Кружок "Друзья природы"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировозрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок по экологическому воспитанию «Друзья природы»

средняя группа

Пояснительная записка

В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

Цель:

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.

Задачи:

- формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Виды деятельности:

1.Организованные:

- непосредственная образовательная деятельность (познавательная, продуктивная, интегрированная);

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2.Совместная деятельность:

– наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;

– целевые прогулки;

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;

– рассматривание картин из жизни диких животных;

– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;

– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;

сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. ;

– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;

экологические тропы;

– игры (подвижные, дидактические, театрализованные);

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;

– работа с календарями природы;

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).

Задачи развития экологических представлений у детей средней группы

1.Образовательные: Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.

2.Развивающие: Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями.

3. Воспитательные: Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Перспективное планирование кружка представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут.

План работы кружка

Сентябрь

1 неделя

«Наш дом-природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 1. Наблюдение на экологической тропе «Что такое природа.

2. Дать понятие живая, не живая природа.

3.Беседа: «Дом – жилище человека» и «Дом - природа».

4. Д/и «Природа – не природа».

5. Внести календарь природы.

2 неделя

«Растения сада» Познакомить с основными видами плодовых деревьев и кустарников. Рассказать об их роли в жизни человека. 1. Рассматривание картин о растениях сада.

2. Беседа о сливе.

3. Чтение письма от сливки. Что можно приготовить из слив?

3 неделя

«Комнатные растения"Формировать представления о различных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется много влаги, их надо чаще поливать, другие – с плотными, толстыми листьями, стеблями – они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже. 1. Рассматривание комнатных растений в уголке природы.

2. Беседа о пользе комнатных растений для человека.

3. Рисование комнатных растений.

4 неделя

«Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. 1. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е. Благинина.

2. Рассматривание картин, иллюстраций об уборке урожая осенью.

3. Беседа «Что растет на грядке?»

Октябрь

1 неделя «Растения на участке детского сада» (экскурсия) Познакомить с разнообразием растительного мира на территории детского сада. Формировать представление о том, что береза является символом России. Воспитывать бережное отношение к природе. 1. Д/и «Угадай растение» (по характерным признакам).

2. Рассматривание березы.

3. Чтение стихов, загадывание загадок о березе. Хоровод «Во поле березка стояла».

4. Знакомство с экологическим знаком «Не ломайте ветки деревьев».

2 неделя «Путешествие в страну осень» Закреплять представления детей об осени, её признаках. Развивать познавательный интерес. Воспитывать любовь к природе. 1. Наблюдение за состоянием погоды на участке.

2. Чтение стихотворения «Осень».

3. Беседа о сезонных изменениях в природе.

4. Работа с календарём природы.

3 неделя «Лес» Дать представление о том, что в лесу растёт и кто живёт. Учить распознавать 2-3 вида деревьев, кустарников. Уточнить сезонные изменения в жизни растений.

Воспитывать у детей любовь к природе. 1. Что такое лес?

2. Рассказ о том, что растёт в лесу и кто там живёт.

3. Рассматривание иллюстраций «Лесные животные».

4. Собирание гербария.

4 неделя «Царство грибов» Познакомить детей с грибами. Дать понятие съедобные, несъедобные грибы. Беседа о пользе грибов. 1. Рассмотреть иллюстрации «Грибы».

2. Рассказ воспитателя о грибах.

3. Рисование «Грибы».

Ноябрь

1 неделя «Перелётные птицы»Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания.

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации птиц.

2. Беседа «Почему птицы улетают в тёплые края».

3. Просмотр мультфильма о птицах «Серая шейка».

4. На прогулке организовать п/и «Перелёт птиц».

2 неделя «Знакомство детей с почвой»Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля».

Почему нельзя загрязнять почву. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. 1. Просмотреть обучающий фильм «География для самых маленьких».

2. Беседа «Почему нельзя загрязнять почву».

3 неделя «Глина и земля» Познакомить детей с природными материалами: земля, глина. Учить сравнивать землю и глину. 1. Рассказ о свойствах земли и глины. Как используются эти природные материалы.

2. Рассмотреть землю и глину. Чем они отличаются.

3. Совместно с детьми посадить в землю цветок (комнатное растение).

Наблюдение за ним.

4 неделя «Ваза с яблоками» Продолжать знакомить детей со свойствами глины. Формировать представление о её использовании.

1. Беседа о свойствах глины.

2. Просмотр иллюстраций.

«Глиняные изделия».

Декабрь

1 неделя «Растения зимой» Углублять знания детей о сезонных изменениях в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Развивать познавательную активность детей.

Закреплять разнообразие видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Доступно объяснить детям, почему растениям под снегом теплее. 1. Рассмотреть иллюстрацию зимнего пейзажа.

2. Беседа «Для чего растениям снег».

3. Наблюдение за деревьями.

2 неделя«Ёлочка-красавица» Расширять представление детей о сосне, её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

1. Дать понятие хвойные деревья.

2. Беседа о сосне.

3. Рассмотреть шишки

(внести в познавательно – исследовательский уголок).

3 неделя «Зимующие птицы» Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Показать сезонные изменения в жизни птиц. Закреплять названия зимующих птиц.

Воспитывать любовь, заботливое отношение к птицам. 1. Рассмотреть иллюстрации «Зимующие птицы».

2. Рассказ о жизни птиц зимой.

3. Беседа «Чем мы можем помочь птицам».

4 неделя «Путешествие в зимний лес» Формировать представления детей о жизни животных в холодный период. Учить распознавать следы лесных обитателей на снегу

Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

1. Рассмотреть иллюстрации «Лесные животные».

2. Рассказать о жизни диких животных в лесу (чем питаются животные зимой, способы передвижения, места обитания).

3. Просмотр иллюстраций «Следы лесных обитателей на снегу».

Январь

1 неделя «Зимние явления в неживой природе» Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать, 1. Дать определение понятию - зимние явления.

2. Беседа «Если на улице сильный мороз».

3. Наблюдения на прогулке, работа с календарём природы.

2 неделя «Вода вокруг нас» Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Воспитывать бережное отношение к воде. 1. Просмотр иллюстраций

«Вода в окружающей среде».

2. Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного

отношения к ней.

3 неделя «Кто живёт в реке» Познакомить детей с представителями водных животных. Показать их особенности. 1. Беседа, «Какие животные называются водными».

2. Просмотр познавательного фильма «Речные обитатели».

Обратить внимание на внешние особенности.

Февраль

1 неделя Наблюдения «Морозные узоры» Сформировать представления о том, что вода бывает разной. Развивать познавательный интерес.

1. Наблюдение за морозными узорами на стекле. Что будет, если дотронуться ладошкой до окон с узорами?

2. Чтение стихотворения «Ледяные цветы»

Ю. Марцинкявичус.

3. Обсуждение стихотворения.

2 неделя Наблюдения «Снег» Формировать представление детей о свойствах снега, от чего они меняются. Вспомнить о защитных свойствах снега. 1. Наблюдение за свойствами снега (какого цвета снег в солнечную погоду, в пасмурную? Когда он блестит? Когда хорошо лепится? В какую погоду он хрустит под ногами? и т. д.).

2. Беседа о защитных свойствах снега.

3 неделя «Воздух» Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. 1. Познакомить детей с воздухом и его свойствами,

способами его обнаружения.

2. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого.

3. Игра – эксперимент «Дуем – играем».

4 неделя «Как рождается ветер» Дать представление о движении воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе. Развивать познавательную активность. 1. Видеофильмы «Что такое воздух?», «Как рождается ветер?».

2. Наблюдение за ветром (использование вертушек).

Март

1 неделя «Почему белые медведи не живут в лесу?» Формировать представление детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 1. Демонстрационный материал «Животные Севера».

2. Видеофильм «Животные севера».

3. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу».

2 неделя «Животные жарких стран» Дать первоначальное представление о пустыне, растениях и животных пустыни. Доступно рассказать о приспособлении всего живого к погодным условиям пустыни. Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. 1. Демонстрационный материал «Животные жарких стран».

2. Видеофильм «Животные жарких стран».

3 неделя «Весенние явления в неживой природе» Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.

1. Рассмотреть иллюстрацию «Весна».

2. Беседа «Признаки весны».

3. Сравнение признаков зимы и весны.

4 неделя «Как солнце жизнь дает земле» Уточнить роль солнца как источника света и тепла в жизни живых существ. Развивать познавательный интерес.

1. Чтение и рассматривание иллюстраций

«География для малышей».

2. Просмотр мультфильма «Краденое солнце».

Апрель

1 неделя "Огород на окошке» Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. 1. Беседа «Что нужно растению?».

2. Посадить лук, петрушку.

3. Дальнейшее наблюдение и уход.

2 неделя «Насекомые» Формировать представление о жуках (майский, носорог, божья коровка); бабочках (капустница, крапивница).

На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

1. Рассмотреть иллюстрации.

2. Рассказ о том, какую пользу приносят насекомые.

3. Рисование «Бабочка».

3 неделя «Растения весной»Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений.Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

1. Наблюдение за деревьями.

2. Вспомнить названия

некоторых деревьев и кустарников.

3. Работа с календарём природы.

4 неделя «Встречаем птиц» Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек и т. д.

1. Рассмотреть иллюстрации птиц. Вспомнить их названия.

2. Загадать загадки про птиц.

3. Беседа «Для чего нужен скворечник».

4. Игра с бумажными птицами.

Май

1 неделя «Человек – живой организм» Подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека».

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека.

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно».

2 неделя «Цветущий сад» Познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев

(цветением). Продолжать устанавливать связи между изменениями условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства. 1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья» (установить связь с погодными условиями).

3. Работа с календарём природы.

3 неделя «Речные и морские камни» Формировать представление о том, что камни могут быть не только на земле, но и в реках и в морях. Развивать у детей познавательный интерес. Развивать сенсорные ощущения. 1. Рассмотреть камни речные и морские.

2. Назвать их свойства и особенности.

2. Вместе с детьми придумать сказку «Как камень из моря в детский сад попал».

4 неделя «Экологическая тропа»

Приблизить детей к природе, учить общаться с ней, любить ее. Уточнять, имеющиеся знания об окружающей природе.

1. Чтение стихотворения

Р. Рождественского

«Береги природу».

2. Целевая прогулка по экологической тропе.

3. Беседа «Что будет, если…».

Список литературы

1. Рыжова Н. А. Я и природа. Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом — природа»).

2. Рыжова Н. А. «Волшебница вода».

3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Педагогическое общество России, Москва 2005.

4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

5. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

7. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...