Конспект занятия Животный мир Урала
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект мероприятия

«Животный мир Урала»

(для детей подготовительной группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zhivotnyy_mir_urala.docx682.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия

«Животный мир Урала»

(для детей подготовительной группы)

Составил:

воспитатель I категории

МБДОУ детский сад № 364

Вострецова Александра Юрьевна

Конспект мероприятия

«Животный мир Урала»

(для детей подготовительной группы)

Цель: Развивать познавательный интерес  детей к малоизвестным видам животных Урала.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ожидаемые  результаты:

У детей развит познавательный интерес к природе Урала, её обитателям.

Материал: презентация, диск со звуками леса, листы с изображением животных и следов, маркеры,  лист А3 с изображение леса, картинки диких животных.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, мольберт с магнитами, столы.

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что такое библиотека? (Ответы детей).

Да, правильно, это здание, где находится много разных, интересных книг и журналов на разные темы. А сегодня я хочу вас познакомить с электронной книгой. Вы хотите? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте откроем книгу и узнаем, что же такое интересное может быть в этой книге. (на экране показывается 1 слайд обложки книги «Животные Урала»)

Воспитатель: Открываем первую страницу.

2 слайд - Карта Урала

Воспитатель: Что это такое?

Дети: Карта нашего края – Урала.

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

Дети: На Среднем Урале.

Воспитатель: Правильно. И мы сегодня поговорим о нашем крае, о Среднем Урале. Богат и интересен наш край, где мы с вами живём

3 слайд - Иллюстрации природы Среднего Урала

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес?

Дети: Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете?

Дети: Хвойные и лиственные.

Воспитатель: Назовите мне лиственные деревья.

Дети: берёза, тополь, ольха, клён и т.д.

Воспитатель: А хвойные деревья?

Дети: ель, сосна, кедр, пихта.

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес?

Дети: Смешанный.

4 слайд -  смешанный лес

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? (показать картинку в книге)

5 слайд -  роща, бор

Дети: Роща.

Воспитатель: А как называется лес, где растут одни хвойные деревья? (показать картинку в книге)

Дети: Бор.

Воспитатель: Ребята, а у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете? (Ответы детей).

Воспитатель: А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?

Дети: Звери, дикие животные.

Воспитатель: А почему лесных животных называют дикими?

Дети: Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

Воспитатель: Правильно. А давайте с вами вспомним, какие животные живут в Уральских лесах.

Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать. Если вы отгадаете, то откроются следующие страницы нашей книги.

1.На овчарку он похож:

   Что ни зуб — то острый нож!

   Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть. (Волк) (слайд-отгадка № 6)

2.Зверька узнаем мы с тобой

   По двум таким приметам:

   Он в шубке серенькой зимой,

   А в рыжей шубке — летом. (Белка) (слайд-отгадка № 7)

3.Что за зверь лесной

   Встал, как столбик, под сосной

   И стоит среди травы —

   Уши больше головы? (Заяц) (слайд-отгадка № 8)

4.Смотри: лежит под ёлками

   Подушечка с иголками.

   Лежала, лежала

   Да вдруг побежала. (Ёж) (слайд-отгадка № 9)

   5. Летом ходит без дороги между сосен и берез,

   А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь) (слайд-отгадка № 10)

 

  6.Посмотрите-ка, какая —

 Вся горит, как золотая.

 Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой. (Лиса) (слайд-отгадка № 11)


    7. Он из леса вышел снова,

    Не олень и не корова.

    Повстречаться нам пришлось

    Познакомьтесь это… (Лось) (слайд-отгадка № 12)

    8.Мы отличные работники,
 Мы и столяры, и плотники,
 Работящий наш народ,
 За платиною живет.
 В речке строим мы свой дом,
 От людей вдали живем.
 Но к соседям мы добры,
 А зовемся мы … (бобры)  (слайд-отгадка № 13)

Проводится физкультминутка  (слайд № 14)

Воспитатель: а теперь нужно будет выполнить следующее  задание.

Игра-задание на листах «Кто оставил следы?»(2 стола, листы с изображением животных и следов, маркеры)

Выполненное задание проверяется игроками другой команды. Команды объясняют правильность выполнения.

Воспитатель: Давайте откроем следующую страницу. (слайд № 15 - «Красная книга»)

Ой, ребята, смотрите, а почему они красные, и какие – то животные здесь изображены.

Воспитатель: А что же это за Красная книга такая?

Дети: Это книга, в которой занесены исчезающие виды животных.

Воспитатель: Давайте узнаем, какие же животные стали редкими  на Урале.

(слайд № 16 – картинка «Редкие животные Урала»)

Воспитатель: К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

         

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди,  не убивайте зря!

Ведь море без рыб - не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!

Воспитатель: Я предлагаю вам создать свой уральский лес. И заселить его дикими животными.

Задание «Создай свой лес»

 (детям предлагается выбрать   только тех животных,  которые обитают в уральских лесах и затем выбранное животное наклеить на подготовленный лес, нарисованный на ватмане).

Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего занятия? Какие бывают леса? Какие животные обитают на Урале? Как называется книга, куда занесены редкие животные? Как называется такая уральская книга? (Ответы детей)

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину.

Ну что ж вы все молодцы и показали, насколько хорошо знаете животный мир Урала. Получите свои подарки. А созданный вами лес Урала я предлагаю забрать в группу и показать другим детям, чтобы они знали, любили и берегли свой край, где мы живём.

Цель: Развивать познавательный интерес  детей к малоизвестным видам животных Урала.

Задачи:

1. Вызвать у детей интерес к изучению природного мира Урала.

2.Поддержать проявление инициативы детей в рассуждениях, в использовании разных способов рассказывания о животном и растительном мире.

3. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании к природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природы Урала.

Ожидаемые  результаты:

У детей развит познавательный интерес к природе Урала, её обитателям.

Методы:

  1. Наглядный метод - наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
  2. Практический метод - это игра, элементарные опыты и моделирование.
  3. Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. 

Технология - экологического воспитания

Ход занятия:

Воспитатель: «Ребята, вы знаете, что такое библиотека? (Ответы детей).

Тогда давайте откроем книгу и узнаем, что же такое интересное может быть в этой книге. 1 слайд обложки книги «Животные Урала»)

2 слайд - Карта Урала

Воспитатель: (показывает и рассказывает): По климатическим условиям Урал разделяют на несколько частей: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Кто знает, в какой части Урала мы с вами проживаем?

3 слайд - Иллюстрации природы Среднего Урала

Воспитатель: Почти вся территория Среднего Урала располагается в зоне лесов. Лес – одно из главных богатств нашего края. А что такое лес? Лес – это общий дом растений и животных. Это множество разных деревьев.

Воспитатель: А какие виды деревьев вы знаете? А хвойные деревья?

Воспитатель: Много деревьев вы знаете. А бывает так, что в лесу соседствуют хвойные и лиственные деревья. Как называется такой лес? 4 слайд -  смешанный лес

Воспитатель: А случается так, что в лесу растёт какой–нибудь один вид деревьев. Как называется лес, где растут например, только берёзы? Одни хвойные деревья? 5 слайд -  роща, бор

Воспитатель: Ребята, а у русского народа есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Как вы её понимаете?

Воспитатель: А грибами и ягодами тоже любят лакомиться и животные. А как по-другому называют лесных животных?А почему лесных животных называют дикими?

Это животные не приученные человеком и живущие в природе, в лесу и на воле.

А давайте с вами вспомним, какие животные живут в Уральских лесах.

Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы должны их правильно отгадать. Если вы отгадаете, то откроются следующие страницы нашей книги.

1.На овчарку он похож:

   Что ни зуб — то острый нож!

   Он бежит, оскалив пасть,

    На овцу готов напасть. (Волк)

2.Зверька узнаем мы с тобой

   По двум таким приметам:

   Он в шубке серенькой зимой,

   А в рыжей шубке — летом. (Белка)

3.Что за зверь лесной

   Встал, как столбик, под сосной

   И стоит среди травы —

   Уши больше головы? (Заяц)

   Подушечка с иголками.

   Лежала, лежала

   Да вдруг побежала. (Ёж)

   5. Летом ходит без дороги между сосен и берез,

   А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.

  6. Посмотрите-ка, какая —

 Вся горит, как золотая.

 Ходит в шубке дорогой,

    Хвост пушистый и большой. (Лиса)
    7. Он из леса вышел снова,

    Не олень и не корова.

    Повстречаться нам пришлось

    Познакомьтесь это… (Лось)

    8.Мы отличные работники,
 Мы и столяры, и плотники,
 Работящий наш народ,
 За платиною живет.
 В речке строим мы свой дом,
 От людей вдали живем.
 Но к соседям мы добры,
 А зовемся мы … (бобры)  

Проводится физкультминутка  (слайд № 14)

Игра-задание на листах «Кто оставил следы?» 

слайд № 15 - «Красная книга» А что же это за Красная книга такая?

Воспитатель: Давайте узнаем, какие же животные стали редкими  на Урале.

слайд № 16 – картинка «Редкие животные Урала»

Воспитатель: К сожалению, многие звери стали редкими и они занесены в Красную книгу не только Урала, но России. Люди часто не задумываются о том, как легко они могут нанести вред растениям и животным, которых природа создавала миллионы лет. Давайте перестанем охотиться, вырубать леса, загрязнять землю и воду, а будем беречь и любить нашу природу. С любовью относится ко всему живому.

         

Рыбы, птицы и звери

В душу людям смотрят,

Как будто просят нас:

«Люди,  не убивайте зря!

Ведь море без рыб - не море,

Ведь небо без птиц – не небо,

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли – нельзя!

Воспитатель:Задание «Создай свой лес»

Воспитатель: Что нового вы узнали из нашего занятия? Какие бывают леса? Какие животные обитают на Урале? Как называется книга, куда занесены редкие животные? Как называется такая уральская книга? (Ответы детей)

Воспитатель: И подводя итог, я хотела бы сказать: Давайте будем защищать, беречь и любить родную природу и тот край, где мы живём, свою малую Родину.

Животные Урала

Уральский ёж

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/01/546381b4b5d2.jpg


Уральский ёж — общеизвестный по внешности зверёк, чья спина и бока покрыты короткими тёмными или светлыми иглами. Иглы длиной до 3 см; у взрослых ежей их 5000—6000, у молодых — всего 3000. Иглы белые у основания и на конце, посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета. Мех на мордочке, ногах и брюшке ежа жёсткий; в России чаще всего встречается его серая окраска. Грудь и горло однотонные, без белых пятен, в отличие от похожих белобрюхих ежей.

 

Уральский аист

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/Aist.jpg


Крупная птица с длинной шеей и длинными ногами, телосложением похож на черного аиста, немного крупнее, все оперение белое, за исключением черных маховых (всех). У сидящей птицы крылья сложены так, что почти вся задняя половина профиля птицы черная.

Уральская косуля

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/animals012.jpg

Наиболее мелким по размерам представителем семейства оленьих на Урале является косуля, хотя сибирская разновидность (подвид) ее, характерная для Среднего Урала

Уральский волк

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/volk11.gif

Некогда волк был распространен но всей территории Урала, был многочисленным и наносил большой ущерб животноводству.

Лисица обыкновенная

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/fox_0011.gif

Рыжая лисица - любимый персонаж сказок - известна всем с детства. Действительно, ярко-рыжая окраска меха, пожалуй, наиболее известный признак лисицы.

Бурый медведь

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/bear21.gif

На Урале обитает один вид этого семейства - бурый медведь. Внешний облик медведя знают все - это одно из самых крупных животных фауны: вес медведей достигает 320-480 кг, хотя более обычны звери весом не свыше 150-250 кг.

Уральский Лось

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/normal_50.jpg   

 

Самый крупный современный олень. Взрослые самцы имеют длину тела до 300 см, высоту в холке до 235 см и массу до 580-600 кг. По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Он очень высоконогий, с мощной грудной клеткой, относительно коротким туловищем и тяжелой горбоносой головой.

Уральский Кабан

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/wild_boar.jpg   


От домашних свиней отличаются более высоким (до 1 м) ростом. Масса старых секачей доходит до 200-250 кг, самки легче и меньше ростом.

Уральский Белолобый гусь

 

http://ekaterinburg.ucoz.ru/Zveri/goosew.jpg     


   У первогодков осенью жёлто-оранжевые лапы (у взрослых они оранжево-красные), на хвосте узкая и тусклая белая концевая полоса (у взрослых она широкая и яркая). Издали отличаются от серого гуся тёмным верхом крыла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные жарких стран"

Конспект лексического занятия в подготовительной группе тема: "Животные жарких стран" "Мама для слоненка"...

Конспект занятия "Животные" с использованием ТСО

Конспект занятия по окружающему с использование ТСО и ЭВМ...

конспект занятия животные

На занятии дети вспоминают животных по-английски,тем самым помогая главному герою с заданиями....

Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей ...

Конспект занятия: "Животные Прибайкалья" в средней группе детского сада.

Конспект по ознакомлению детей средней группы с животным миром Байкала....

Конспект занятия «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Занятие «Животные весной» для старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....