Конспект интегрированного подгруппового занятия «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лобова Маргарита Валерьевна

Конспект интегрированного подгруппового занятия

в подготовительной  группе общеразвивающей направленности

 

Лобова М.В.

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного подгруппового занятия

в подготовительной  группе общеразвивающей направленности

Лобова М.В.

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Что как называется? Рассказ о гончарном промысле»

Форма: Интегрированное  занятие

Цель: Знакомство детей с народным ремеслом (гончарный промысел) и воспитание интереса к народным традициям; знакомство с предметами старины.

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с гончарным ремеслом и с особенностями работы мастера- гончара, с гончарным кругом, глиной, способами работы с ней.
  • Формировать у дошкольников представления о музее, умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

Развивающие:         

  • Формировать навыки работы с глиной.
  • Развивать наблюдательность, расширять кругозор детей.
  • Создавать условия для возникновения у детей познавательного интереса к народным промыслам родного края.
  • Расширять кругозор, развивать познавательные способности, творческое и логическое мышление, воображение, художественный вкус, моторику рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к мастерам, сохраняющие народные промыслы и результатам их труда. Воспитывать интерес к старинным предметам обихода.

Оборудование: фото – слайды, видеоролик «Город мастеров. Гончарное ремесло», предметы  старины (утюг, русская печь, деревянные ложки, рубель, чугунок, самовар, рушник, скатерть, прялка и др.), глина, губки, стеки, молоко, клеёнки, фартуки, салфетки, музыкальное сопровождение.

Ход:

Этап занятия

Содержание занятия

Оргмомент

 Воспитатель: Добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, кто - то из вас был в музее?

Дети: Да, были.

Воспитатель: А в каких музеях вы были?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, что такое музей и что нужно для музея? Что там должно быть?

Дети: Музей – это  место, где хранятся предметы старины. Для музея нужно организовать место, ещё нужен какой – нибудь экспонат, например,  игрушки, картины, телефоны и др.

Воспитатель: Правильно. Дети, вот  я вам предлагаю посмотреть в ноутбук.

    Мотивационно-ориентировочный

Воспитатель: Посмотрите, это музей чайника. Что здесь есть?

Дети: В этом музее находятся старинные чайники.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, что  это за музей?

Дети: Это музей Павловских платков. В этом музее находятся платки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за музей?

Дети: Это музей народного костюма.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, а народные костюмы, каких национальностей вы ещё знаете?

Дети: Украинские, армянские, белорусские народные костюмы.

Воспитатель: Хорошо, молодцы. А посмотрите, что это за музей?

Дети: Это музей старинных Тульских самоваров.

Воспитатель: Правильно. А этот?

Дети: Это музей старинного утюга.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это музей гончарной посуды. В котором находится различная посуда.

Воспитатель: А посмотрите, что это за музей?

Дети: Это музей игрушек.

Воспитатель: Правильно. А что в нём находится?

Дети: В этом музее находятся игрушки: лошадка, куклы, коляска, паровоз.

Воспитатель: Правильно, ребята.

Воспитатель: Ребята, а в группе мы можем с вами организовать свой музей?

Дети: Да, мы можем в группе организовать музей.

Воспитатель: А где мы можем организовать музей?

Дети: Да, мы можем в группе организовать музей.

Воспитатель: Вот посмотрите, у нас  есть старинная русская печь, давайте здесь и будет находиться наш музей.

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте мы с вами совершим путешествие по нашей группе,  посмотрите вокруг, у нас есть старинные вещи?

Дети: Да, есть.

 (Дети по группе находят старинные вещи для музея – рушник, скатерть, коврик, самовар, рубель, утюг, чугунок, деревянные ложки)

Воспитатель: Даша, скажи мне пожалуйста, что ты нашла?

Ребёнок: Я нашла скатерть.

Воспитатель: Какая это скатерть?

Ребёнок: Старинная, её крестиком вышивали ещё наши прабабушки.

Воспитатель: Правильно, давай нашей скатертью украсим  печь.

Воспитатель: Никита, скажи, а ты что нашёл для нашего музея?

Ребёнок: Я нашёл для нашего музея старинный рушник, который вышит был в старину.

Воспитатель: Хорошо, давай мы наш рушник положим в наш музей.

Воспитатель: Ульяна, а что же ты нашла для нашего музея у нас в группе?

Ребёнок: Я нашла старинный утюг, он очень тяжёлый.

Воспитатель: Хорошо, давай мы наш утюг поставим в наш музей.

Воспитатель: Ой, Никита, скажи, а что ты нашёл в нашей группе?

Ребёнок: Я нашёл старинный коврик, который изготовляли в ручную наши прабабушки.

Воспитатель: Хорошо, коврик мы постелем на пол, к  скамеечке.

Воспитатель: Артём, скажи мне, пожалуйста, а что же ты нашёл для нашего музея?

Ребёнок: А я для нашего музея нашёл старинный самовар.

Воспитатель: А как ты думаешь, для чего он нужен?

Ребёнок: Самовар нужен был для того, чтобы нагревать воду для чая.

Воспитатель: Правильно, давай мы его тоже поставим в наш музей.

(И так, пока все дети не расскажут, о тех предметах, которые они нашли для группового музея)

Поисковый

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у нас замечательный и красивый музей получился.

Воспитатель: Дети, а посмотрите, чего не хватает в нашем музее? Вспомните, те картинки, которые мы с вами смотрели в ноутбуке?

Дети: Не хватает посуды.

Воспитатель: Что же для этого нужно сделать?

Дети: Нужно слепить посуду.

Воспитатель: Правильно ребята. А как вы думаете, кто лепил раньше посуду? А какая она была?

Дети: Мы не знаем.

Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть видео ролик. Хотите?

Дети: Да, мы хотим.

Воспитатель: Пожалуйста, садитесь перед ноутбуком и внимательно посмотрите ролик «Город мастеров. Гончарное ремесло»

Воспитатель: Понравился вам ролик?

Дети: Да, понравился.

Воспитатель: А скажите мне, кто и из чего изготавливает посуду?

Дети: Посуду изготавливает гончар из глины.

Воспитатель: Правильно. А сейчас есть гончарное ремесло?

Дети: Да, есть.

Воспитатель: Правильно, сейчас возрождается гончарное ремесло, но мало.

Воспитатель: Что делает гончар?

Дети: Гончар делает посуду?

Воспитатель: Правильно. А какую посуду, назовите её?

Дети: Кувшины, крынки, горшки, миски, чайники и др.

Воспитатель: Если посуда из глины, то она какая?

Дети: Посуда из глины глиняная.

Воспитатель: А какие руки должны быть у гончара?

Дети: Руки у гончара должны быть плавные.

Воспитатель: Что гончар вкладывает в свою работу?

Дети: Гончар в свою работу вкладывает душу.

Воспитатель: Что наносит гончар на своё изделие?

Дети: Гончар на своё изделие наносит орнамент.

Воспитатель: Скажите, ребята, что нужно сделать с изделием, чтобы оно было готово к обжигу?

Дети: Нужно убрать шероховатости и замыть его.

Воспитатель: Правильно, дети.

Воспитатель: Ребята, а что необходимо сделать для водонепроницаемости черепка?

Помните? Нет? Наш гончар пользуется технологией молочения. То есть, изделие перед обжигом помещает в молоко. А как вы думаете, для чего он это делает?

Дети: Чтобы посуда не пропускала воду.

Воспитатель: Правильно. В чём гончар обжигает свои изделия?

Дети: Гончар обжигает свои изделия в печи.

Воспитатель: Правильно. А на чём выполняет гончар свою работу?

Дети: На гончарном кругу.

Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что нужно гончару для работы?

Дети: Глина, гончарный круг, печь, губка, вода для смачивания глины, фартук.

Воспитатель: Да, правильно. Ребята, один из самых древних промыслов края — гончарное производство. Наиболее интенсивно развивался и развивается  этот промысел в посёлке Борисовка, Белгородской области. Изготовлялись крынки для молока, горшки, тарелки, миски. А сейчас на заводе производят игрушки, посуду, кирпич и кафель.

Воспитатель: А вы хотите организовать свою гончарную мастерскую и пополнить наш музей старинной посудой?

Дети: Да, хотим.

Практический

Воспитатель:  Давайте надевайте свои фартуки, сейчас мы с вами организуем своё рабочее место. Вот глина у нас уже лежит, нам нужна вода, мокрые губки, стеки для прорисовывания рисунка, молоко, салфетки.

Воспитатель: Ребята, но перед каждым трудным делом нужно сделать разминку, давайте мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику.

Руки хорошо потрём, (дети растирают руки до состояния тепла)

До тепла их разотрём.

Чтобы глина не серчала,(дети гладят свои руки плавным движением)

Нежно их погладим

И слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, (сжимают руки в кулачки и подносят их ко рту )

И поделочку слепите»

Воспитатель: Предлагаю вам занять свои места. Превращаемся в гончаров. Ребята, какую посуду вы хотите слепить? А что лепил гончар?

Дети: Чашку, кувшин, миску, горшок и др.

Воспитатель: Даша, что ты хочешь слепить?

Ребёнок: Я хочу слепить горшок.

Воспитатель: У горшка просто стенки и всё.

Воспитатель: Савелий, а ты что хочешь слепить?

Ребёнок: Я хочу слепить вазу.

Воспитатель: Вазу, значит ваза длинная. А ты Яна, что хочешь слепить?

Ребёнок: Я хочу слепить  чайник.

Воспитатель: У чайника есть ручка и носик.

Воспитатель: Мы, гончары, приступаем к работе.

Воспитатель: Из комочка глины, не прибегая к гончарному кругу, сделаем посуду. Переминаем комок глины в кулачке, разминаем её пальчиками, прощупываем глину, собираем её в комок, продавливаем ладошками. Отщипываем небольшое количество глины на украшение и дополнительные детали.

(Дети лепят свои работы, индивидуальная помощь жестами, советами, вопросами.)

Воспитатель: Переходим к украшению своего изделия. У вас на столах стеки, которые  нужно увлажнить о губку и прижимать к изделию.

Воспитатель: А еще один способ украшения – это налеп. Отщипываем небольшое количество глины от комочка, который остался, катаем горошинку, жгутик, листок увлажняем о губку и прикрепляем к изделию.

Воспитатель: Ребята, у всех получилось?

Дети: Да, у всех всё получилось.

Воспитатель: Молодцы. А давайте мы с вами  воспользуемся технологией молочения. Опустите свои работы в молоко и поставьте их на разнос.

Воспитатель: А для чего гончар опускал работы в молоко?

Дети: Гончар опускал  своё изделие в  молоко, для того что - бы посуда была водонепроницаемая.

Воспитатель: Вспомните, что гончар потом сделал со своим изделием?

Дети: Он поставил его в печь.

Воспитатель: Правильно, у нас тоже есть русская печь, давайте, и мы свою посуду обожжем в печи.

Дети: Да, давайте.

Воспитатель: Я поставлю ваши работы в печь, а вы пока протрите руки салфеткой.

Дети: Хорошо.

Рефлексивно-оценочный

Воспитатель: Подходите все ко мне. Ребята, давайте же мы с вами вспомним, что мы сегодня с вами делали? Какие бывают музеи?

Дети: Музей самовара, утюга, самовара, игрушки, платка посуды и др.

Воспитатель: Что мы с вами организовали в нашей группе?

Дети: В нашей группе мы организовали музей.

Воспитатель: А какие старинные вещи мы разместили в нашем музее?

Дети: Утюг, самовар, рушник, скатерть, деревянные ложки и др.

Воспитатель: Правильно. Дети, скажите, а кто такой гончар и что он делает?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, что мы с вами делали из глины?

Дети: Из глины мы лепили старинную посуду.

Воспитатель: А для чего мы её лепили?

Дети: Для нашего музея.

Воспитатель: Мы пополнили наш музей вашими поделками.

Дети: Да, пополнили.

Воспитатель: Очень хорошо.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а я нашла для нашего музея глиняную крынку для молока, которую я поставлю рядом с чугунком.

Воспитатель: Я вам предлагаю спросить у своих родителей, бабушек, дедушек есть ли у них старинные вещи? И принести их в наш музей. Узнать их историю и рассказать ребятам.

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Все молодцы, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного подгруппового занятия воспитателя речевой деятельности и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Бал цветов»

Задачи:Совершенствование навыков фонематического слуха.Автоматизация звуков /Ж/, /Ш/ в связной речи.Обобщение материала по теме «Цветы», «Насекомые».Закрепление навыков звукобу...

Конспект открытого подгруппового занятия в рамках тематической недели «Весна красна» (пересказ рассказа) «Весна в лесу»

Цель: Составление пересказа рассказа «Весна» по опорным рисункам.Образовательные задачи. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по ...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с использованием элементов песочной терапии

Тема: «День победы»Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6 -7 лет включительно)Цель: формирование лексико-грамматических компонентов по теме «День победы»Задачи:К...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Дети раннего возврата только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметам...

Конспект интегрированного подгруппового занятия учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи с использованием элементов песочной терапии

Содержание занятия:Организационный моментБеседа по рассказуЗагадки на военную темуФизкультминутка «Как солдаты»Игра «Путаница»Игра «Один-много»Игра «Скажи, кт...

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»

Конспект интегрированного подгруппового занятия в старшей логопедической группе «Зимующие и кочующие птицы»Тема: зимующие и кочующие птицы.Цель: ознакомление детей с зимующими и кочующими ...