Конспект познавательно-исследовательской деятельности с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Тема«Вода и огонь – наши друзья».

Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ogon-voda.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности 

с использованием методов ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) в старшей группе

Тема«Вода и огонь – наши друзья».

Цель: Развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Образовательные задачи:

Расширить знания о пользе и вреде воды и огня в жизни человека. Учить детей делать предположения, выводы, обобщать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи.

Развивающие задачи:

Развивать у детей любознательность, стремление к самостоятельному познанию, коммуникативные способности детей,развивать исследовательские способности,закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи.

Развитие быстроты мыслительных процессов,обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность и осторожность в работе,воспитывать внимательность, наблюдательность, дисциплинированность, умение слаженно работать в подгруппе.

Методы, приемы, технологии: Словесный, наглядный, проблемная ситуация, экспериментальная деятельность, рассказ, объяснение.

Организация детей: Стоя полукругом, сидя за столами, сидя напротив друг друга.

Формы работы: Фронтально, подгруппами.

Словарная работа: наводнения, стихийные бедствия, муссоны,смерчи.

Предшествующая работа: сюжетно-ролевая игра «Пожарные», выставка рисунков «Огонь–нашдруг»,рассматривание серии картинок «Осторожно, огонь,  Чтение сказок «Кошкин дом»«Путаница», рассказа «Пожарные собаки», дидактические игры «Горит - не горит»«Доскажи слово», разминка «Пожарные», пальчиковая гимнастика «Свеча». Игры с водой, песком, камнями, беседы, просмотр презентаций о воде и огне, ежедневные наблюдения за аквариумом, сосульками.

Материалы: плакаты, иллюстрации, картины, специальная одежда (шапочки, и накидки с эмблемой экспериментатора).

Оборудование для опытов: спички, свечи, полоски бумаги, пинцет,кусочек ваты,ткани емкости с водой, песком, землей, презентация.

Ход ООД:

Воспитатель:

Здравствуйте Ребята! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель:

Ребята, к нам  в гости  пришел мудрый Звездочет. Он все знает о звездах, планетах, космосе .Но  ему интересно.чем ребята занимаются  на занятих в детском саду, может быть,он тоже что-то новое узнает , и хочет у вас  поучиться. Поможем?

_ДА.

Воспитатель: А о чем пойдет речь на нашем занятие,вы узнаете, когда  отгадаете мои загадки. Прослушайте внимательно первую:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

Воспитатель(мозговой штурм :– поиск ответа на вопрос,)

А когда вода бывает» стеклянной»? А когда она» летит», «бежит»?

(ответы детей: когда вода переходит в другое агрегатное состояние и превращается в лед; «летит» – когда идет дождь.снежинки,снег,град; «бежит» - в ручейке,речке» и т.д.)

Воспитатель:

Вторая загадка, ребята, посложней. Будьте  очень внимательны!

Он светит и греет.

В кирпичной печи

Он борщ вкусный варит

Печёт калачи.

Полено грызёт он

Трещит и шумит,

И серым и горьким

Он дымом дымит. (огонь)

Воспитатель:

Что означает» огонь борщ варит»? печет калачи? Палено Грызет? (ответы детей )

Воспитатель:

А давайте попробуем  придумать свои загадки про огонь и воду? (Придумывание загадок,2-3 загадки).

Воспитатель:

Ребята, а вот наш гость  грустный оттого, что мало знает о воде, огне. Может, мы поделимся с ним своими знаниями? (Да)

Воспитатель:

Ребята, у каждого ученого есть своя лаборатория.,там где он проводит различные  опыты и экперименты,и я предлагаю  вам перенестись из нашей уютной группы в  современную лабораторию .  Постройтесь парами и мы отправляемся в опытно - экспериментальную лабораторию .

(Дети заходят в помещение, где вывешены иллюстрации связанные с водой и огнем, со  столами, проектор.), встают полукругом у стены, на которой размещены картинки, на тему огня.

 Игра «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Воспитатель:

Как вы думаете, огонь для человека это хорошо или плохо?

Ответы детей.

Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт,например паровоз, ракету, летящую в космос, сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы. (воспитатель дополняет ответы детей).

Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить, от огня гибнут животные, птицы, насекомые в лесу,лес (воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель: (метод мозгового штурма)

Ребята,а как вы думаете, как можно потушить пожар, если в доме нет воды?

Ответы детей (принимаются любые ответы детей,даже если они кажутся абсолютно абсурдными,но в результате выбираем один или несколько ,наиболее подходящий по смыслу.(потушить тряпкой;песком; вызвать пожарных,воспользоваться волшебной палочкой и т. Д.)

Воспитатель:

А теперь, ребята, проходите к столам. Обратите внимание, для вас подготовлена специальная рабочая форма экспериментаторов. Наденьте ее, пожалуйста, и усаживайтесь на стулья. Ну вот, передо мной настоящие ученые.

Воспитатель: Итак, мы начинаем наши эксперименты. Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Опыт №1(проводит воспитатель)

Поднести к пламени свечи l-полоску бумаги,2 -вату,З- кусок ткани,4-монету

Вывод: опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься)

А как вы думаете, чем можно погасить огонь(песком, водой, снегом, пеной, землей). Проверим?

Опыт №2. Дети проводят опыт за столами, где у одних – в контейнерах песок, у вторых – вода, у третьих – земля. (Воспитатель поочередно зажигает свечи, а дети тушат.).

Вывод:  Огонь погас, потому что он «боится» воды,песка,земли.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Вот таким послушным может быть огонь. А бывает и такое!

Я хочу рассказать вам сказку про огонь (сценка с участием 2 детей с подготовительной группы):

«Жил- был Огонь. Он был веселый и горячий. Гулял Огонь по лесам, по домам, По деревьям. Никого Огонь не щадил на своем пути и был злейшим врагом всего живого. И вот повстречался на его пути Человек и сказал:

- Давай, Огонь, померяемся силами!

- Да куда тебе со мной силой мерятся, - сказал Огонь.

-Нет, я докажу тебе, что я сильней, -сказал Человек.

И достал тогда Человек флягу с водой и началась великая битва. Взмолился Огонь:

- Не туши меня, Человек! Верой и правдой тебе служить буду!

Пожалел Человек Огонь и заставил служить себе. Вот только Огонь поставил свои условия:

- Чтобы со мной дружить, надо знать правила и всем их соблюдать.

Человек согласился с Огнем и назвал эти правила пожарной безопасности, стал их соблюдать и дружить с Огнем.( не играй со спичками,выключай электроприборы,не зажигай газ)

Воспитатель:

Ребята, наш гость Звездочет предлагает нам потанцевать с ним. Выйдите из-за столов. Немного отдохнем. (Физкультминутка)

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим(Руки вверх – глубокий вдох)

Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)

Отдыхаем, отдыхаем.

У костра мы все присели (Присели)

Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)

А костер все выше, выше(Потянулись вверх на носочках)

Ты, костер, гори потише (Присели)

На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)

Ей могу и поклониться. (Низкий поклон)

Игра «Да - нетка»

Воспитатель: Ребята, не заглядывая в коробочку, вы должные угадать, что лежит у меня в коробке. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю, только «да» или «нет». (если дети затрудняются, педагог дает подсказку:живое-неживое,съедобное-несъедобное, в этом предмете есть неопасный огонь). (В коробочке – фонарик)

Воспитатель (выявление противоречий):

-А теперь, ребята, давайте поговорим о воде. Ответьте, пожалуйста, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают) .

Хорошо: Наш организм на 80 % состоит из воды. Без воды человек может прожить не более 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. В воде живет рыба, которую мы употребляем в пищу и морепродукты. Любим водные путешествия и купание в водоемах. (воспитатель дополняет ответы детей).

Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм. Проливные дожди, их называют еще муссоны, затапливают целые города, реки выходят из берегов., разрушая постройки. (воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель предлагает – 25 сек. посмотреть видеоролик о пользы воды.

Игра-фантазирование (мозговой штурм –постановка задачи и способы ее решения)

Воспитатель:Ребята,  а  как вы думаете, как можно не намокнуть под дождем? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь ,давайте вернемся  к нашим опытам.

Опыт№3(проводят дети, сидя за столами) .

Детям предлагается попробовать немного чистой  воды из стаканов и рассказать о ее качествах, о том, когда больше всего хочется пить (жарко, после еды, после спортивных игр; какая вода по вкусу,по цвету)

Опыт № 4 «Как вытолкнуть воду?».

Оборудование :Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт №5 (проводится воспитателем)  «Пар — это тоже вода».

Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.

Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Воспитатель: Ребята, существует много пословиц, связанных с огнём и водой. Очень часто в них отображается своевольность и необузданность этих стихий.

Топор обрубит, а огонь с корнем спалит.
Огонь тушат, пока не разгорелся.
Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.

«Огонь и вода – всему голова». Давайте все вместе их произнесем. (хоровое проговаривание).

Воспитатель: Запомните, только бережное отношение и разумное использование человеком природных богатств может обратить их ему на пользу, а не во вред.

Воспитатель:

А теперь, ребята, пришла пора покинуть лабораторию. Вернемся в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на мольберт и стол, на которых лежат конверты с  карточками.

Воспитатель:

Ребята, наш Звездочет расстроился. Он боится, что вернувшись к своим друзьям, он не может им передать все то, что он узнал от нас, или все перепутает. (обращается к Звездочету).

 Не переживай пожалуйста! Дети тебе помогут.

Воспитатель:Ребята, вам давайте   еще раз обсудим пользу и вред огня и воды. Для этого разделимся на 2 подгруппы, первая группа заполнит таблицы о воде, а вторая – об огне.

На мольбертах таблицы (на одной в центре - добрая капелька, на второй – злая) с пустыми клеточками вокруг. Детям предлагается заполнить клеточки в соответствии с характером капельки. (Разделить карточки о пользе и вреде воды ). Аналогичное задание второй подгруппе с огнем.

Таблицы дарят Звездочету, чтобы он всем своим друзьям рассказал о том, что он узнал от ребят в детском саду.

Итог занятия:

Воспитатель:

-Ребята, где мы сегодня побывали? (В опытно - экспериментальной лаборатории).

-Что для вас показалось трудным?

-Какие опыты понравились в нашей лаборатории больше всего?

Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли человек прожить без таких стихий как вода или огонь ?

Нет, Дети отвечают и обоснуют свой ответ.

-Воспитатель:Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно, чтобы Вода была прозрачной, а Огонь помогал нам, а не пугал, как и прежде!

Воспитатель:Ну ,а добрый Звездочет от себя хочет подарить нам свой подарок ,который находится в  таинственной коробке,попробуйте еще раз угадать,что же  это ?

 (игра «Да - нет»). В коробке сок. Детей угощают соком.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе № 4 с использованием ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- РТВ (Развитие творческого воображения) технологии. «Принцесса Капелька».

Формирование у детей представлений о природном объекте - воде, о значении воды в природе через исследование свойств воды и установлении причинно-следственных связей; формирование экологической к...

Мастер-класс: «Применение методов технологии теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в совместной деятельности педагога с детьми»

Цель данного мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми....

Программа для одаренных детей по использованию технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Средняя группа (4-5лет).

Цели и задачи программы.Цель: формирование диалектического мышления воспитанников путём использования элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения. Задачи:- Разв...

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

ПАМЯТКА-ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)  В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР...

ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...