По вертикали я хожу,

                Просто ужас навожу.

Ферзь: По важности вторая я,

              Хожу туда, сюда всегда.

              Меня узнать не сложно,

              Есть "шарик", осторожно!

Ладья: Мое названье как у лодки,

              Мудры ходы и все обводки.

              Хожу по полю по прямой,

              Давай шагай быстрей за мной.

Слон:  С другом мы вдвоем на поле,

             Мы слоны и мы на воле.

             По белым, черным ходим клеткам,

             Попробуй, догони нас, детка.

Конь:  Скачет, скачет быстрый конь,

             Вот какой надежный он,

             Скачет через головы,

             Это очень здорово!

Пешка: Нас целых восемь впереди,

               И нам давно пора идти.

               Когда до места доберемся,

               Другой фигурой мы вернемся.

Воспитатель: Дорогие шахматные фигуры, присоединяйтесь к нам.

А мы окунемся в мир шахмат, потому что их множество видов. Давайте посмотрим слайды.

(Рассматривание шахматных фигур из разных материалов, с разнообразным изображением фигур).

Воспитатель: А где же наш мальчик-шахматист, идем к нам.

Мальчик-

шахматист: У меня в руках мешок,

                       Угадай, что там, дружок.

                       Не простой, чудесный,

                       Для вас он интересный.

                       Там неведомо что есть,

                       Ты рукой туда залезь.

                       Что найдешь показывай,

                       Ребятам всем рассказывай.

Дидактическая /игра "Чудесный мешочек" (угадывают шахматные фигуры на ощупь).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все фигуры вы узнали. А сейчас для вас Разминка "Топ, топ, топ":

"Фигуры мы веселые - топ, топ, топ

Черные и белые - топ, топ, топ

Вместе мы идем вперед - топ, топ, топ

А потом идем назад - топ, топ, топ

Ходим мы вокруг себя - топ, топ, топ

Вот и кончилась игра - топ, топ, топ".

Воспитатель: У меня для вас игра "Это правда или нет"

1. В шахматах 7 разных фигур  

Это правда или нет?    ( нет, их 6)

2. В шахматах два набора фигур отличающихся по цвету

Это правда или нет?  (да)

3. В каждом наборе 18 фигур  

Это правда или нет  (нет, их 16)

4. Каждая из фигур ходит по шахматной доске одинаково

Это правда или нет  (нет,  по своему)

5. Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие

Это правда или нет   (да)

6. К легким фигурам относятся пешки

Это правда или нет  (нет, конь, слон)

7. К тяжелым относятся ладья и ферзь

Это правда или нет ( да)

8. Король не относится ни к тяжелым, ни к легким фигурам

Это правда или нет (да)

Воспитатель: Хочу поднять вам настроение и поэтому предлагаю шутливый

Конкурс "Он" и "Она"

Вопросы к детям: Ферзь   -   "он" или "она" (фигура выходит на середину)

                               Ладья   -  "он" или  "она" (фигура выходит на середину)  

                               Конь    -   "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Слон    -   "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Король  -  "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

                               Пешка   -  "он" или "она"(фигура выходит на середину)  

(Все фигуры выстраиваются в шеренгу в середине)

Все фигуры: Было весело друзья

                        Ждет доска - домой пора.

( фигуры уходят)

Воспитатель: Вот и фигуры ушли. У них сложная работа: думать, делать ходы, помогать шахматистам. А вы хотели бы научиться играть в шахматы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз - это подарок вам от родителей. Они дарят вам шахматы. Вы рады?

Дети: Да

Воспитатель: (в руках держит шахматы)

                          Шахматы - море фантастики

                          Это не просто игра!

                          Шахматы - это гимнастика

                          Памяти, воли, ума!

         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект занятия-беседы о преподобном Сергии Радонежском для детей подготовительной к школе группе

Ознакомительное занятие для детей подготовительной к школе группе в рамках познания окружающего мира...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы "Как помочь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группеКак помочь Буратино?                   ...

Конспект занятия по познавательно-речевой деятельности "Рады зимушке зиме" (подготовительная к школе группа)

Поставленные на занятии задачи решаются посредством информационно-коммуникативных технологий....

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы...