Конспект занятия «Животные и птицы жарких стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Томилова Юлия Александровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)  в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Животные и птицы жарких стран»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_i_ptitsy_zharkikh_stran.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 21»

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир)

 в подготовительной к школе группе

 для детей с общим недоразвитием речи

Тема «Животные и птицы жарких стран»

  Составитель

Воспитатель

Томилова Юлия Александровна

Снежинск

2011 г

Задачи:

Образовательная область "Познание"

  • Расширять представления детей о материках. Знакомить с климатическими условиями Австралии, Африки.
  • Уточнить с детьми название животных жарких стран и их детенышей.
  • Развивать умение называть и отличать представителей животного мира по строению и условиям обитания на планете.
  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между живой неживой природой (жара, богатая растительность)
  • Развивать мыслительные операции.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

Образовательная область "Коммуникация"

  • Активизировать и обогащать  качественный, глагольный словарь по лексической теме.
  • Активизировать речь детей.        
  • Продолжать учить образовывать сложные прилагательные.
  • Следить за правильным звукопроизношением.
  • Развивать объяснительную речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы полным, грамматически правильным предложением.

Образовательная область "Социализация"

  • Воспитывать любовь к животным.
  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

  • Пополнять литературный багаж детей новой загадкой.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Учить координировать движения с речью.
  • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

Образовательная область "Здоровье"

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики  мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.
  • Образовательная область «Безопасность»
  • Закреплять правила поведения при наблюдении за животными в зоопарке.

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь:

Предметный: материки: Африка, Австралия, тигр, лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил,  бегемот, обезьяна, страус, павлин, кенгуру, попугай,  крокодильчик, слонёнок, бегемотик, львёнок , тигрёнок, жеребёнок, страусёнок, кенгурёнок, оперенье, сумка(у кенгуру), клыки, пасть, шерсть, шкура, грива, кисточка (У хвоста), хобот, рог, лапы, пальцы, конечность, перепонки, оперение.

Качественный: зелёный, острозубый, злой, опасный, длинный, большой, сильный, добрый, умный, лопоухий., пятнистый, рогатый, высокий, неповоротливый, огромный, толстый, сильный, смелый, хищный, полосатый, быстрый, ловкий, толстокожий, неуклюжий, длиннохвостая, умная, полосатая, быстроногая, быстрый, прыгучий, разноцветный, красивый, быстрый, длинноногий, длинношеий.

Глагольный: питается, передвигается, двигается, прыгает, охотится, откладывает, выводит, заботится.

Методы и приёмы: орг. момент, иллюстрации, д/и "Назови детёнышей", "Третий лишний", "Подбери слово",  загадки, беседа, вопросы, итог.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Ленивые восьмёрки», физминутка.

Индивидуальная работа:  развивать силу голоса- Женя, Артём

                                                активизировать внимание- Лена, Захар.

Материалы: иллюстрации, мяч, игрушки (медведь, заяц, обезьяна), перья попугая, презентация "Животный мир жарких стран".

Ход занятия

Орг. момент

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Посмотрите на карту мира. Мы живём на материке Евразия. Сегодня мы совершим путешествие на материк Африка и Австралия.

(Воспитатель показывает материки на карте)

Воспитатель: Изображая на карте Африку, использовали много жёлтого цвета. Как вы думаете, что обозначает жёлтый цвет на карте?

(Выслушиваются варианты ответов)

Воспитатель: Африка - царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня... Вокруг- то жёлтые, мелкие, нежные, как пудра, пески, то серые камни. Знойное небо дышит жарой. Ни воды, ни кустика зелени. Это Африка. А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда влажно. Слышится рёв хищников и визг обезьян. Это тоже Африка. А какие животные там обитают, вы узнаете, собрав разрезные картинки.

(Дети выполняют задание)

Гимнастика для мозга  «Ленивые восьмёрки»

Возьмите в правую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги (в воздухе) восьмёрку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. Затем начертите восьмёрки в воздухе, поочерёдно каждой рукой и обеими одновременно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на две картинки. Кто изображён на них?

Дети: На картинках изображены тигр и лев.

Воспитатель: Чем отличаются и чем похожи эти звери?

Дети: Шерсть льва жёлтого цвета, а у тигра полосатая. У льва есть грива, у тигр её нет. На конце хвоста у льва есть кисточка, у тигра нет (отличия). К обоих есть когти, клыки, усы (сходства).

Воспитатель: Оба животных семейство кошачьих. Льва называют царём зверей за то, что он может, не моргая, смотреть на солнце долгое время, словно бросая ему вызов. Как вы думаете лев и тигр- травоядные или хищные животные?

Дети: Они хищники, так как  питаются другими животными.

Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку. Кто это?

Дети:  Это слон.

Воспитатель: Верно. По каким признакам вы догадались?

Дети: У слона есть длинный хобот, большие уши, бивни.

Воспитатель: Для чего служит  слону хобот?

(Дети отвечают, воспитатель дополняет)

Воспитатель: Хобот стал для слона пятой конечностью, которой весьма ловко управляет. Хоботом слоны отправляют в рот пищу и воду, осыпают себя пылью, обливаются. Ещё одним мощным оружием и одновременно рабочим инструментом для слона являются бивни, которые растут всю жизнь. Им слоны копают землю, подрезают кору деревьев. Если приучить слона, он станет хорошим помощником: деревья в лесу клыками выкорчёвывать, большие камни с места на места перетаскивать. Слон - очень умное животное. Слоны питаются растениями, значит это какое животное?

Дети: Слон- травоядное животное.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Этот зверь какой то странный,

Шея, как стрела у крана.

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится.....

Дети: Жираф.

Воспитатель: Верно. Как вы догадались?

Дети: У жирафа длинная шея, как стрела у подъёмного крана.

Воспитатель: Верно. А зачем жирафу длинная шея?

(Дети отвечают, воспитатель дополняет)

Воспитатель: С помощью длинной шеи жираф срывает с верхушек деревьев листья. Он питается листьями и ветками деревьев. Значит, жираф какое животное?

Дети: Жираф- травоядное животное.

Воспитатель: Кто изображён на следующей картинке?

Дети:  Это зебра.

Воспитатель: На кого похожа зебра?

(Дети отвечают, воспитатель дополняет)

Воспитатель: Зебра - это тоже лошадь, только живущая в Африке. Какое отличие между обычной лошадью и зеброй?

Дети: Зебра полосатая и ниже обычной лошади.

Воспитатель: Оба животные травоядные, так питаются травой.

Физминутка

 Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Воспитатель: Дети, а кто имеет один рог?

Дети: Это носорог.

Воспитатель: Верно. Носорог пользуется своим рогом как оружием, так и для выкапывания ям, в которых он с удовольствием валяется в грязи, таким образом чешет свою шкуру. Ноги у носорога короткие с тремя пальцами. У носорогов очень слабое зрение. Питаются травой, ветками кустарников.

- Отгадайте загадку:

По реке плывёт бревно

Ох и злющее оно!

Дети: Это крокодил.

Воспитатель: Верно. Как вы догадались?

Дети: Крокодил живёт в воде. Он злой, у него очень острые зубы.

Воспитатель: На лапах крокодила есть перепонки. Для чего?

Дети: Перепонки помогают крокодилу плавать.

Воспитатель: А вы знаете, что крокодилы откладывают яйца на берегу, из которых потом вылупляются крокодильчики.. Питается крокодил рыбой и другими животными. Значит крокодил хищное или травоядное животное?

Дети: Крокодил хищник.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрацию Кто ещё проводит большую часть времени в воде?

Дети: Это бегемот.

Воспитатель: Верно. Маленькие конечности бегемота с четырьмя пальцами с трудом выдерживают вес тела животного, поэтому бегемот большую часть времени отдыхает в воде. Бегемоты очень неповоротливы, но если их напугать, то они могут резко сорваться  с места и затоптать врага. Бегемот считается одним из самых опасных животных Африки. Питаются эти животные травой, водорослями. Значит он травоядный.

- Найдите третий лишний.

(Воспитатель демонстрирует игрушки: заяц, медведь, обезьяна)

Дети: Это обезьяна.

Воспитатель: Верно. Как вы догадались?

Дети: Заяц и медведь живут в наших лесах, а обезьяна в жарких странах.

Игра с мячом  "Назови детёнышей"

У крокодила - крокодильчик

У слона - слонёнок

У бегемота - бегемотик

У льва - львёнок

У тигр - тигрёнок

У зебры - жеребёнок

У обезьяны - детёныш обезьяны

У жирафа - детёныш жирафа

У страуса - страусёнок

У кенгуру - кенгурёнок

Воспитатель: Сегодня мы с вами встретились с животными, которые живут в Африке. Но некоторых животных мы можем встретить на материке Австралия. В Австралии, как и в Африке очень жарко и сухо.

(Воспитатель показывает на карте материк Австралия)

Воспитатель: Ребята, у какого животного есть сумка, в которой проводит первое время детёныш?

Дети: Сумка есть у кенгуру.

Воспитатель: Правильно. После рождения маленький детёныш самостоятельно забирается к маме  в сумку и находится там некоторое время. У кенгуру очень короткие передние ноги и сильно развиты задние. Как вы думаете, для чего у кенгуру сильно развиты задние ноги?

Дети: Задние ноги сильно развиты для того, чтобы отталкиваться и прыгать.

Воспитатель: Ребята, кроме животных, в Австралии живут и птицы.

- Самая крупная птица Австралии - страус. Страусы - нелетающие птицы. У них хорошо развиты ноги. Для чего?

Дети: Для того, чтобы быстро бегать.

Воспитатель: Страусы отличные бегуны, в случае опасности они могут убежать от любого хищника очень далеко. Страусы травоядные животные и питаются травой на пастбищах, кустарниками, побегами деревьев. Часто используют в пищу насекомых. У страусов очень острое зрение и хороший слух.

- А для чего страусы прячут голову в песок?

(Дети отвечают, воспитатель дополняет)

Воспитатель: Дело в том, что страусы на самом деле наклоняются к песку, но не для того, чтобы зарыть туда голову, а чтобы съесть песок. Они глотают песок и гальку для того, чтобы эти элементы помогли измельчению жёсткой еды в желудке.

- Ребята, обратите внимание на эти перья. Как вы думаете, какой птице они принадлежат?

Дети: Перья принадлежат попугаю.

Воспитатель: Верно. Попугай тоже живёт в Австрии. Что интересного вы знаете о попугаях?

(Дети отвечают, воспитатель дополняет)

Воспитатель: Существует много разновидностей попугаев. У всех попугаев яркое, разноцветное оперение. Клюв у них необычного строения. Он заменяет птицам зубы и служит для дробления и измельчения пищи. Клюв также служит для постройки гнезда (у попугаев дуплянка), для переворачивания яиц во время высиживания, при кормлении птенцов, а также для чистки оперения. Также клюв служит в качестве обороны для атаки. Строение клюва попугая также позволяет ему использовать клюв при лазании по веткам или прутьям клетки.

-Есть ещё интересная, красивая птица, которая живёт в жарких странах. Посмотрите на картинку, какой птице принадлежит этот хвост?

Дети: Хвост принадлежит павлину.

Воспитатель: Верно. Может показаться невероятным, но павлин является ближайшим родственником петуха. Эта птица славится своим опереньем. Красоту хвосту павлина придают верхние перья, которые несут на себе уникальный рисунок в виде "глаз". У самки павлина хвостовые перья короче и не имеют рисунка - в целом, она выглядит скромнее и мельче по размеру. В окраске оперения преобладают синие, зелёные и рыжие тона.

Д/и "Подбери слово"

Крокодил - зелёный, острозубый, злой, опасный, длинный.

Слон - большой, сильный, добрый, умный, лопоухий.

Жираф - пятнистый, длинношеий, рогатый, высокий.

Бегемот - неповоротливый, огромный, толстый.

Лев - сильный, смелый, хищный.

Тигр - полосатый, быстрый, ловкий.

Носорог - толстокожий, неуклюжий.

Обезьяна - ловкая, длиннохвостая, умная.

Зебра - полосатая, быстроногая.

Кунгуру - быстрый, прыгучий.

Попугай - разноцветный, красивый.

Страус - быстрый, длинноногий, длинношеий.

Воспитатель: Ребята, где вы ещё можете встретить животных жарких стран?

Дети: Мы можем встретить их в зоопарке.

Воспитатель: Верно. В зоопарке животные живут в клетках. Это дом для животных и животное свой дом будет всегда охранять. Какие правила вы должны соблюдать, посещая зоопарк?

(Дети отвечают, воспитатель добавляет)

Воспитатель: ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

  • Пролезать через ограждения.
  • Прислоняться и наваливаться на ограждение, клетки или заборчики.
  • Кормить животных продуктами, принесенными с собой.
  • Дразнить и пугать животных.
  • Проводить фото и видео съемки без разрешения.
  • Фотографировать животных с фотовспышкой.
  • Бросать в вольеры и загоны любые посторонние предметы.
  • Посещать выставку со своими животными.
  • Приносить на выставку напитки и продукты питание (мороженое, сладости, жев. резинку, конфеты и т.п)
  • Заходить за ограждения, ломать конструкции в зале, засовывать пальцы к животным.

Итог

   

Воспитатель: Ребята, о каких животных мы с вами говорили?

-Что интересного вы узнали о животных, живущих в жарких странах.

(Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Животные севера и жарких стран"

Систематизировать знания детей о диких животных и их месте обитания...

Конспект занятия "Животные Севера и жарких стран"

Коррекционно-образовательные цели.       Познакомить детей  с названиями животных. Рассказать, какие животные обитают в жарких странах и на севере. Закрепить в слов...

Конспект НОД для воспитанников подготовительной коррекционной речевой группы V вида На тему: «Животные и птицы жарких стран»

Цель:  закрепить понятие «животные жарких стан»; познакомить с новыми зверями и птицами жарких стран; научить рассказывать про животных по мнемотаблице. Расширить словарный запас.Зада...

Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (материалы для презентации)

Слова для выступления детей по теме "Удивительный мир животных и птиц жарких стран". Интересный материал, будет полезен для подготовки к занятиям по данной теме....

Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (Описание проекта)

Материал содержит детальное описание проекта: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран"...

Конспект занятие: " Животные холодных и жарких стран."

Конспект занятие: " Животные холодных и жарких стран"...

Лексическая тема "Животные и птицы жарких стран"

Распределение дидактических игр на учебную неделю по лексической теме: "Животные и птицы жарких стран"...