Экологический проект
проект по окружающему миру

Ольга Викторовна Зубкова

Проект

«Красная книга Кубани»     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_zubkova_o.v.docx798.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Солнышко»

Проект

«Красная книга Кубани»     

Методический кабинет

                                                           

          Автор : воспитатель Зубкова Ольга Викторовна

пос.Октябрьский Приморско-Ахтарского района

2020 год

                                                   

                         

«Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник» 

В.С.Сухомлинский

Пояснительная записка

- Актуальность проекта

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "ввести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Краснодарский край уникальный регион нашей родины. Здесь сохранилась редкая частица дикой природы Западного Кавказа. Умеренно-континентальный климат делает край благоприятным для жизни и отдыха, развития сельского хозяйства и животноводства, что несомненно приводит к быстрому развитию региона. Но, к сожалению, в погоне за развитием мы забываем о бережном отношении к природе и ее жителям. Загрязняем озераморя, прибрежные территории, реки и болота. Порой приносим в жертву уникальные участками земли с редким можжевельником или сосной пицундской. Из-за браконьерского промысла резко сокращается число черноморской афалины, которая гибнет в сетях. А порой в порыве страха или гнева убиваются редкие представители пресмыкающихся рода полоза или гадюки.

Впервые Красная книга Краснодарского края вышла в 1994 г., и не имела официального статуса. Однако, спустя семь лет официальный статус был получен. Книга включает в себя всех представителей флоры и фауны, которые на данный момент находятся под угрозой исчезновения, исчезнувшие в дикой природе, уязвимые виды, а также редкие и недостаточно изученные виды. На данный момент в Красную книгу Кубани занесено более 450 видов животных и растений.

В свою очередь, воспитание любви к природе родного края является составляющей патриотического образования детей.

Участниками проекта явились воспитатели, дети, родители подготовительной группы.

Определили вид проекта - познавательно-исследовательский. По продолжительности  - средней продолжительности (2 месяца)

В соответствии с ФГОС ДО приоритетным направлением явилось «Познавательное развитие». В содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).

К созданию проекта послужили такие мотивационные вопросы при рассматривании карты России, фотографии животных, презентации «Растения и животные Кубани», в создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, где живут эти животные и растут растения?», «Чем известны эти животные и растения?», «Где еще можно встретить таких животных?», «Где можно увидеть такие растения, для чего они нужны?» и т.п.

Актуальность нашего проекта заключалась в том, что одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т. д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания.

- Цель: познакомить детей с  Красной книгой, как государственным документом и её значением; сформировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

- Задачи:

Образовательные:

  1. Дать детям представление о разнообразии природы (ее флоры, фауны).
  2. Выделить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.
  3. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию познавательной активности детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и старшего поколения (бабушки, дедушки).
  2. Развивать диалогическую, монологическую, связную речь и коммуникативные навыки детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. Прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать ей
  2. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе.

- Ожидаемые результаты:

  • развитие интереса к природе родного края, бережного отношения к ней
  • Расширение знаний о взаимосвязях природы и человека, о живой и неживой природе, о Красной книге Краснодарского края

- Продолжительность и этапы реализации

Продолжительность реализации проекта составляет два месяца с детьми старшей группы.                                          
I этап – Организационный (1 и 2 недели декабря)
1. Изучение литературы, диагностика уровня знаний детей.
2. Разработка картотеки бесед,  дидактических игр.
3. Изучение уровня родительской компетентности в вопросах ознакомления с природой края.

4.Донести до участников проекта важность данной темы

5.Создать развивающую среду: подобрать фотоматериалы,  дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу

6.Подобрать материал по продуктивной деятельности

7.Составить тематический план мероприятий по работе с родителями и детьми

II этап- Основной (3и4 недели декабря, 2 неделя января)

III этап- Заключительный (3 и 4 неделя января)

описание форм деятельности с детьми

Проект направлен, прежде всего, на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности в процессе ознакомления с природой родного края, воспитание любви к природе, желание стать ее защитником,  умение бережно распоряжаться ее богатствами.

Образовательная деятельность с детьми осуществляется в разнообразных формах работы:

Непосредственная образовательная деятельность экологического содержания – это овладение различными способами познавательной деятельности, где дети учатся проявлять отношение к объектам природы. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как по художественно – продуктивной деятельности, речевые занятия.

Совместная деятельность воспитателя и детей строится с учётом дифференцированного подхода. Полученный опыт обобщается в ходе совместной деятельности и переносится в самостоятельную деятельность.

Проектная деятельность – это прежде всего решение определённых задач в процессе исследования. Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе проекта ребята слушают сказки, рисуют, сочиняют рассказы. Очень важно привлечь родителей в работу над проектом.

Экологические сказки. Сказка нужна для сознательного и подсознательного обучения детей правилам и целям жизни. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Экологические сказки воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе.

Экологические акции - интересная форма работы с дошкольниками, способствующая формированию экологического сознания и мировоззрения. Представлены цели, результаты и мероприятия, которые можно провести с дошкольниками. 

Создание проблемных ситуаций, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей ( или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Осуществляется деятельность с родителями в разнообразных формах работы:

  • Познавательные формы работы с родителями: мини-собрания, викторины, тематические консультации, анкеты
  • Досуговые формы: выставки работ родителей и детей, участие в конкурсах, совместные развлечения
  • Наглядно – информационные: плакаты, издаваемые детьми; просмотры презентаций и видеофильмов

Методическая часть.

Проект «Красная книга Кубани» нацелен на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.

При ознакомлении детей с природой я основное внимание уделила ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Система работы состоит из двух блоков:

Первый блок: совместная образовательная деятельность

Второй блок: совместная деятельность детей и родителей вне занятий

Совместная образовательная деятельность содержит элементы исследования, результаты которого являются неожиданными для детей, то есть это занятия-открытия. Именно ожидание этого открытия и возбуждает все возрастающий от занятия к занятию интерес и познавательную активность детей.

Совместная деятельность родителей и детей организовывается либо в виде развлечений (викторины, игры), совместных творческих работ, либо в виде поисковой деятельности. Такая организация также в значительной степени благотворно влияет на познавательную активность детей.

В образовательной деятельности используются различные методы и приемы работы:

  • Дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.),
  • Чтение литературы. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Природоведческие книги содержат научные знания, они дают богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. С помощью книжки можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных, уточнить представления о предметах и явлениях.
  • Совместный труд. Дети работают «рядом» друг с другом. Но когда процесс труда подходит к концу, воспитатель объединяет результаты всех в один общий итог. Учитывая возможности и уровень навыков того или иного ребенка, он предусмотрит такой объем труда для каждого, чтобы все выполнили работу примерно в одно время. Это даёт возможность педагогу обратить внимание на преимущество коллективного труда: каждый потрудился немножко, а вместе выполнили много.
  • Беседы с детьми представляет богатые возможности для анализа подобных связей в ситуациях «Почему погиб птенец?» «Нелюбимые животные» в ролевых играх типа «Наш дом – природа», в сценах– драматизациях, при анализе отрывков произведений писателей – натуралистов, при отгадывании загадок и использовании пословиц, сказок, музыки, наблюдений для становления личностной позиции ребенка. И в этом многому поможет доверительная обстановка беседы, соучастие в ней каждого ребенка, со своими мыслями, чувствами, выводами. Тематика этических бесед по экологии может быть самой различной: «Природа просит защиты», «На страже зеленого друга», «Учитесь жалеть», «Заповеди юных защитников природы» и т.д.,
  • Рассматривание картин, иллюстраций Использование этого метода помогает решать разнообразные задачи: уточнить и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщить их, формировать эстетическое восприятие. Картины дают возможность подробно рассматривать явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, позволяют наблюдать недоступные для непосредственного наблюдения: дикие звери, редкие животные, растения, вымерших животных и т. д. При ознакомлении детей с природой используют дидактические сюжетные, предметные и художественные картины.

- Формы подведения итогов

     Итоги по теме подводятся в форме участия в конкурсе «Экологические семейные проекты», совместной деятельности по созданию Красной книги Краснодарского края.

Список используемой литературы

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия 5 6-:лет» Воронеж: Учитель, 2007.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург: Детство-Пресс, 2008.

Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М."Просвещение",1992

Николаева С. Н. Программа «Юный эколог»

Интернет ресурсы

http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput31.htm

http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-zhuravlya

Картинки на Яндекс. Ру… Данные Википедии.


Тематическое планирование

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Задачи

 1 и 2 неделя декабря

                                                          3 и 4 неделя декабря

НОД «Земля – наш общий дом»

Расширить представления о планете Земля - как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей

Консультация для родителей

«Воспитание доброты к природе»

Беседа «Природа просит защиты»

Способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля - это громадный шар

формировать представления, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней обращение, желание помочь ей.

Плакат «Они на гране исчезновения» (фото редких животных и растений)

Знакомство с растениями родного края

Редкие растения Краснодарского края

Формировать представления о растительном мире Краснодарского края; о многообразии растительного мира .

Формировать представления о редких растениях Костромской области и их, приспособлению к среде обитания

Предложить родителям расширять знания детей о растениях, занесённых в Красную книгу

Предложить читать  литературу о растениях В. Бианки «Лесная газета»

Разработка экологических знаков

Предложить создать вместе с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе, развивать творческое мышление, воображение.

Предложить родителям вместе с детьми придумать и сделать экологические знаки.

Животные нашего края

Формировать представления о типичных представителях нашего края, их приспособления к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания

Предложить родителям расширять знания детей о животных, занесённых в Красную книгу Кубани.

Предложить читать дополнительную литературу о животных Б. Житкова «Рассказы о животных»

Как люди помогают птицам зимой

Формирование представлений детей о птицах, об их жизни  в зимнее время.

Воспитывать бережное отношение к пернатым, желание совершать хорошие поступки.

Предложить родителям найти иллюстрации или фото по теме «Как люди помогают птицам»

НОД «Знакомство с птицами Красной книги Краснодарского края»

Познакомить детей с Красной книгой и некоторыми птицами, занесенными в нее; воспитывать бережное отношение к птицам, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить

Расширять представления о редких птицах, создание презентаций.

     2неделя   января

3неделя января

НОД «Знакомство с Красной книгой России, Красной книгой Краснодарского края»

Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;

познакомить с природоохранными мероприятиями;

уточнить и пополнить знания о правилах поведения в природе;

упражнять в умении классифицировать животный мир  Активизировать речь детей, закреплять умение давать полные ответы

Развивать память, воображение, фантазию. Познакомить детей с заповедниками Краснодарского края, формировать представления о животных и растениях, и местах, где они обитают.

Папка – передвижка «История создания Красной книги…»

Предложить родителям вместе с детьми сходить в библиотеку и найти информацию про Красную книгу (сделать фото)

Просмотр видеофильма о красной книге, о  заповедных местах.

Привлекать детей охранять природу и побеседовать о способах защиты животных и растений.

ИТОГ: Художественное творчество «Животный и растительный мир Краснодарского края»

Формировать желание создать свою Красную книгу. Обобщить знания детей о Красной книге посредством изобразительной деятельности.  Совершенствовать умение детей в работе с художественными материалами.

Создание жёлтой страницы – животный мир Краснодарского края, зелёной страницы – растительный мир, голубой страницы – обитатели водного мира, красной страницы – животные и растения, занесённые в Красную книгу Краснодарского края.

Предложить родителям найти вместе с ребёнком информацию о конкретной животном или птице, занесённой в Красную книгу.

Итог: Принятие участия в проведении муниципального этапа краевого конкурса «Семейные экологические проекты» в номинации «Красная книга» -рисунки детей.

Оформить с детьми рисунки, с изображением животных, занесённых в Красную книгу  для конкурса.

Предложить родителям помочь в выборе сюжетного рисунка к конкурсу

4 неделя января

Викторина «Знатоки природы»

Предложить детям сделать пригласительные билеты для родителей.

Предложить родителям придумать девиз и название командам


                https://static4.depositphotos.com/1004274/315/v/950/depositphotos_3152561-stock-illustration-green-ecology.jpg


                                                                           

Диагностические задания            

           Задание №1

На начальном этапе своей работы, я выявила уровень знаний по экологической просвещенности детей, по следующим вопросам:

-Для чего нужна Красная книга?

-Почему лес называют зеленой аптекой?

-Почему многие виды диких животных и растений становятся редкими?

-Каких вы знаете животных, внесенных в Красную книгу Краснодарского края?

-Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным и растениям вред?

-Почему нужно оберегать не только самих животных, но и места, в которых они живут?

-Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?

-Как происходит загрязнение воды и воздуха?

-Чем опасно загрязнение воды и воздуха?

-Какие правила поведения в лесу вы знаете? 

                Задание №2        

Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.

Инструкция к проведению.

Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных, земноводных).

Выбрать 2 животных, 2 насекомых, 2 птиц и 2 земноводных и ответить на вопросы:

Как называется животное, птица, насекомое?

Что ты можешь рассказать о нем?

Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,  весной?                    

Как человек может помочь птицам зимой?

Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?

Как надо относиться ко всем животным?

                Задание №3

Дидактическая игра «Стань другом природы»

Цель: поведение взрослых и детей на природе.

Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические карты) и объяснить свой выбор.

                Задание №4

Дидактическая игра «Зелёный город»

Цель: бережное отношение к окружающей среды.

                  Задание №5

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Цель: учить различать живую и неживую природу, видеть её существенные отличия.

Беседа.

Чем дышит человек?

Где можно обнаружить воздух?

Что загрязняет воздух?

Как человек использует воздух, ветер?

Зачем и кому нужна вода?

Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)

Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)

В каких состояниях бывает вода ? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)

Надо ли беречь воду? Почему?

Что такое «почва»?

 

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности для старшего возраста «Земля наш общий дом».

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

формировать представление об опасных для окружающего мира природы ситуации; формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная

Цель: мотивировать детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Воспитатель принёс коробку с иллюстрациями о природе.

Дети рассматривают картины, которые принёс им Незнайка.

Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать

Дети сидят на стульях полукругом и беседуют

2 часть – основная

Цель – развитие познавательной сферы детей.

- Мир природы — это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

- Без чего не смогут жить на Земле живые существа?

А человек может жить на Земле без природы?

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

- У каждого человека есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

- Ребята, как же можно назвать наш общий дом?

Наш общий дом — это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты — Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.

Земля — это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л.Дайнеко.

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели.

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воздух, словно куполом, прикрыл Землю, все живое на Земле. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему?

Воздушная оболочка Земли — как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева. Она охраняет все живое на Земле от губительных космических лучей и палящих лучей Солнца.

А вода? Сегодня она для всех так обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жить». Вез воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.

Повсюду, где бежит вода.

Цветет земля, цветет страна…

- Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех и не перечислишь. Отгадайте некоторых из них.

Я — капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица.

      Недотрога, весь в иголках,

     Я живу в норе под елкой.

     Хоть открыты настежь двери.

     Но ко мне не ходят звери.
На луговой клеверок

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Отгадайте, кто я?

     Белым шариком пушистым

     Я красуюсь в поле чистом.

     Дунул легкий ветерок –

     И остался стебелек.

Вильну хвостом туда-сюда,

И нет меня, и нет следа.

      Я — пятнистая букашка.

      Если в руки попаду,

      Притворюсь больною тяжко,

       В обморок я упаду.

Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и т.д.?

Хотя человек на Земле — это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов растений и т.д.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Расскажите, стихотворение про планету Земля.




Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова. (Рассказывает ребёнок)


Без воздуха, без воды, без солнца.

Нет

Дети играют в игру

Земля

Дети рассматривают как «Земля» вращается вокруг солнца на макет



Земляника


Ёж



Стрекоза



Одуванчик

Рыба

Божья коровка


Нет

Дети рассматривают иллюстрации

Смотрю на глобус — шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег

«Будь человеком, человек!

В тебя мы верим — не солги.

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус — шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы; «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

(Е. Шкловский)

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и майке.

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка — добрый гномик.

На себе таскает домик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка.

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган, налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов на лугу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я — добрый Великан.

3 часть – заключительная

Цель – закрепление положительных эмоций от работы

Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!»

дети зарисовывают, как себя вести:

- во время отдыха в лесу;

- при встрече с детенышами зверей;

- при сборе лесных ягод и плодов;

- при сборе грибов;

- при встрече птенца на земле;

- при разжигании костра в лесу и т.д.

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности для старшего возраста «Знакомство с Красной книгой».

Задачи: Формирование у детей ответственного и доброго отношения к родной природе.

сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать;

познакомить с природоохранными мероприятиями;

уточнить и пополнить знания о правилах поведения в природе;

упражнять в умении классифицировать животный мир.

Словарная работа:

КРАСНАЯ КНИГА – название списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Содержит документальные данные о биологии, распространении, причинах сокращения численности и исчезновения отдельных видов.

ЗАПОВЕДНИК - участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Заповедниками обычно объявляются местности, типичные для данной географической зоны (области) или содержащие ценные в научном отношении природные объекты (виды растений и животных, типы ландшафтов, минералы и т.п.).

ЗАКАЗНИК – участок акватории или территории, где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельных групп животных, растений, полезных ископаемых и т. д.). Наиболее часто встречаются охотничьи заказники, создаваемые для сохранения и воспроизводства промысловых животных. Выделяют временные и постоянные заказники.

Материалы и оборудование:

картины, изображающие редкие виды животных и растений,

Красная Книга,

карта России,

презентации «Красная Книга России», «Правила поведения в лесу»

магнитола и диск с записью песню «Просьба»

мольберт, магниты, указка

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная      Цель: мотивировать детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Ребята, в нашем регионе очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в Костромской области? Какие животные обитают у нас? Птицы?

Дети стоят рядом с воспитателем

Ответы детей

Среди них есть такие, которых осталось очень мало.Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.

Посмотрите на эти картинки. (Показ презентации).

(Ответы детей).

Дети смотрят презентацию

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2 часть – основная.                Цель – развитие познавательной сферы детей.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?

Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.

Вот так выглядит Красная Книга Костромской области. (Показ). Первое издание Красной книги Костромской области выпущено в 2009 году. Красная книга Костромской области является официальным изданием, предназначенным как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

В издании представлен список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Костромской области.

А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги: других областей и стран.

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?

А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий. А сейчас мы немножко отвлечёмся и поиграем в игру.

Представьте, что мы идём мимо разнообразных деревьев и кустарников. Если мы «Проходим» мимо тех, что растут у нас в Шарье, вы хлопайте в ладоши, если нет, молчите. Итак, да – хлопок, нет – молчок!

Ель, пальма, берёза, липа , клён, баобаб.

Слива, осина, кедр, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна

Взгляните на эти картинки. (Показ). На них изображены животные, птицы и растения, которые нуждаются в защите. Их в Краснодарском крае осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?

Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением лося складывайте картинки с фотографиями животных. В коробку с изображением беркута …? Птиц. С изображение ландыша – фото растений.

В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.

К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?

Кто из вас какие знает заповедники у нас?

Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? Правильно. Давайте вспомним правила охраны природы (показ презентации «Правила поведения в лесу).

А сейчас давайте послушаем стихотворение поэта Л.Дайнеко.


Потому что красный цвет – цвет опасности!




Дети рассматривают Красную книгу







(Ответы детей).


Дети играют в игру.


Дети называют.

Дети играют в игру

Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Охранять природу нужно в любом месте.           дети называют правила поведения в лесу

Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли зовется этот дом.

3 часть – заключительная                          Цель – закрепление положительных эмоций от работы

А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.

А наше занятие подходит к концу, послушайте прекрасную песню «Просьба» (авт. Н.Заболоцкий и А. Пахмутова) (Звучит запись песни)

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица.

Предположения детей

Дети слушают песню

       

Конспект НОД   Тема: «Знакомство с Красной книгой Краснодарского края»

Цель: познакомить детей с Красной книгой Краснодарского края.

Программные задачи:

Образовательные: закрепление знаний детей о среде обитания животных, птиц, растений, занесенных в Красную книгу Краснодарского края; формирование обобщенных представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир;

Развивающие: разъяснить необходимость создания Красной книги; расширять словарный запас (обитает, серна кавказская, тритон, зубр и т. д.);

Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение ко всему живому на Земле.

Предварительная работа: проведение бесед о жизни животных, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений о животных.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная презентация, альбомные листы, карандаши.

Методы и приемы: наглядный: показ Красной книги и изображений животных; словесный: беседа, наводящие вопросы, похвала, рассказ педагога, напоминание, художественное слово; практический: рисование понравившихся животных; игровой: этюд «Улыбка», использование игровой ситуации: «Кто, где живёт».

          Ход образовательной деятельности:

В. : Ребята, давайте встанем дружно в круг и поздороваемся друг с другом. Подарим улыбки друг другу.

(Включается звук аудиозаписи приходящего СМС)

В. : Ой, ребята вы слышите? Что это за звук?

Д. : Это оповещение о приходе СМС!

В. : Да, и, правда. Посмотрим, что же там за СМС.

 Смотрите, нам прислали загадки. Будем отгадывать загадки?

Д. : Будем! Мы, любим отгадывать загадки.

В. : Тогда слушайте внимательно:

Говорила мама Саше:

– не пойдем сейчас – опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а …

Д. : Красный!

В. : Правильно! Следующая:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Д. : Книга!

В. : И что у нас получилось?

Д. : Красная книга! (2слайд)

В. : Молодцы! Смотрите, нам прислали «Красную книгу». Ребята, как вы думаете, о ком эта книга?

Д. : Эта книга о животных.

В. : Почему вы считаете, что эта книга о животных?

Д. : Эта книга о животных, потому что на обложке изображены животные.

В. : Как вы думаете, почему обложка этой книги красная?

Д. : Потому что красный цвет красивый, яркий, нарядный.

В. : А что еще может обозначать красный цвет?

Д. : Красный цвет может обозначать внимание, запрет, опасность, предупреждение.

В. : Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых на земле осталось очень мало. На этих животных и птиц запрещена охота, нельзя собирать редкие растения. Эта книга называется Красной. Ребята, а кто знает, в какой стране мы живём?

Д. : Мы живём в России.

В. : Правильно, а в каком крае?

Д. : Мы живём в Краснодарском крае.

В. : Правильно! А вы знали, что существует Красная книга Краснодарского края, в которую занесены исчезающие виды растений, животных?

Д. : Нет, не знали.

В. : А вы хотите посмотреть Красную книгу Краснодарского края?

Д. : Да, хотим!

В. : Давайте откроем эту книгу. Посмотрите, вы видели когда-либо это животное? (слайд 3)

Д. : Нет.

В. : Это – Серна Кавказская. Пугливые животные. Едва завидев человека, они с протяжным свистом скрываются из поля зрения. Уникальный высокогорный вид, представители которого могут развивать скорость до 50 километров в час! Кавказскую серну можно встретить только высоко в горах. Кто запомнил, как называется это животное? (слайд 4)

Д. : Это Серна Кавказская. (слайд 5)

В. : А это - Хорь-перевязка. Милый, красивый зверек, во многом похожий на обычного хорька. Хорек обитает в сухой местности без высоких деревьев и обилия кустов. После распашки исчезают грызуны, его основной корм, поэтому хорь-перевязка вымирает. Так что это за животное?

Д. : Это Хорь-перевязка. (слайд 6)

В. : Нам нужно размяться! (включается музыка; разминка)

В. : Молодцы, мы размялись, теперь можем дальше продолжать изучение Красной книги Краснодарского края! (слайд 7).Это Горный Зубр.

 Горно-лесное животное, обитающее в горах. Является самым крупным млекопитающим, весит от 400 до 600 килограмм. К исчезновению данного вида привело браконьерство. Как называется это животное?

Д. : Зубр. (слайд 8)

В. : Молодцы! А это Тритон малоазиатский. Малоазиатские тритоны живут в чистых,

проточных водах с большим количеством водной растительности. Ведут скрытный образ жизни, прячась под поваленными деревьями, камнями, под корой и в лесной подстилке. Как его называют?

Д. : Тритон малоазиатский. (слайд 9)

В. : А это - лесной кот! Эта большая кошка водится в лесах. Предпочитает уединённый образ жизни. Живут они чаще всего в лиственных лесах. Отлично лазают по деревьям. Вес большого лесного кота примерно составляет 6-7 кг. Что это за животное?

Д. : Это лесной кот.

В. : Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Кто, где живёт»?

Д. : Хотим!

В. : Тогда будьте внимательны! Правила игры очень просты. Вам необходимо найти изображение животного занесённого в Красную книгу Краснодарского края и приклеить его на карту, но только в том месте, где его можно встретить. Вы поняли правила игры?

Д. : Да, мы всё поняли.

В. : Тогда приступим! (проводится игра «Кто, где живёт»)

В. : Ребята, посмотрите, какая у нас карта получилась, просто загляденье! Все животные на своих местах. Теперь, вы можете в любое время подойти к этой карте и вспомнить о чём мы сегодня разговаривали. Вам понравилось наше путешествие по страницам Красной книги Краснодарского края?

Д. : Да, нам очень понравилось, мы узнали много интересных фактов.

В. : Замечательно! Ребята, а почему эта книга названа Красной?

Д. : Эта книга называется Красной, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых осталось очень мало, их нужно защищать, относиться к ним бережно.

В. : Какие животные вам запомнились? Почему?

Д. : Хорь-перевязка, потому что у него необычный хвост. Серна кавказская, потому что боится людей и очень быстро бегает и т. д.

В. : А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?

Д. : Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле.

В. : Сегодня вы познакомились с важной книгой. Вы расскажите о ней своим родителям. Ребята, а давайте нарисуем этих животных?

 Но, сначала, закройте глазки и хорошо подумайте, кого и как вы будете рисовать.

В. : Присаживайтесь за столы и приступайте. (дети рисуют животных)

В. : Вы все молодцы! Какие красивые у вас получились рисунки! Ребята посмотрите, чей рисунок вам нравится больше? (ответы детей)

Технологическая карта конспекта образовательной деятельности для старшего возраста «Знакомство с птицами Красной книги  Краснодарского края»

Задачи: Познакомить детей с Красной книгой и некоторыми птицами, занесенными в нее; воспитывать бережное отношение к птицам, формировать устойчивое желание поддержать, уберечь, защитить

Активизировать речь детей, закреплять умение давать полные ответы

Развивать память, воображение, фантазию.

Предварительная работа: 1. Беседа о Красной книге

2. Беседа о Краснодарском крае

3. Работа с родителями по расширению представлений детей о птицах Красной книги и создание презентации.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 часть – вводная            Цель: мотивировать детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Ребята, к нам сегодня  пришло письмо. Как вы думаете от кого оно?

Давайте прочитаем его. Кто мне поможет? «Здравствуйте ребята, мы птицы Краснодарского края,  занесенные в Красную книгу. Мы хотим познакомиться с вами. Что вы знаете о нас?»

От птиц

Дети расшифровывают письмо за столом

Ответы детей

- Ребята, как вы думаете, почему с нами хотят познакомиться птицы, занесенные в Красную книгу?

- Что такое Красная книга природы?

- Что такое Красная книга Краснодарского края?

Тогда ответьте мне на такой вопрос: почему она красного цвета, а не другого?

Ответы детей

это книга о живых существах, которых осталось очень мало на планете и им нужна защита и помощь

ответы детей

красный - цвет опасности, предостережения

2 часть – основная              Цель – развитие познавательной сферы детей.

- Правильно. Оказывается, когда-то в степях нашей области было много таких птиц как: скопа, беркут, стрепет, орёл – карлик, кудрявый пеликан, кречет, кавказский тетерев, дрофа… А кто хочет поделиться друг с другом знаниями о некоторых из этих птиц и мы выясним: почему же они оказались в Красной книге.



Физминутка












- А сейчас, ребята, мы с вами послушаем пение птиц.

- Как мы можем помочь исчезающим птицам, занесенным в Красную книгу?

А кто помнит, как называются такие места, где живут охраняемые птицы, животные?

  Беркут – это крупный орёл с размахом крыльев 2,2 метра. Зимой птицы могут перекочевать в области низкогорья, тогда беркутов не раз видели у Причерноморских лесов. Для гнездования беркуты выбирают леса со скальными крутыми обрывами. Гнезда птицы устраивают высоко, в труднодоступных местах. Птенцы живут с родителями 2 месяца, затем научившись летать, покидают их. Беркуты охотятся на диких куриц, уток, могут поймать сусликов, даже мелких грызунов.
В России сейчас обитают до 2000 пар Причины сокращения: вырубка спелого леса (на доске появляются изображения беркута)

       Я расскажу вам о птице, которую зовут –Кудрявый пеликан получил свое название из-за необычной «гривы» на задней части шеи. Крупная птица занесена в Красную Книгу РФ, как исчезающий вид, отнесен к категории «Находящиеся в опасном состоянии». Птицы относятся к редкому виду, численность которого стремительно сокращается.

Размер тела: от 150 до 180 сантиметров. Вес: 9-12 килограмм. Размах крыльев: до 2 метров. Кудрявый пеликан встречается на территории Краснодарского края, Северного Кавказа, Ростовской области. Для заселения кудрявые пеликаны выбирают долины рек, мелководные островки, труднодоступные озера. Места выбирают с густой водной растительностью и богатые рыбой, чтобы обеспечить себе необходимое питание.

      Дрофа- это крупная птица, считается одной из крупнейших, которые сохранили свою способность летать. Будь дрофа чуть тяжелее, вряд ли смогла бы подниматься в воздух. Весной самцы начинают токовать, слышны негромкие странные звуки – блеяние вперемежку с тресков и воем, урчанием. Они распушивают перья и токуют, привлекая внимание.
Считаются очень редкими птицами, возможно большое влияние оказывают охотники, ежегодно выезжающие в места обитания дроф. По образу своей жизни дрофы не только летают, но и резво бегают и ходят. Разбегаются перед взлетом и летят быстро, не поднимаясь высоко. Для гнезд выбирают зоны с высокой травой, а если степь сухая, то луга или прибережья, где травы больше. Могут гнездиться даже в полях среди зерновых или кусов картофеля. Гнездо похоже на ямку, выкопанную прямо в грунте. Ее вкапывает самка, используя траву для прикрытия.

Заповедники

 

3 часть – заключительная            Цель – закрепление положительных эмоций от работы

Вот мы и поделились знаниями о птицах, которых нужно охранять и беречь. В завершении я предлагаю вам продолжить оформлять страницы нашей книги и поместить сюда фото птиц о которых мы с вами говорили. А после вы сможете рассказать о них остальным нашим ребятам.

Что нового узнали? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям?

Ответы детей

Дети оформляют страницы «Птицы Краснодарского края»

Ответы детей

           

   КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                                                              «Воспитание доброты к природе»

                                                                                                          Трудно привести к добру нравоучениями — легко примером.  

                                                                                                                                                                                                           Сенека

Цель: Формирование у родителей основ экологической культуры, доброты; просвещение в области воспитание доброжелательного отношения детей к природе.

Задачи: Рассказать родителям о важности привития доброго отношения к окружающему миру;

Обсудить проблему жестокости детей;

Провести анкетирование.

Ход консультации

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют.

Мы живем с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизор забиты фильмами об убийстве, жестокости, насилии. Однако несмотря ни на что мы должны уделять внимание нашим детям, мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, (так как семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребенка), а уж потом педагогов.

В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

Что такое доброта? (высказывания родителей)

«Доброта» это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим, — говорится в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику — значит, быть добрым человеком.

Доброта и доброжелательность — эти два понятия очень связаны. Если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. В одной из педагогических заповедей В.А. Сухомлинский говорил, что первые прикосновения ума и чувств ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми. Доброта и еще раз доброта - это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку радость взаимопонимания. «Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди», - писал В.А.Сухомлинский.

Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ.

Да, добру надо учить.

Как Вы думаете, что значит, учить детей добру? Как этому учить?

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими — это важное условие воспитания доброты.

Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.

Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы березы, во всем этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое, значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.

Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

Недаром как величайшая мудрость передается от века к веку непреложная истина; хорошо воспитать ребенка — значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать её во имя будущего.

Любовь к Родине - великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы.

С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.

Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты «Воспитание доброты к природе».

Научить любви к живому значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе.

Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребенка, где ребенок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребенок стремится утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.

Поэтому еще раз обращаем ваше внимание на роль семьи в воспитании ребенка.

Это очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.

Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если Вы твердо знаете, что не возьмете его осенью в свою московскую квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к домашнему теплу животное, которое успело подружиться с ребенком. Помимо отрицательных сторон этого поступка это еще и урок вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ребенку. Поступая так, вы даете повод ребенку вести себя по отношению к природе безответственно полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев. Результаты такого поведения сегодня уже налицо.

Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе. Писатель Ю. Яковлев говорил: «Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтоб собака сделала человека лучше, добрей. Я хочу, чтоб собака сослужила ему еще одну добрую службу — помогла разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому».

СОВЕТУЕМ, если ребенок проявляет по отношению к животным:

         жестокость

Цель воспитания - не навреди

Прочитать книги о природе В.Бианки, Е.Чарушина, К.Паустовского, М.Пришвина

Если нет дома животного, завести и вместе ухаживать за ним

Оказывать вместе с ребёнком помощь животным на улице

Подкармливать птиц

       Равнодушие

Цель воспитания - заинтересовать

Замечать интересное в природе и приобщать ребёнка к своим наблюдениям

Приобрести игрушку-образ животного и обыграть её

Вырастить дома комнатное растение, например, в подарок бабушке и зарисовать его.

                      ВИКТОРИНА «Знатоки природы»

Цель: формирование экологической культуры, бережного отношения детей и родителей к природе.

Задачи:

Воспитывать и развивать бережное отношение к природе;

Уточнить и закрепить знания детей о редких животных и растениях Краснодарского края;

Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами;

Учить понимать пользу и значение природной среды в жизни человека;

Закрепить правила поведения в природе;

Развивать внимание, мышление, память;

Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка;

Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию;

Помогать установлению доверительных отношений между родителями и детьми, сплочению семей, сближению родительского и детского коллективов.

Материалы и оборудование:

Презентация «Животные и растения Красной Книги Краснодарского края»

Презентация «Правила поведения в лесу»

Подготовленный макет кроссворда

Жетоны

Эмблемы на каждого участника /по количеству команд

Лото /2 варианта игры/

Макет мини-кроссвода

Подготовленные пазлы «Собери картинку»

Карточки с ребусами «Составь слово»

Карточки для ответов на конкурс «Утверждения»

Карандаши, фломастеры, бумага и др. канцелярские принадлежности.

Предварительная работа:

Цикл занятий по знакомству с Красной Книгой Краснодарского края и редкими животными, занесёнными в неё;

Беседы с детьми о пользе и важности природоохранной деятельности человека;

Создание Красной книги Краснодарского края;

Участие в экологическом конкурсе.

Ход викторины

Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня к нам в гости пришёл старичок – Лесовичок. Он пришёл рассказать Вам о Красной Книге.

Дети: А мы знаем уже такую книгу!

Лесовичок: Какие вы, детки, молодцы! Тогда давайте проверим, что вы знаете о ней?

А как вы думаете, почему она называется «Красной»? Что означает этот цвет?

Дети: Красный цвет – цвет тревоги, опасности, запрета.

Лесовичок: Совершенно верно! Красный цвет книги означает запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп! Дальше так нельзя. Красный цвет – согнал тревоги и опасности, это сигнал SOS, который подают нам животные и растения. То есть книгу назвали именно так, чтобы привлечь внимание людей и попробовать остановить варварское уничтожение природы!

Воспитатель: Поэтому и жетоны для нашей викторины мы сделали из красной бархатной бумаги, т.к. настоящие ценные книги охраны природы издаются в красном или бордовом бархатном переплёте. Эти жетоны получают участники в каждом туре викторины. Какая команда заработает больше всех жетонов, та и станет победителем.

Лесовичок: Итак, давайте начнём первый тур, который называется «Вопросник». Здесь команда за каждый правильный ответ получает жетон.

Вопросы

Редкая рыба, икра которой запрещена к продаже?(осётр)

Какие деревья, занесённые в Красную Книгу, Вы знаете?(липа, кедр, пихта)

Какое дерево зацветает позднее всех весной?(липа)

Какая охота разрешена в любое время года?(фотоохота)

Какое хвойное дерево обладает лечебными свойствами, их хвои которого готовят эфирное масло? (пихта)

Самое большое хвойное дерево в Тайге, семена которого люди употребляют в пищу? (кедр)

Речной строитель плотин?(бобр)

«Сохатый» великан Тайги?(лось)

Что это за растение? /показывается аналогичная фотография, большего размера (родиола розовая)

Воспитатель: Молодцы команды, отлично справились.

Лесовичок: Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. А теперь предлагаю вам немного передохнуть, а заодно и мне помочь. У меня есть несколько фотографий, который случайно разрезал мой внучок, а я собрать не могу. Но я знаю, что вы в детском саду и дома ловко собираете такие картинки. Но мои не совсем обычные, на каждой из них написано растение или животное, которое изображено. Так вот кто быстрее прочтёт слово, тот и получит жетон.

Каждой команде даёт конверт с частями картинки

Команды собирают пазлы. Победителю вручается жетон.

Лесовичок: Отлично! Как же вы быстро собрали. Теперь я покажу своему внучку, как нужно составлять картины из частей. Спасибо за помощь.

Воспитатель: Дети и родители, давайте покажем старичку Лесовичку, что мы умеем не только ловко собирать картины, но ещё и отгадывать кроссворды!

Лесовичок: Неужели вы и это умеете? С удовольствием посмотрю!

Воспитатель: Конечно, дедушка, умеем. Переходим к следующему туру нашей викторины «Кроссворд». Кто быстрее прочтёт главное слово, и кто быстрее заполнит весь кроссворд, получит жетоны.

Командам раздаются экземпляры кроссвордов, листы с вопросами (детям читает и записывает воспитатель), ручки, карандаши, фломастеры, листы белой бумаги приготовлены на столах. Команды приступают к заданию.

Вопросы к кроссворду

Один из самых ранних цветов в лесу(подснежник)

Хищное животное с кисточками на ушах(рысь)

Чёрная птица, похожая на цаплю(аист)

Орешками этого могучего дерева любят лакомиться и люди и животные (кедр)

Сокол, занесённый в Красную Книгу Кемеровской области (сапсан)

Млекопитающее, перегораживающее реки (бобр)

Дерево, имеющее жёлтые серёжки и листья в форме сердечек (липа)

Яркий оранжевый лесной цветок (огонёк)

Слепой подземный житель (крот)

Кого называют «сохатым»? (лось)

Лесовичок: Ух, какие вы молодцы! Никогда не видел, чтоб так быстро и безошибочно отгадывали кроссворды. А теперь я хочу с вами поиграть. Но только не в подвижную игру, т.к. я уже старенький, а в настольную – в лото. Я буду вытаскивать из волшебного мешочка картинку, а вы будут закрывать на своих карточках такие же. Смотрите, не ошибитесь, на ваших карточках есть по 2 фотографии одного животного, внимательно выбирайте картинку.

Команды играют в лото до первого победителя. Ему вручается жетон.

Лесовичок: Ой, как я люблю эту игру, особенно, когда так превосходно играют.

Лесовичок: Здорово! Класс! Какие же вы молодцы, ребята. Вот всё умеете. Хотя…. Я знаю, что вы не умеете отгадывать ребусы!

Дети: Умеем! Умеем!

Лесовичок: А вот мы сейчас и проверим. Я раздаю вам карточки, на которых изображены животное.

Командам раздаются карточки с ребусами. По окончании конкурса победителю вручается жетон.

Лесовичок:Охо! И правда умеет славно разгадывать ребусы. Мы вот с вами уже столько времени говорим о природе, её охране, для чего этого нужно и как это важно. Но мы не упомянули о самом главном деятеле, который может, как уничтожить, так возродить окружающую среду. У меня есть мини-кроссворд, который поможет нам отгадать, кто же это такой, всесильный, а заодно и узнаем ещё немного о редких видах.

Командам раздаются заготовки с мини-кроссвордом (приложение 7). Лесовичок зачитывает определение каждого слова. Игроки заполняют соответствующие строки. Кто правильно заполнит все слова, тот и получает жетон.

Вопросы к мини-кроссворду

-Какой аист занесён в Красную Книгу Кубани? (чёрный)

-Самый крупный орёл. (беркут)

-Длинноногий гигант леса.(лось)

-Орёл с белым хвостом.(орлан)

-Цветок – символ гор.(эдельвейс)

-Другое название сосны сибирской. (кедр)

-Подземное насекомоядное животное. (крот)

Лесовичок: Совершенно верно! Это человек в ответе за природу. Он может как погубить, так и восстановить виды животных и растений. Но, не смотря на свою власть, люди – часть природы. Без природы не будет и человека. Поэтому в наших силах сделать нашу Землю красивее и прекраснее, чтобы все жили в гармонии. А чтобы заботиться о братьях наших меньших мы вспомним правила поведения в природе. У меня есть картины, изображающие действия людей, а вы будете говорить, что там изображено и можно ли так поступать. Договорились?

Дети: Да!

Лесовичок: Вот и отлично! Начинаем.

Показывает презентацию «Правила поведения в лесу».

Лесовичок: Прекрасно! Вы правильно всё ответили, запомнили, чего же нельзя делать. А теперь давайте отдохнём и немного порисуем. Предлагаю вам творческое задание. Командам необходимо нарисовать «Знаки друзей природы», т.е. нарисовать знаки, изображающие или символизирующие, что МОЖНО и даже НУЖНО делать, чтобы сохранить и воссоздать природные объекты.

Команды рисуют. Жетон вручается команде, которая за отведённое время составила больше всех знаков.

Лесовичок: Молодцы! Замечательные и понятные знаки у вас получились! Я возьму их с собой, буду развешивать на деревьях, чтобы люди, отдыхая на природе, не забывали о ней, о том, что порой от действий человека исчезает часть нас самих.

Спасибо вам большое за прекрасно проведённое время. Я многое узнал, посмотрел, какие замечательные ребята и родители есть. А сейчас настало время мне наградить победителя.

Подсчитывают количество жетонов за все конкурсы. Определяется победитель (победители).

                           Награждение победителей.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина, давайте проводим старичка Лесовичка, пожелаем ему долгих лет и процветания наших лесов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект по теме "Экологическое воспитание в условиях ДОУ"

Мы-частичка природы.Наша цель беречь и пополнять ее богатства.Основной задачей моего проекта является всестороннее экологическое развитие  ребенка в условиях дошкольного учреждения , поставл...

Экологический проект "Экологическая тропа в детском саду"

Данный проект проходил летом во время работы в детском саду.  Целью проекта было развитие знаний об экологии, растениях и цветах, деревьях и кустарниках. На протяжении проекта дети трудились, наб...

экологический проект "Экологическая тропа "Здравствуй лето"

Данный проект разработан на летний период работы в детском саду. Цель: закрепление знаний о растениях и цветах, деревьях и кустарниках, природном явлении - радуга, экспериментировании и играми с ...

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....

Экологическое воспитание дошкольников методом экологических проектов.

В настоящее время вопрос экологического воспитания дошкольников – важный, интересный и актуальный. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумы...

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево".

Статья на темя: "Экологические проекты - эффективный способ реализации экологического воспитания. Проект "Чудо дерево"....