Конспект занятия по познавательной деятельности "Из истории русских пряников"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Градина Галина Михайловна

Знакомство детей с историей и традициями русского народа, со способами изготовления пряников, с их разными вкусовыми качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pro_pryaniki.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной деятельности

"Из истории русских пряников"

  Цель: приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с национальным продуктом - медовым пряником, с историей его появления.

 Задачи:

  1. Знакомить детей с традицией русского народа: изготовление пряников

на Руси.                  

 2. Формировать реалистические представления об окружающей действительности.

 3. Формировать умение лепить пряники из соленого теста.

 4. Развивать эстетический вкус, создавать условия для творческого применения освоенных навыков и умений.

 5. Развивать, обогащать и активизировать речь детей.

 6.  Воспитывать уважение к труду пряничных мастеров, гордость за их успехи, гордость за нашу страну.

 Предшествующая работа: освоение техники "налеп", " виток" на занятиях по лепке из соленого теста; знакомство с пряностями; заучивание пословиц и поговорок о пряниках, чтение " Сказка о рыбаке и рыбке" А.С Пушкина, «Бармалей» К. Чуковского.

 Материал: фартук, косынка для хозяюшки; соленое тесто, дощечки для лепки, мяч, клубочек, проектор, презентация про тульские пряники.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Воспитатель в костюме Хозяюшки входит в группу.         Здравствуйте, гостюшки дорогие, здравствуйте, мои дорогие! Проходите, я гостям всегда рада. Давайте с вами познакомимся: за руки возьмемся и вместе улыбнемся, ласково друг друга назовем, передавать клубочек будем из рук в руки.  Вот мы и познакомились.
  2. Загадка про пряники.

   Воспитатель: Отгадайте мою загадку:

                          Очень ароматные,

                          Медовые и мятные.

                          Сверху мы в глазурном глянце,

                          Словно в радостном румянце.    (пряники)

  Вот и угощение я для вас приготовила.  Что это у меня в мисочке?  (пряники)

  А вы любите пряники?  Часто ли вы едите пряники?      (Ответы детей).

 Да, в наше время пряники можно купить в любом магазине и есть их каждый день.  Изготавливают пряники на больших хлебозаводах разной формы и размеров.  Но так было не всегда.  Сто, двести, триста лет тому назад пряники ели не каждый день, были они очень дорогие. Рецепты пряников хранили в секрете, передавали по наследству.  для улучшения вкуса добавляли разные пахучие добавки: люди заметили, что у некоторых растений необычно пахнет кора, у других - листья, у третьих - корень.  А какие вы знаете добавки для пряников или другой выпечки? 

(имбирь, мята, корица, ваниль). Давайте поиграем и узнаем пряности по запаху.                                               

  1. Игра " Узнай по запаху". Детям предлагается определить по запаху разные пряности.
  2. Образование относительных прилагательных.

-   А от какого слова произошло слово "пряник"? - Правильно, пряность.  Если в пряник добавлена мята, какой пряник получится?  (мятный), если в пряник добавлен имбирь, то как будет называться пряник – имбирный, и т.д. 

5. Значение пряников на Руси. Беседа.

Пряник считался лучшим подарком в день крещения младенца, в день именин. Молодые парни в знак любви дарили невесте пряники: 

                 "С давних лет на Руси пряники любили,

                            Их, наши дедушки любя,

Бабушкам дарили!»

В день свадьбы, на свадебный стол ставили не торт, как теперь, а большой пряник, которым молодые угощали гостей. В России очень любили пряники, их много продавали на    ярмарках, в разных городах, а затем и в разных странах.  Начинка у пряников была разной: варенье, пастила, мед, а теперь и вареная сгущенка. Давайте-ка и мы попробуем стать пряничных дел мастерами.

6.Физминутка, пальчиковая гимнастика:

        На столе стояла миска,

         Ну, а в миске пусто,                                                                            

         Заведем, ребятки, тесто,

          Будет очень вкусно.                                                                             

         Яйца в миску разобьем,

         А затем мы мед нальем,           

         И корицу, ванилин в тесто мы положим.

         Всыпем муку, круто мы замесим,

         Тесто мы еще помнем,       

          Стряпать пряники начнем.                                                                         

7Лепка пряников. (Объяснение способов лепки пряников)

Дети, мы попробуем сделать пряник витушкой. Для этого разделим наш кусок теста пополам, каждую часть скатаем колбаской и одну колбаску обовьем вокруг другой. 

Какой еще способ можно использовать при лепке пряников? (метод налепа).

  (Дети работают с тестом, хозяюшка подсказывает, помогает).  

   Мастера готовили печатные пряники. Это уже другой способ изготовления пряника. Вы играете песочнице формочками, на донышке которых есть выпуклости в виде разных картинок. Насыпаете в них песок и прижимаете 

лопаткой, переворачиваете и получаете куличик с картинкой.  Вот так и делают печатные пряники, только вместо формочек, есть специальные деревянные 

формы, на которых вырезаны птицы, рыбы, цветы, названия городов и многое 

другое. Помните: в сказке " О рыбаке и рыбке" говорится:    

             За столом сидит его старуха,                                                         

             Служат ей бояре да дворяне,

             Наливают ей заморские вина,    

             Заедает она пряником печатным.                                                   

8. Просмотр презентации про   тульские печатные   пряники.

9. Итог занятия: сегодня, дети, вы многое узнали о русском угощении - о пряниках; о том, как их готовили и зачем; а еще вы сами были мастерами -пряничниками.

Занятие закончилось. Хозяюшка угощает детей пряниками.     

                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "История игрушек"

Конспект занятия для детей средней  группы«Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «История  игрушки»Интеграция образовательных областей: развитие речи, ко...

Конспект занятия по познавательному развитию "История новогодней игрушки"

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки....

Конспект занятия по познавательному развитию "История обуви"

На занятии формируются представления о временных отношениях на примере истории развития обуви, расширяются знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятел...

Конспект занятия по познавательному развитию "История семейских"

Ознакомление детей с историей появления семейских в Забайкалье...