Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Короткова Елена Михайловна

Познакомить детей с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить самостоятельно формулировать выводы по итогам  эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» Староюрьевского района Тамбовской области

Конспект  по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе

 

«Извержение вулкана»

Автор: Короткова Е.М., воспитатель.

Цель. Познакомить с вулканом как природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме; учить самостоятельно формулировать

выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; развивать аккуратность,

взаимопомощь.

Материал. Мультипроектор, карта России; поддоны, картон, клей, питьевая

сода, уксус, сухая красная краска, моющая

жидкость, листы бумаги, цветные карандаши (для

фиксации наблюдений), чайные ложки, пипетки.

Предварительная работа. Изготовление (в

течение двух недель) макета гор из пустых бутылочек, стаканчиков из -под йогурта и мятой бумаги (пена) - одна гора с ледником, другая - вулкан, между ними горное озеро.

Последовательность работы

К детям в гости приходит девочка Знайка (кукла). Она знает, что дети закончили

изучение темы «Камни», а теперь изучают горы.

Воспитатель. Знайка, дети хотят спросить у тебя: что же такое вулкан? Посмотри, какой мы сделали макет гор. В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь?

Знайка. Я знаю, что такое вулкан, и да же могу научить вас несложному опыту с его извержением, но сначала расскажу легенду о вулкане. «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие  горы люди стали называть вулканами».

Воспитатель. (показывает слайды на мультипроекторе).Какая интересная легенда! Давайте рассмотрим картинки с изображением вулканов.

Посмотрите, на вид это обычная гора; называется она «спящий вулкан». А вот та же гора, только с извергающейся лавой, огнем, дымом - это дей-ствующий вулкан. Какой формы вулкан? На что он похож?

Дети. Вулкан похож на пирамиду, конус.

Воспитатель. Правильно, вулкан - конусообразной

формы. Обратите внимание на его верхнюю часть. На что она похожа?

Дети. На большую яму, воронку.

Воспитатель. Верно. Знайка, скажи, как называется эта часть вулкана?

Знайка. Вершина горы, из которой извергается лава, называется «кратер».

Воспитатель. Кратер вулкана — это огромная чаша с крутыми склонами, на дне которой -

красновато-оранжевая пасть. Это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная

жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Знайка, вот бы нам взглянуть на

извержение вулкана!..

Знайка. Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей горы? Смотрю, и кратер в ней

имеется.

Воспитатель. Да, Знайка!

Дети. Да, хотим!

Знайка. Сначала я научу вашего воспитателя, а он научит вас.

Знайка и воспитатель «шепчутся».

Воспитатель. Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.

Куклу усаживают на видное место, а воспитатель начинает проведение опыта с

детьми.

Воспитатель. Давайте склеим из картона конус - это основание вулкана. Из чего сделаем жерло? Вставим внутрь конуса стаканчик из -под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка раскрыл тайну ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку чайную

ложку соды, немного красной сухой краски и пять капель моющей жидкости. Внимание! Следующая жидкость в моей формуле обозначена особым

знаком. Что он означает? (Ответы.) Верно, знак показывает, что детям пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Добавляю пять капель уксуса.

Посмотрите, что происходит! Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус

добавляет воспитатель.

Воспитатель. Теперь попробуем «запустить» наш

вулкан! Знайка посмотрит, что у нас получится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в жерло вулкана. Все наблюдают «извержение».

Воспитатель. Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обрушивается на склоны гор. А бывает, лава вытекает тихо. У нас в стране много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России. (Дети с помощью воспитателя рассматривают карту. Находят вулканы .)

Знайка, спасибо тебе за интересный рассказ и опыт! А мы с ребятами нарисуем вулкан и заполним «Папку исследователя» по теме «Вулкан».

Дети рисуют, воспитатель отбирает рисунки, подходящие для «Папки исследователя».  Работают с ней по разным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Волшебник – воздух»

Тема: «Волшебник - воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физкультурн...

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Что нам осень подарила». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе . Тема: " Что нам осень подарила"....

Конспекты образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности "Вулканы"

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста по познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в старшей группе "Путешествие на воздушном шаре"

Закрепить представления детей о свойствах воды, снега, льда; расширять представления о свойствах воды и воздуха.Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы....

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ БУМАГИ» ( подготовительная группа)

ЦЕЛЬ: расширение представлений детей о бумаге, ее свойствах.ЗАДАЧИ:Образовательные: • Познакомить детей со способами исследования бумаги • Продолжать обуч...

НОД «Тайны подводного мира» Конспект образовательной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию в интеграции образовательных областей в рамках ФОП, ФГОС ДО для детей разновозрастной группы (от 5 до 7 лет)

Интеграция; -социально-коммуникативное развитие ;- речевое развитие;- художественно- эстетическое развитие;- физическое развитие;Виды деятельности:- познавательно- исследовательская- продуктивная деят...